Понятие психики. Природа психического, психические особенности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Психика (индивидуальное сознание) человека является порождением универсально-творческой по своей природе предметной деятельности обобществившегося человечества, с «железной необходимостью» должна проявлять указанную природу собственной субстанции – деятельности. Проявления же общественно-человеческой деятельностной универсальности (и «креативности») столь же разнообразны, сколь разнообразны распредмечиваемые деятельностью объективные содержания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
§1.1 Понятие психики……………………………………………………4
§1.2 Особенности психики………………………………………………7
§1.3 Типизация разновидностей психики………………………………11

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИИКИ ЧЕЛОВЕКА
§2.1 Сущность природы психики……………………………………….14
§2.2 Проблематика психического развития человека…………………16
§2.3 Биологическое и социальное в психике человека………………..19
§2.4 Отличие психики человека от психики животных……………….22


Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 145.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ) 
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА  
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по учебной  дисциплине

 

«Психология и педагогика»

 

на тему: «Понятие психики. Природа психического, психические особенности человека».

 

 

 

 

 

 

Сдал:________________2012 г.                                                                                                     

             (подпись, дата),                                                                                                                                

 

 

 

Принял:______________2012 г.                                                                                                   

               (подпись, дата)

Студент III курса

 заочного отделения,

 группа  ЮзМ-330

 Артюхов Илья Юрьевич

 

 

 

Доцент, кандидат социологических наук

Казанская Лариса Анатольевна                                                                                                                                    

 

 


 

 

 

 

 

Миасс 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

§1.1 Понятие психики……………………………………………………4

§1.2 Особенности психики………………………………………………7

§1.3 Типизация разновидностей психики………………………………11

 

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИИКИ ЧЕЛОВЕКА

§2.1 Сущность природы психики……………………………………….14

§2.2 Проблематика психического развития человека…………………16

§2.3 Биологическое и социальное в психике человека………………..19

§2.4 Отличие психики человека от психики животных……………….22

 

 

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………………………..27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психика (индивидуальное сознание) человека является порождением  универсально-творческой по своей природе  предметной деятельности обобществившегося  человечества, с «железной необходимостью» должна проявлять указанную природу собственной субстанции – деятельности. Проявления же общественно-человеческой деятельностной универсальности (и «креативности») столь же разнообразны, сколь разнообразны распредмечиваемые деятельностью объективные содержания.

Психолог сталкивается с реальностью универсальности и творчества не только там, где в фокусе его внимания оказываются мыслительные процессы индивида. Психологические метафоры типа «продуктивное восприятие», «визуальное мышление», «ручное мышление», «разумный глаз», «двигательная задача», «эмоциональное воображение», «умные эмоции» и др. лишний раз подтверждают это. Метафоры, конечно, не аргументы. Попытаемся взглянуть на разбираемую проблему, что называется, изнутри.

Такой взгляд изнутри  выводит нас из сферы чистой психологии в сферу истории и логики общественной предметной жизнедеятельности человеческого рода и заставляет вспомнить слова Маркса о том, что политическая экономия начинается не там, где о ней как таковой идет речь. То же и с психологией, дерзнувшей разгадать загадку творящей человеческой души.

Цель работы – рассмотреть  особенности психики человека.

Задачи работы – представить  понятие психики; представить типизацию  разновидностей психики; изучить творческую природу человека.

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

§1.1 Понятие психики

 

К сожалению, нынешняя психология, несмотря на описание широкого круга понятий, и большого спектра психических особенностей менталитета человека, тем не менее, не имеет до сего времени единой шкалы оценки необходимых параметров психики, удовлетворяющей современным требованиям к ее практическому использованию.

Поэтому для соизмерения  и сравнения психических особенностей архетипов человека с целью их использования как интегральной составляющей его менталитета мы вынуждены пользоваться собственной шкалой психонормальности, позволяющей наглядно представлять и отличать здоровую, нормальную психику от частично недоразвитой или искаженной, а то и вовсе полностью больной.

Нормальную, здоровую психику  человека должны отличать:

Необходимый набор рецепторов вкупе с механизмом адекватной рецепции всех сигналов-раздражителей, поступающих из био- и инфосферы, при этом широта и глубина источников раздражений должна охватывать не менее половины сфер макро- и микрокосмоса. Процесс должен образно напоминать репортажи спецкоров с места событий.

Сбалансированная рефлективность, включающая среднедостаточную силу реакций как возбуждения, так, если надо, и торможения соответствующих  РАД. При этом должна четко осуществляться оценочно-аналитичекая обработка поступающей от системы рецепции информации через взаимосвязь с сознанием, обеспечивая, таким образом, широту и направленность рефлективности в сторону разумности, ноосферности.

Наличие всех четырех  сигнальных подсистем, развитость которых  и взаимосвязь с сознанием подтверждалась бы каждодневной практикой суждений, принимаемых решений, предпринимаемых действий, образом жизни и манерами поведения.

Результирующие параметры  индивидуальной психики каждого  человека зависят, как мы уже говорили, от организации нейропиля коры головного мозга и находят свое отражение на означенных ординатах, отражающих степень адекватности рефлективности и инфосферную ориентацию психики, точнее:

Рефлективность – от полного невосприятия до сверхвысокой возбудимости.

Состояние сигнальных подсистем – от наличия только первой до обладания полным набором всех четырех.

Инфосферная ориентация – ноосферное направление, негасферное влияние, смешанное.

Выделенный на графиках ноосферный фон соответствует параметрам идеальной, здоровой, нормальной психики. Любые отклонения от обозначенной области характеризуют ту или иную степень ее неразвитости или искаженности. Иными словами, нормальной для нынешнего времени следует считать такую психику у человека, которая предельно рефлективна, при этом человек способен сдерживать при необходимости свои эмоции при любых обстоятельствах. Кроме того, его психика должна обладать способностью адекватно реагировать на раздражители всех четырех сигнальных подсистем по широкому кругу макро- и микрокосмических сфер, функционируя в режиме ноосферной направленности, отражая влияние негасферных явлений.

Какие способы оценки параметров психики (своей, чужой) известны в настоящее время? Врач-психиатр с помощью своего молоточка банальным  ударом по коленке может определить только степень рефлективности некоторых АФЦ I-ой сигнальной подсистемы. Ничего более. Даже то, как человек реагирует на прекрасное или безобразное, врач-психиатр не в состоянии выяснить сразу. Функциональные же центры прочих сигнальных подсистем с достоверностью можно оценить лишь в процессе продолжительных наблюдений за поведением человека в жизни, что специалистам вне стен клиники делать затруднительно. Другие способы проверок и тестов, включая собеседования, пока неэффективны1.

Поэтому следует иметь  в виду, что нормальная работа функциональных центров II-ой сигнальной подсистемы, например, выражается в послушании, дисциплине, разумном подчинении индивида. Балансировка этих центров и наполнение содержанием соответствующих РАД осуществляется в процессе воспитания человека, а дисбаланс или отсутствие требуемых РАД проявляется при недостатке воспитания или его полном отсутствии.

Психическая ненормальность человека влечет за собой широкий  спектр расстройств менталитета – от легких кратковременных поведенческих отклонений (неврозы и другие т.н. пограничные состояния) до тяжелых длительных заболеваний, связанных с глубокими значительными расстройствами и функциональными изменениями психоневротической деятельности, сопровождающимися нарушением отражения реальности и поведения (психозы, арефлексия и т. д.).

Эти отклонения влияют, прежде всего, на адекватность рефлективности индивида на те или иные события и явления жизни, что тем или иным образом отражается на характере и манере его поведения (нарушения спокойствия, уравновешенности, предусмотрительности, рассудительности, разумности и т. д.), а также в итоге на все параметры его менталитета.

Суммативные эффекты  индивидуальных психик в итоге находят  отражение в показателях общественной психики, психическом климате, атмосфере данного общества, широте макрокосмических сфер ее рефлективности. Результирующие этих суммативных явлений дают нам нормальное психическое состояние данного общества, социума: либо общественное спокойствие, сопровождаемое гармоничным его развитием, либо общественное волнение, общественный психоз вплоть до истерии, часто сопровождающиеся какими-то общественными катаклизмами (вплоть до революций), общественную эйфорию, общественную апатию, панику в обществе и т.п.

§1.2 Особенности психики

 

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Остальные (алгоритмический модуль, интеллект и сознание) складывались позднее в процессе эволюционного развития человека. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, т. е. его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. Будучи важнейшим, если не главным признаком Жизни вообще и показателем развитости любого организма, психика и сама имеет филогенезный период развития, исторически сопоставимый по времени лишь с длительностью самой Жизни с момента ее зарождения на планете Земля, и продолжает свое совершенствование до сих пор. На особенностях развития психики с философской, строго научной точки зрения остановимся несколько подробнее.

Про психику в настоящее  время можно сказать, что это  наиболее изученная часть менталитета  человека (см. массу литературы по психиатрии и психологии). Но, прежде всего, хотелось бы привести описание сути психических процессов, сделанное В.М. Бехтеревым: «Другая особенность функциональной деятельности мозговой коры, выявленная уже при первоначальных исследованиях в отношении мозговых центров, это – взаимная смена явлений возбуждения и торможения, с которой мы встречаемся при повторном возобновлении раздражений, вызывающих сочетательные рефлексы, ибо каждый сочетательный рефлекс при повторном его возобновлении постепенно угасает или тормозится и, с другой стороны, заторможенный рефлекс после прекращения раздражений через то или другое время вновь растормаживается. Независимо от такого внутреннего торможения и внутреннего же растормаживания мы имеем и процесс внешнего торможения, наступающего под влиянием какого-либо стороннего внешнего раздражения в период выявления рефлекса, как мы имеем и внешнее растормаживание, осуществляемое под влиянием внешнего раздражения, производимого в период заторможенности рефлекса.

Дело идет, таким образом, о замещении одного процесса другим, а это доказывает, что между обоими процессами нет противоположения, ибо эти оба процесса, будучи активными, находятся в условиях функционального взаимоотношения. Это взаимоотношение обоих процессов выявляется не только во времени в виде смены одного другим, но и в пространстве, ибо в обычных условиях возбуждение одной мозговой функции сопутствуется торможением других функций и наоборот (так называемая индукция Sherrington'a). Но этого мало. Мы встречаемся здесь еще с особым взаимоотношением того и другого процесса, ибо в случае особо сильного возбуждения одной из функций не только затормаживаются все другие области мозговой коры, но оно еще привлекает к себе импульсы из других частей коры. В этом случае всякое стороннее раздражение не вызывает обычных местных рефлексов, а еще более усиливает степень возбуждения деятельного центра2.

Таким образом, эти процессы генерализации рефлекса и его  последовательной дифференцировки  представляются тесно связанными между  собой, являясь выражением одного и  того же процесса возбуждения и торможения в различных фазах его развития.

Из вышеизложенного  ясно, что действие раздражителей  ничуть не представляется одинаковым, ибо один и тот же раздражитель при одних условиях может возбуждать сочетательный рефлекс или растормаживать временно угасший сочетательный рефлекс, при других условиях может действовать тормозящим образом на воспитанный сочетательный рефлекс. Иначе говоря, ни один раздражитель не имеет абсолютного значения в отношении характера воздействия, а лишь относительное, ибо его действие определяется ничуть не его свойствами, а соотношением его с состоянием того аппарата, на который это действие падает. Это то, что я обозначаю законом относительности в деятельности центров.

Далее, в сочетательных  рефлексах выявляется очень важный процесс замещения, состоящий в том, что раздражитель, действовавший ранее в смысле вызывания дифференцированного сочетательного рефлекса, может быть замещен другим раздражителем, способным вызывать столь дифференцированный сочетательный рефлекс».

Итак, согласно большинству определений, под психикой, прежде всего, подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, – биосферой и инфосферой, т. е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д.

Информация о работе Понятие психики. Природа психического, психические особенности человека