Познавательная сфера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение познавательных сфер личности, проведение собственного исследования для лучшего понимания данной темы.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Подробно рассмотреть все познавательные сферы личности;
Изучить основные приёмы мнемотехники;
Провести анализ изученного материала на основе своего рабочего коллектива и себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Познавательная сфера человека………………………………………………..4
Ощущение…………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………..6
Мышление………………………………………………………………...7
Внимание………………………………………………………………….9
Память…………………………………………………………………….11
Воображение……………………………………………………………...14
Речь………………………………………………………………………..15
Основные приёмы (мнемотехники) запоминания……………………………17
Социализация……………………………………………………………………19
Малая группа……………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………………26

Работа содержит 1 файл

Psikhologia_k_r.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Основные виды внимания:

  1. Природное внимание - дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы.
  2. Социально обусловленное внимание - складывается прижизненно в результате обучения и воспитания
  3. Непосредственное внимание - не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено.
  4. Опосредствованное внимание - регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
  5. Непроизвольное внимание - не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.
  6. Произвольное внимание - обязательно включает волевую регуляцию, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,
  7. Чувственное внимание - связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
  8. Интеллектуальное внимание - преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Пять основных свойств  внимания:

  1. Устойчивость внимания - способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
  2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) - проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  3. Переключаемость внимания - перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.
  4. Распределение внимания - способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
  5. Объем внимания - количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение. 

Характеристики:  
    1. Объема - количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты за короткое время; 

2. Избирательность - скорость осуществления выбора стимула из множества других (количество), степень соответствия выбора (качеств.);  
   3. Устойчивость - временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности без отклонения от исходного качественного уровня;  
   4.  Концентрация - по интенсивности помех; 

   5. Распределение - временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими;  
  6. Переключение - скорость перехода субъекта от одного вида деятельности к другому.  
   7. Избирательность - корректурные пробы (вычеркивание букв).  
   8. Устойчивость - корректурная проба Бурдона, фиксируется изменение скорости выбора. 

 

2.5. Память

Память – это психический  процесс запечатления, сохранения и  воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность  и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

В соответствии с функциями  памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения.

Виды памяти:

В зависимости  от особенностей запоминания и воспроизведения  материала:

      1. Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки.
      2. Эмоциональная (аффективная память) характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации.
      3. Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно-важного объекта и его местонахождение в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной.
      4. Словесно - логическая память: на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

  В зависимости   от характера деятельности:

  1. Произвольная  память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания.
  2. Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном опыте.

  В зависимости  от способа запоминания:

  1. Механическая  память не опирается на осмысление запоминаемого материала.
  2. Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности  хранения материала в памяти:

  1. Ультракороткая - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре.
  2. Кратковременная память - определенная фаза памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации.
  3. Долговременная память обуславливается стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь.
  4. Оперативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

Процессы  памяти:

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

•    Запечатление;

 •    Непроизвольное запоминание;

 •    Преднамеренное запоминание (заучивание).

Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга  удерживается полученная информация. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.

Забывание - это процесс, заключающийся  в невозможности воспроизведения  ранее закрепленного в памяти материала.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. 

Методы исследования памяти:

Л.Н.Кулешова: при экспериментальном  исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная). 

В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта.

Методы также можно разделить  на исследования памяти конкретного  человека и исследования общих закономерностей  памяти. К числу последних относится, например, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера.

 

2.6. Воображение

Воображение — способность  человека к построению новых образов  путем переработки психических  компонентов, приобретенных в прошлом  опыте. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и промежуточный. Не вообразив себе готовый результат труда нельзя приниматься за работу.

Среди видов и форм воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление  объекта, как можно более полно  соответствующее его описанию.

Творческое воображение  характеризуется тем, что человек  преобразует представления и создаёт новые не по имеющемуся образу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Мечта – направлена на будущую деятельность, т.е. мечта  – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Существует несколько  видов воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

В активном  воображении  образы сознательно формируются  и преобразуются в соответствии с целями сознательной творческой деятельности. В пассивном  воображении смена образов происходит непроизвольно. Репродуктивное  воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение в отличии от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.

Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения.

Воображение в  целом  является для человека могучим  средством  познания мира и его  перестройки.

 

2.7. Речь

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Речь - сложнейшая система  условных рефлексов. В основе речи лежит  деятельность второй сигнальной системы. Исследованиями установлено, что способность  человека к анализу и синтезу речи связана: с левым полушарием головного мозга, со слухоречевой зоной коры больших полушарий, задней частью височной извилины, с зоной, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины (зона Брока).

Психологи выделяют 2вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Под внешней  речью  понимают непосредственное общение, проявляющееся  в словесных выражениях. Под внутренней речью понимается внутреннее отражение  действительности в словах. Она фрагментальна  и менее развита, чем внешняя, но может переходить во внешнюю речь.

Речь имеет  ряд  свойств:

  1. Содержательность  речи определяется количеством  выраженных в ней мыслей, чувств  и стремлений, их значительностью.
  2. Понятность  речи достигается синтаксически  правильным построением предложений,  примененным в соответствующих  местах пауз, выделении слов с  помощью логического ударения.
  3. Выразительность  речи связана с эмоциональной  насыщенностью (она может быть  яркой, энергичной или наоборот, вялой, бледной).
  4. Воздейственность  речи заключается в ее влиянии  на мысли, чувства и волю  других людей, на их убеждения и поведение.

В повседневном общении  человек использует речь, как средство выражения не только в устной и  письменной формах, но и в формах стихов, песен. Эти формы отражают сильные чувства человека, например: нежность, любовь, гнев, ненависть.

Методы исследования речи:

  1. Цепной ассоциативный эксперимент. Измеряется общие объем продуцируемых ассоциаций за единицу времени (чаще 1 мин.), опуская при этом длительность латентного периода формирования ассоциаций. Испытуемый должен за единицу времени произносить любые слова, не перечисляя их окружения. Определяется длина ассоциативного ряда, число и размер семантических гнезд, их средние размеры. Норма=19-21 слов в мин., 3-4 гнезда в одну минуту по 5-6 слов в гнезде. 
  2. Свободный ассоциативный эксперимент. Впервые использован К.Г. Юнгом. Испытуемый должен как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. По характеру ассоциаций испытуемого, времени реакции, общему поведению можно судить о его установках, мотивах, эмоциональных сдвигах. 
  3. Парный ассоциативный эксперимент (проба с лидером). Разновидность свободного ассоциативного эксперимента. Стимулы одновременно предъявляются двум испытуемым, и они одновременно отвечают любыми словами, пришедшими им в голову. Позволяет установить лидера, у которого более короткое время ассоциаций и навязывание своих ассоциаций второму испытуемому. 
  4. Направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемый в ответ на слово-стимул отвечает не любым пришедшим ему в голову словом-реакцией, а обязан подобрать слово в соответствии с инструкцией.

Информация о работе Познавательная сфера человека