Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях будет протекать это развитие, во многом зависит будущее ребенка.

Содержание

Введение.......................................................................................... 3
1. Теоретические подходы к проблеме развития
познавательных процессов младших школьников
в ходе учебной деятельности..................................................... 5
2. Понятие и основные характеристики развития
познавательных процессов в младшем
школьном возрасте...................................................................... 10
3. Психолого-педагогические условия, влияющие
на развитие психических познавательных процессов
младших школьников........................................................................ 24
Заключение..................................................................................... 34
Список использованной литературы........................................ 37

Работа содержит 1 файл

возрастная психология.docx

— 76.68 Кб (Скачать)

     Эмоционально-волевая сфера.

     Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении (страх), в свободе движений (гнев) и в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).

     По сравнению с дошкольниками у младших школьников возрастает частота «воображаемых» или прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Формирование такого рода страхов происходит на фоне развития операций прогнозирования на основе хранящихся в памяти ребенка представлений о событиях прошлого опыта. Наличие воображаемых страхов — сигналов — является важным регулятором поведения детей, облегчающим их приспособление к новым сферам жизни (в школе, на улице, в транспорте).

     Стыд как страх осуждения надстраивается над врожденным страхом. Наряду с нарушением запретов взрослых частыми причинами возникновения стыда в младшем школьном возрасте являются плохие отметки («стыдно из-за своих двоек»), материальные утраты («стыдно — разбил хрустальную вазу») или другие формы общественного порицания (например, насмешка).Однако частое переживание этой эмоции вредно. Как подчеркивает К. Изард, стыд может препятствовать развитию целостности человека и нередко лежит в основе развития конформности.

     Гнев — это та фундаментальная эмоция, контролю над проявлением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо. Особенно ребенку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся и поэтому он возмущен и обижен. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка, т. к. мешает ясному мышлению, ухудшает отношения с другими людьми и ведет к психосоматическим расстройствам.

     В дальнейшем в социальных контактах развиваются радость и счастье как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности.

     Ребенку необходимо, чтобы его любили или чтобы ему было кого любить, и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных.   Для ребенка такая радость задругого — пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

     Чувства — это более выраженные, чем эмоции, устойчивые психологические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Чувства социальны. В их основе лежат потребности, возникшие в ходе общественного развития. Специфика чувств состоит в том, что они могут приобрести для человека самостоятельную ценность и сами стать предметом его потребности, приводя его не к приспособительной, а к созидательной, творческой деятельности. Детям свойственна широкая гамма чувств. По отношению к взрослым и сверстникам это могут быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства (и даже самоуверенности) или, напротив, неуверенности в своих силах. Правила, требования, мотивы поведения, базирующиеся на нравственных чувствах, в основном понятны уже дошкольнику. Дети не только способны воспринять и оценить поступки окружающих, но и разделить людей на «добрых» и «злых».

     Моральные понятия и нравственные чувства младших школьников от первого к третьему классу заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У первоклассников они обычно основаны на опыте собственного поведения и поведения близких, на конкретных указаниях и разъяснениях учителей и родителей. У второклассников и третьеклассников, помимо этого, прослеживается значительно большее влияние художественной литературы, кино, телевидения и просто восприятия и анализа окружающей социальной действительности. Соответственно меняется и моральное поведение. Если дети 7-8 лет совершают моральные поступки, следуя прямым указаниям старших, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

     Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычки и потребности происходит на основе положительно эмоционального отношения ребенка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства (например, любовь к родителям, уважение к педагогу, доброжелательность к сверстникам) выступают как самостоятельный

движущий мотив поведения  детей.

     Для ребенка красота и доброта всегда идут рядом, поэтому развитие эстетических чувств у него начинается с восприятия красоты. Как правило, эстетические чувства у детей возникают первоначально при восприятии женщин («мама красивая») и окружающей природы («кошка красивая», «цветы красивые»). Добро всегда прекрасно, и встреча с ним, точно так же как и встреча с красотой, оборачивается особой радостью для ребенка. А детская радость — это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе формирования личности. В младшем школьном возрасте, в процессе постепенного знакомства с продуктами материальной и духовной культуры, дети также начинают переживать эстетические эмоции при восприятии произведений искусства.

     Во время усвоения знаний, умений и навыков у младшего школьника не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности, причем совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед ним возникают все новые и более сложные цели, к достижению которых он стремится.

     В начале обучения цель как первый этап волевого акта возникает в соответствии со словесными указаниями, которые непосредственно идут от учителя или получают из учебников и дополнительной литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами. Такое развитие потребностно-мотивационной сферы — важнейшее условие формирования его волевых поступков и волевых черт характера. Существенной волевой чертой характера является самостоятельность. Чем младше школьники, тем хуже они умеют действовать самостоятельно. Они способны управлять собой, руководствуясь взглядами и убеждениями (их еще надо у ребят сформировать), и поэтому часто подражают другим. В связи с этим учитель и окружающие люди должны  показывать им  положительные  примеры

  поведения.

     Другой очень важной волевой чертой характера младшего школьника является выдержка. Проявляется эта черта сначала в умении подчиняться требованиям взрослых. Позже у младшего школьника возникает умение сдерживаться, подчиняясь режиму школьной жизни и распорядку времени после школы, самостоятельно организуя выполнение домашних заданий и своего досуга. У него также проявляется и противоположная сдержанности отрицательная черта характера - импульсивность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители, на все то, что своей новизной захватывает ребенка. К III классу она встречается у детей уже реже. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной   особенностью   ребенка.

     Настойчивость как важнейшая волевая черта характера развивается к III классу и позволяет учащимся добиваться успеха в учебе даже при больших трудностях. Ярче всего эта черта проявляется при выполнении домашних заданий, на уроках труда, во время уборки класса, школьного помещения, двора. Развитие волевых черт характера младшего школьника тесно связано с развитием его нравственных качеств: коллективизма, честности, чувства долга, патриотизма и других качеств   

 

 

 

 

 

 

 

3. Психолого-педагогические  условия, влияющие на развитие  психических познавательных процессов  младших школьников.

     Анализ литературы по проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников позволяет выделить следующие условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов:

-   учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе развития познавательных процессов;

-   педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог - социум - среда;

-   систематический процесс организации занятий с использованием психологических занятий и упражнений в игровой форме;

-   соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности в ходе занятий;

     Условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов - это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка; те обстоятельства обучения, воспитания и развития, от которых зависят особенности и уровень психического развития. В психологии выделяют внешние и внутренние условия. Внутренние условия - это активность, интересы, целеустремлённость, мотивы и волю. К внешним условиям относят обучение и воспитание21.

     Условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи22.

     Немаловажное значение для развития психических процессов играет

 познавательный интерес.  Для формирования и развития  познавательного интереса необходимо  выполнение следующих условий:

· укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять, не ослаблять интереса недоверием, негативными оценками;

· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции учителя и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

· использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Таким образом, занятие будет  познавательным, если дети:

· думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

· внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);

· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

     Психологи отмечают, что интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость, быстроту, плодотворность, снимает утомление, создает здоровый климат общения и коллективной деятельности23.

     Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, наблюдается высокая острота зрения и слуха, хорошо ориентируются на различные формы и цвета. В учебной деятельности восприятие сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов.

     К основным психолого-педагогическим условиям эффективности развития познавательных процессов младших школьников в процессе обучения и воспитания в рамках гуманистической концепции личностно

 ориентированного обучения  можно отнести:

1. Преобразование традиционной  классно-урочной системы в систему 

организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом  соответствия характера педагогического  воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности  младшего школьника.

3. Формирование направленной  мотивации различного рода отношений  и деятельности в процессе  развития.

4. Положительное воздействие  педагога на эмоциональную сферу  школьников.

5. Формирование адекватного  самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической  компетентности в деятельности  педагога24.

     Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовываться в жизни. Такой статус приобретался человеком длительной отработкой навыков поведения, путем приучения к определенным действиям. На раннем этапе развития человечества для передачи опыта достаточно было показать действия, направленные на сохранение жизни. И в подсознании человека укоренилось стремление к знаниям, которые помогут выжить. По мере усложнения жизни усложнялись и способы передачи опыта для дальнейшего применения. Но эффективным остался понятный и простой способ: показ действий учителем, повторение учеником и получение результата повторения. В психологии такой способ называют психологическими занятиями и упражнениями в игровой форме25.

Информация о работе Познавательных процессов младших школьников в ходе учебной деятельности