Понятие общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Субъектами общения являются живые существа, люди.

Содержание

CОДЕРЖАНИЕ
• Введение
• 1. Понятие общения в психологии
o 2. Человек как субъект общения
o 3. Общение как взаимодействие
o 4. Взаимодействие в структуре общения
• Заключение
• Список литературы

Работа содержит 1 файл

общ.docx

— 57.14 Кб (Скачать)

     Каждый  из выделенных видов речи имеет свои социально-психологические особенности.

     Важнейшим способом общения является диалогическая  речь, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Диалог предполагает и включает: уникальность и равенство  партнеров; различие и оригинальность их точек зрения; ориентацию каждого  на понимание и на активную интерпретацию  его точек зрения партнером; ожидание ответа и его предвосхищение в  собственном высказывании; взаимодополнение позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.

     Например, деловые переговоры по заключению гражданско-правового  договора.

     Развернутость, полнота и расчлененность диалогической  речи могут быть различными. Речь может быть сокращена настолько, что разговаривающие могут понимать друг друга буквально "с полуслова". Это определяется тем, насколько они представляют то, о чем идет речь, насколько это ясно из того, что сказано раньше, что происходит сейчас; тем, как много общего между собеседниками, как велико их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого построения речи.

     В процессе общения наиболее часто  встречаются фактический, информационный, дискуссионный и исповедальный  типы диалогов.

     Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора. В некоторых культурах фатическое общение имеет характер ритуала, ибо создает индивиду ощущение сопричастности своим соплеменникам.

     Информационный  диалог - это обмен информацией  самого различного свойства. Часто  имеет место в юриспруденции (в  форме сообщения, выступления и  последующего обсуждения).

     Дискуссионный тип диалога возникает при  столкновении различных точек зрения, в случае, когда проявляются различия в интерпретации тех или иных фактов, событий и т.п. Дискутанты особым способом воздействуют друг на друга, убеждают друг друга, стремятся достичь определенного изменения поведения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.

     Исповедальный диалог - самое доверительное общение - происходит в том случае, когда  человек стремится выразить и  разделить свои глубокие чувства  и переживания. Это интимное общение, основанное на взаимопринятии индивидов, на разделении ими общих смыслов и ценностей жизни.

     Хотя  вербальная речь и является универсальным  средством общения, она дополняется  употреблением неречевых, или невербальных, средств общения. В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

     Кинесика - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук - жестикуляция; лица - мимика; позы - пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии

     Паралингвистическая и экстралингвистическая системы  знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая  система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая  система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливаний, плача, смеха, сам темп речи.

     Проксемика - особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

     Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов  пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные  наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

     Визуальное  общение - это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких  исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

     3. Общение как взаимодействие

     Интерактивная сторона общения  чаще всего проявляется  при организации  совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно  предполагает, что  достигнутое взаимопонимание  реализуется в  новых попытках развить  совместную деятельность, организовать ее. Участие  одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в  нее. Это и позволяет  интерпретировать взаимодействие как организацию  совместной деятельности.

     В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных  вида: кооперацию (сотрудничество) и  конкуренцию (конфликт).

     Кооперация  представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой  цели. Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта. Их общий  лозунг: "Конфликт - какая прекрасная возможность!"

     Восприятие  человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.

     Термин "идентификация" буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания  другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

     Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого - эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это эмоциональное понимание другого. Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько "продумывается", сколько "прочувствуется".

     При характеристике общения как познания особое значении имеет и другой механизм - рефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

     В процессе восприятия и понимания  человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению  различных социально-психологических  эффектов. Более всего исследованы  три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

     Эффект  ореола заключается в том, что  информация, получаемая о каком-то человеке, "прочитывается" определенным образом, она накладывается на то представление  о нем, которое было создано заранее. Ранее выработанное представление  выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств.

     И наоборот, общее неблагоприятное  впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

     В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную  информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

     С этим эффектом тесно связаны и  эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного  порядка предъявления информации о  человеке для составления представления  о нем. Эффект первичности проявляется  в том, что при восприятии незнакомого  человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась  раньше. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в  том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

     В более широком плане все эти  эффекты можно рассматривать  как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, - явления стереотипизации. Стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством "сокращения" процесса узнавания. Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

     Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит "сдвига" в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

     Во  втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

     Предубеждения особенно отрицательно проявляются  в жизни, когда могут нанести  серьезный вред взаимоотношению  людей между собой. Особенно распространенными  являются этнические стереотипы, когда  на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

     Общение включает в себя определенные способы  воздействия индивидов друг на друга; основные из них - это заражение, внушение, подражание.

     Заражение - это бессознательная, невольная  подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение  выступает как форма спонтанно  проявляющегося внутреннего механизма  поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту  многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

     Особой  ситуацией, в которой усиливается  воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает  в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление  какого-либо известия, способного вызвать  своеобразный шок.

Информация о работе Понятие общение