Познавательная сфера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение познавательных сфер личности, проведение собственного исследования для лучшего понимания данной темы.
Цель исследования обусловила постановку следующих задач:
Подробно рассмотреть все познавательные сферы личности;
Изучить основные приёмы мнемотехники;
Провести анализ изученного материала на основе своего рабочего коллектива и себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Познавательная сфера человека………………………………………………..4
Ощущение…………………………………………………………………4
Восприятие………………………………………………………………..6
Мышление………………………………………………………………...7
Внимание………………………………………………………………….9
Память…………………………………………………………………….11
Воображение……………………………………………………………...14
Речь………………………………………………………………………..15
Основные приёмы (мнемотехники) запоминания……………………………17
Социализация……………………………………………………………………19
Малая группа……………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы…………………………………26

Работа содержит 1 файл

Psikhologia_k_r.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова”

филиал в г.Северодвинске Архангельской области

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра педагогики и психологии общего и профессионального образования

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Психология

тема: Познавательная сфера человека

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

заочной формы обучения

направление: «Менеджмент.

Управление человеческими ресурсами»

Мамонова Мария  Сергеевна

 

 

Проверила: кандидат психологических наук, доцент

Каданкова Наталья  Николаевна

 

 

 

 

Оценка:________

 

 

Северодвинск

2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………..3

  1. Познавательная сфера человека………………………………………………..4
    1. Ощущение…………………………………………………………………4
    2. Восприятие………………………………………………………………..6
    3. Мышление………………………………………………………………...7
    4. Внимание………………………………………………………………….9
    5. Память…………………………………………………………………….11
    6. Воображение……………………………………………………………...14
    7. Речь………………………………………………………………………..15
  2. Основные приёмы (мнемотехники) запоминания……………………………17
  3. Социализация……………………………………………………………………19
  4. Малая группа……………………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список использованных источников и литературы…………………………………26

 

Введение

Исключительно большую  роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических  процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эффективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодинакова. Так, простое созерцание окружающей действительности происходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И, конечно же, на этих этапах познавательной деятельности функционируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.

Для того чтобы удовлетворять  свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Объектом моего исследования является духовная сущность человека как личности.

Предмет исследования познавательная сфера личности, методы мнемотехники.

Целью исследования является изучение познавательных сфер личности, проведение собственного исследования для лучшего понимания данной темы.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

    1. Подробно рассмотреть все познавательные сферы личности;
    2. Изучить основные приёмы мнемотехники;
    3. Провести анализ изученного материала на основе своего рабочего коллектива и себя.

 

2. Познавательная сфера  личности

Познавательные процессы – это система психических  функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. Познавательная сфера личности, это: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

 

2.1. Ощущение

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий  в отражении отдельных свойств  предметов, а также внутренних состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Функции ощущений таковы:

  • Являются основой более сложных познавательных процессов;
  • Превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания;
  • Обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Согласно материалистической теории отражения, именно через ощущения осуществляется непосредственная связь сознания с внешней средой и преобразование энергии внешних воздействий (раздражений) в сенсорную информацию.

Разделяют ощущения по критерию принадлежности к специализированным анализаторам, ответственным за их обработку. Выделяют ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, проприоцептивные, двигательные. По расположению рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся  ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся  интерорецептивные ощущения, связанные  с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся  кинестезические (двигательные) и статические  ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «собственный»).

Ощущения отличаются друг от друга интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека, длительностью - временем продолжительности, тоном воздействия - приятным или неприятным, которое присуще данному ощущению.

Ощущениям присущи  свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.

Адаптация - это повышение или понижение чувствительности анализаторов, в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст -  это явление, когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги  ощущений - достижение определенной чувствительности к раздражителю, путем интенсивности. Нижний порог - это минимальная величина или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог ощущения та максимальная  величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться.

Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга, под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные  образы - выражаются в продолжении ощущений, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Экспериментально можно  установить минимальную интенсивность  любого раздражителя. Абсолютный порог  по Фехнеру и есть минимальная интенсивность раздражителя. E=1/RL.

Психофизический закон: величина ощущения пропорциональна  не абсолютному значению стимула, а  логарифму величины стимула, если эта  последняя выражена через свою пороговую  величину.

 

2.2. Восприятие

Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

Обеспечивает непосредственно-чувственную  ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску

Классификация восприятия:

1) По основанию:  зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое;

2) По форме:  восприятие  пространства, восприятие  движения, восприятие времени.

Восприятие обладает несколькими определенными свойствами:

Предметность – отнесенность образов восприятия предметами и  явлениями окружающего мира (соответствие образа и реального предмета).

Целостность – законченная, оформленная структура на основе общения знаний обо всех свойствах  предмета, получаемых в виде различных  ощущений.

Осмысленность – связь  с мышлением, сознательно  воспринимать предмет, значит мысленно называть его, относить его к определенной группе, классу предметов.

Структурность – некая  обобщенная структура, которая формируется  в течение некоторого времени.

Константность - относительное  постоянство некоторых  свойств  предметов при изменение его условий.

Апперцепция – обусловленность  восприятия человека, зависит от содержания его психической жизни, прошлого опыта, особенностями эмоционального состояния и особенностями познавательной сферы в целом.

Избирательность - человек  не может воспринимать все, что на него воздействует, он воспринимает то, что необходимо, в данный момент.

 

2.3. Мышление

Мышление - это социально  обусловленный, неразрывно связанный  с речью, процесс обобщенного  и опосредованного отражения  действительности в ее существенных связях и отношениях.

Можно выделить основные функции мышления как познавательного процесса, то следует назвать следующие:

    • Мышление выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты;
    • Находит как существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или рассуждениями;
    • Осуществляет сравнительный анализ возможных путей решения проблемы;
    • Предлагает оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря, сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит еще раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.п.

Виды процесса мышление:

  1. Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
  2. Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.
  3. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Свойства мышления:

  1. Мышление направлено, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос. Мышление может быть позитивным (что найти хорошее в случившемся?), негативным (Ну и что здесь плохого?), направленным в прошлое (почему произошло?), в будущее (как использовать?) и т.д.;
  2. Мышление не объективно, но логично;
  3. Мышление может быть развитым и неразвитым;
  4. Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

До XX века существовал только метод самонаблюдения.  
   Лущихина выделяет следующие методы:  
   1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций.  
   2) Метод беседы.  
   3) Анкетирование.  
   4) Лабораторный эксперимент.   

5) Тестирование. 
   6) Самонаблюдение.  
   7) Моделирование мыслительных процессов.    

8) Психофизиологические  методы.   

Примеры методик: методика Лачинса, "Словесный лабиринт", методика Выготского-Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент.

 

 

 

2.4. Внимание

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, это сосредоточенность на объекте познавательной деятельности.

Функции внимания:

  1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;
  2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями;
  3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;
  4. Определяет точность и детализацию восприятия;
  5. Определяет прочность, и избирательность памяти;
  6. Определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности;
  7. Является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений;
  8. Выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти;
  9. Для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи;
  10. В системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

Информация о работе Познавательная сфера человека