Понятие общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди.

Содержание

CОДЕРЖАНИЕ
• Введение
• 1. Понятие общения в психологии
o 2. Человек как субъект общения
o 3. Общение как взаимодействие
o 4. Взаимодействие в структуре общения
• Заключение
• Список литературы

Работа содержит 1 файл

общ.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

     Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные просчеты. Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры - все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма - интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантой взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен - и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

     Тем не менее, символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентации социальной психологии поставил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности. Не случайно многие приверженцы этой школы употребляют понятие «коммуникация» и «интеракция» как синонимы. Кроме того, концепция Мида вновь останавливается перед тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе которой они возникают. Если эта связь общения (или любой его стороны) с деятельностью разрывается, следствием является немедленный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широкого социального фона, на котором они происходят, т.е. отказ от изучения содержательной стороны общения.

     Заключение

     Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению  психического контакта. Психический  контакт обеспечивает в общении  взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует  общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

     Исходной  предпосылкой общения является, прежде всего, факт наличия индивидов, которые  оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.

     Речь  является самым универсальным средством  коммуникации. Речь есть процесс общения  человека с другими людьми посредством  естественного языка.

     Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется  при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно  предполагает, что достигнутое взаимопонимание  реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей  в этой деятельности означает, что  каждый должен внести свой особый вклад  в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию  совместной деятельности.

     Таким образом, для познания механизма  взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки  одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как-то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

     Список  литературы

     1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская  Л.А. Современная социальная психология  на Андреева Г.М. Социальная  психология. - М.: Аспект Пресс, 1998;

     2. Анциферова Л.И. О динамическом  подходе к психологическому изучению  личности//Психологический журнал. -- 1981. -- №2. -- Т.2. - с. 8--18.;

     3. Берн Э. Игры, в которые играют  люди. Люди, которые играют в игры./Пер.  с англ. М., 1988.

     4. Бодалев А.А. Личность в общении. - М.: Педагогика, 1983.

     5. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.

     6. Крысько В.Г. Основной вопрос  социальной психологии.//Вестник  университета. Серия Социология  и управление персоналом. -- Государственный университет управления. -- 2000. -- № 1 (2) - с. 163.

     7. Коханов Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз//Менеджмент в России и за рубежом. -- 1999. № 6. -- с. 30--40.

     8. Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987.

     9. Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное  преступление. М., 1991.

     10. Каган М.С. Мир общения: Проблема  межсубъектных отношений. -- М.: Политиздат, 1988

     11. Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. -- М.: Смысл, 1999.

     12. Ломов Б.Ф. Общение как проблема  общей психологии // Методологические  проблемы социальной психологии. М., 1975.

     13. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 1971.

     14. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории). -- В кн.: Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. Томск, 1980. -- с. 84--85.

     15. Уманский Л.И. Методы экспериментального  исследования социально-психологических  феноменов. // Методология и методы  социальной психологии. М., 1977.

     16. Уманский Л.И. Психология организаторской  деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

     17. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

     18. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.

     19. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. -- М., 1974.

Информация о работе Понятие общение