Познавательная сфера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение познавательных сфер личности, проведение собственного исследования для лучшего понимания данной темы.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Подробно рассмотреть все познавательные сферы личности;
Изучить основные приёмы мнемотехники;
Провести анализ изученного материала на основе своего рабочего коллектива и себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Познавательная сфера человека………………………………………………..4
Ощущение…………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………..6
Мышление………………………………………………………………...7
Внимание………………………………………………………………….9
Память…………………………………………………………………….11
Воображение……………………………………………………………...14
Речь………………………………………………………………………..15
Основные приёмы (мнемотехники) запоминания……………………………17
Социализация……………………………………………………………………19
Малая группа……………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………………26

Работа содержит 1 файл

Psikhologia_k_r.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

 

2. Основные приёмы (мнемотехники) запоминания

Мнемотехника - система  специальных приемов, служащих для  облегчения запоминания, позволяющая  последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Рифма и ритм.

Один из наиболее действенных  способов обеспечить запоминание материала  — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических  упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе.

Специалисты, занимающиеся рекламой, отлично понимают значение рифмы для запоминания различной  информации. Вы, без сомнения, замечали, что во многих рекламных роликах  информация о товарах зарифмована, и это способствует более быстрому ее запоминанию, а, следовательно, скорейшей реализации товаров.

Зарифмованные рекламные  ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться.

Аббревиатура (акроним).

Мы сталкиваемся с  аббревиатурами каждый день, поскольку их использование весьма популярно. Мы уже привыкли к таким словам, как МВФ, ООН и т.д. Эти аббревиатуры не только сокращают длинные названия организаций (Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций), но и способствуют их запоминанию.

Метод расположения предметов.

Этот метод пришел к нам из Греции и представляет собой способ запоминания предметов  с помощью фиксирования их месторасположение. Вы, без сомнения, часто используете  этот метод, хотя не отдаете себе в  этом отчета. К примеру, если вас спросить, сколько окон в вашем доме, то вы можете сразу не ответить на этот вопрос, но если вы представите, что идете по своему дому, то, безусловно, без труда сосчитаете все окна.

Нахождение связи между  цифрами и буквами.

Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова, как правило, имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз и помогает «перевести» числа в слова. В основе данного метода лежит соответствие между цифрами и согласными буквами, которые чем-то напоминают эти цифры.

Использование картинок.

Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в  картинки на основе их звучания или  смыслового значения для улучшения  запоминания. Этот метод особенно полезен  для запоминания фамилий людей и их профессий.

Часто случается, что  мы сталкиваемся с трудностями при  запоминании имен собственных и названий. Для того чтобы облегчить этот процесс, мы можем использовать различные картинки. Мы должны представить, какие ассоциации возникают у нас, когда мы думаем о каком-то городе, произносим его название или фамилию человека.

Использование цепочек.

Использование цепочек  чрезвычайно полезно для фиксирования в памяти списка имен собственных  или просто каких-либо предметов. При  запоминании любого списка вам нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций. Это может быть сделано двумя способами: с помощью создания рассказа или с помощью простой цепочки.

Про себя могу сказать, что  владею мнемотехническими приёмами относительно хорошо. Считаю, что все приемы, безусловно, удобны для меня. Т.к. каждый из приёмов применяю в различных ситуациях. Но всё же наиболее удобным считаю приём с использованием картинок!

 

 

3. Социализация

Социализация — процесс  усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Выделяют несколько  стадий социализации личности:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).
  2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения.
  3. Стадия интеграции проявляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:

- сохранение своей  непохожести и появление агрессивных  взаимодействий (взаимоотношений) с  людьми и обществом;

- изменение себя, чтобы  "стать как все";

- конформизм, внешнее  соглашательство, адаптация. 

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного  или бессознательного усвоения и  воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизм полоролевой  идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С. Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия страдания — чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация  предполагает стимулирующее влияние  одних людей на поведение других. Социальная ингибиция проявляется  в тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с  термином «социальный конформизм»  т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетами идеологии.

Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя  конформность, которая проявляется  лишь во внешнем согласии. При внутренней индивид действительно преобразует  внутренние установки в зависимости  от мнения окружающих.

Негативизм - это конформизм наоборот, стремление, во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы  социализации: внушение, групповые  экспектации, ролевое научение и др.

Социальное становление  человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Группы, задающие систему внешней  регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа.

В отечественной и  западной науке имеются различные  классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

  • Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей;
  • Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку ;по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
  • Микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание.

Про себя могу сказать, что нахожусь на середине между стадией интеграции и трудовой стадией. Считаю, что не совсем ещё нашла своё место в обществе. Нахожусь в активном поиске, т.к. не имею никакой поддержки от родных и близких. Уже год как работаю. Очень часто меняю место работы. Можно сделать вывод, что нахожусь также и на трудовой стадии. Механизм, который можно отнести ко мне – это оценка желаемого поведения, осуществляемый в процессе социального контроля. Фактор социализации – микрофактор. Считаю, что оказываю непосредственное влияние на конкретных людей: друзья, семья, одногрупники и т.п.

 

4.  Малая группа

Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Рабочий коллектив отдела “Топ-Топ”: Коллектив состоит из 7 человек. Все женского пола. Возраст от 18 до 45лет. Большинство имеет законченное высшее образование.

По классификации:

  1. Коллектив - т.к. соответствует ряду весьма высоких требований: успешно справляется с возложенными на нее задачами (эффективна в отношении основной для нее деятельности), имеет высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создает для каждого своего члена возможность развития как личности, способна к творчеству, т.е. как группа дает людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
  2. Формальная – основана на официальных предписаниях
  3. Временная
  4. Группа разного уровня развития
  5. Вертикальная – т.к. члены имеют разный статус в обществе
  6. Высокоразвитая – в группе достаточно психологич. Общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений. Сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, эффективная совместная работа.

Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между  ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения). Присуще социометрическая структура группы. Ценности малой группы – то, что наиболее значимо и важно для членов группы. Моему рабочему коллективу важнее всего личные продажи, которые тесно связаны с заработной платой работников. Собственно важна и сама заработная плата. Групповые санкции – положительные и отрицательные воздействия группы на своих членов. В нашем коллективе нет отрицательного воздействия группы на своих членов. Скорее наоборот, масса положительных моментов. К примеру, каждый из членов коллектива стал более ответственным, коммуникабельным, честным, справедливым и т.п.

Как и люди, группы имеют  свой жизненный цикл. Группа переживает разные стадии развития, прежде чем полностью раскроет свой потенциал.

  1. Начало воркшопа. Стадия рождения группы. Проводится запись участников; происходит первая встреча; уточняются цели группы; разрабатывается программа; обсуждаются формы работы.
  2. Знакомство друг с другом. Это «раннее детство» группы: участники ближе знакомятся друг с другом, обнаруживают общих знакомых или общее хобби; замечают сходство и различия в жизненных целях, ценностях, надеждах и опасениях, в жизненном опыте. Группа устанавливает правила, происходит разделение ролей и задач. Отношения внутри группы становятся более дружескими.
  3. Начало работы. Группа начинает работать над своими целями, распределять задачи и принимать на себя обязанности.
  4. Период конфронтации. Сильнее проявляются различия между участниками, возникают конфликты, которые прорабатываются либо игнорируются; яснее «вырисовываются» личности отдельных людей, формируются альянсы и подгруппы. На этой стадии групповые цели и способы действия проверяются и порой определяются по-новому.
  5. Развитие синергии. Участники в основном идентифицируются с целями группы и обнаруживают, что совместная работа столь же важна, как и личность каждого со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Члены группы становятся более толерантными, терпимыми к чужим слабостям и недостаткам. Они больше не считают, что «виноват» ведущий или другие.
  6. Завершение работы группы. Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Многие ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. Участники довольны в большей или меньшей степени. Нашему коллективу причастен соучастный, демократический стиль. Т.к. это стиль совместного принятия решения, когда лидер и сотрудники работают вместе. Но, не смотря на соучастие в процессе работы, лидер определяет окончательное решение. Использование этого стиля нельзя назвать признаком слабости, это, скорее, признак силы, здесь лидер заслуживает уважения сотрудников. Я считаю что у нас очень сплочённый коллектив. В трудную минуту любой готов помочь, поддержать. Отодвинуть свои проблемы на второй план и можно так сказать “помочь утопающему”. В качестве социально-психологических факторов эффективности групп можно выделить следующие:
  7. Целенаправленность, характеризующая цели совместного взаимодействия, т.е. потребности, ценностные ориентации членов организации, средства и способы взаимодействия.
  8. Мотивированность, раскрывающая причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов организации.
  9. Эмоциональность, проявляющаяся в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации.
  10. Стрессоустойчивость, характеризующая способность организации согласованно и быстро мобилизовать эмоционально-волевой потенциал людей для противодействия деструктивным силам.
  11. Интегративность, обеспечивающая необходимый уровень единства мнений, согласованности действий.
  12. Организованность, обусловленная особенностями процессов управления и самоуправления.

Информация о работе Познавательная сфера человека