Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:57, контрольная работа
Целью исследования является изучение познавательных сфер личности, проведение собственного исследования для лучшего понимания данной темы.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Подробно рассмотреть все познавательные сферы личности;
Изучить основные приёмы мнемотехники;
Провести анализ изученного материала на основе своего рабочего коллектива и себя.
Введение………………………………………………………………………………..3
Познавательная сфера человека………………………………………………..4
Ощущение…………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………..6
Мышление………………………………………………………………...7
Внимание………………………………………………………………….9
Память…………………………………………………………………….11
Воображение……………………………………………………………...14
Речь………………………………………………………………………..15
Основные приёмы (мнемотехники) запоминания……………………………17
Социализация……………………………………………………………………19
Малая группа……………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………………26
Основные виды внимания:
Пять основных свойств внимания:
Экспериментальное изучение внимания базируется в основном на исследовании отдельных его характеристик, таких как объем, избирательность, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Характеристики:
1. Объема - количество объектов, которые
могут быть отчетливо восприняты за короткое
время;
2. Избирательность - скорость осуществления
выбора стимула из множества других (количество),
степень соответствия выбора (качеств.);
3. Устойчивость - временные параметры
длительности сохранения направленности
и сосредоточенности без отклонения от
исходного качественного уровня;
4. Концентрация - по интенсивности помех;
5. Распределение - временные показатели,
полученные в результате сопоставления
длительности правильного выполнения
одной задачи и выполнения этой же задачи
совместно с другими;
6. Переключение - скорость перехода субъекта
от одного вида деятельности к другому.
7. Избирательность - корректурные пробы
(вычеркивание букв).
8. Устойчивость - корректурная проба Бурдона,
фиксируется изменение скорости выбора.
2.5. Память
Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.
Память, как познавательный
процесс, обеспечивает целостность
и развитие личности. Память изменяется
с возрастом и поддается
Основная функция памяти
состоит в координации
В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения.
Виды памяти:
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
В зависимости от характера деятельности:
В зависимости от способа запоминания:
В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти:
Процессы памяти:
Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
• Запечатление;
• Непроизвольное запоминание;
• Преднамеренное запоминание (заучивание).
Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание.
Забывание - это процесс, заключающийся
в невозможности
Воспроизведение - процесс памяти,
в результате которого происходит актуализация
закрепленного ранее материала.
Методы исследования памяти:
Л.Н.Кулешова: при экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).
В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательной памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта.
Методы также можно разделить на исследования памяти конкретного человека и исследования общих закономерностей памяти. К числу последних относится, например, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера.
2.6. Воображение
Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и промежуточный. Не вообразив себе готовый результат труда нельзя приниматься за работу.
Среди видов и форм воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создаёт новые не по имеющемуся образу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Мечта – направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Существует несколько видов воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.
В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями сознательной творческой деятельности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение в отличии от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.
Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения.
Воображение в целом является для человека могучим средством познания мира и его перестройки.
2.7. Речь
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Речь - сложнейшая система условных рефлексов. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана: с левым полушарием головного мозга, со слухоречевой зоной коры больших полушарий, задней частью височной извилины, с зоной, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины (зона Брока).
Психологи выделяют 2вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Под внешней речью понимают непосредственное общение, проявляющееся в словесных выражениях. Под внутренней речью понимается внутреннее отражение действительности в словах. Она фрагментальна и менее развита, чем внешняя, но может переходить во внешнюю речь.
Речь имеет ряд свойств:
В повседневном общении человек использует речь, как средство выражения не только в устной и письменной формах, но и в формах стихов, песен. Эти формы отражают сильные чувства человека, например: нежность, любовь, гнев, ненависть.
Методы исследования речи: