Понятие о воле

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:20, доклад

Описание работы

Воля - способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

    Общественное  сознание   возникло   одновременно   и   в   единстве   с

возникновением   общественного   бытия.   Природе   в   целом    безразлично

существование  человеческого  разума,  а  общество  не  могло  бы  без  него

возникнуть, развиваться и просуществовать. В силу того,  что  общество  есть

объективно-субъективная  реальность,  общественное  бытие   и   общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии  сознания  общественное бытие статично и даже мертво.

    Сознание реализуется в  двух  способностях:  отражательной   и  активно-

творческой. Сущность сознания в  том  и  состоит,  что  оно  может  отражать

общественное  бытие только  при  условии  одновременного  активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания  наиболее  четко реализуется в отношении общественного бытия,  которое  существенным  образом связано с устремленностью  в  будущее.  Это  неоднократно  подтверждалось  в истории тем обстоятельством, что идеи, в  частности  социально-политические, могут опережать наличное состояние  общества  и  даже  преобразовывать  его.

Общество  есть  материально-идеальная  реальность.  Совокупность  обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть  того, что  составляет  содержание  общественного  сознания  и  образует   духовную реальность, выступает составной частью  общественного  бытия,  так  как  оно дано сознанию отдельного индивида.

    Но подчеркивая единство общественного бытия и  общественного  сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую  разъединенность.  Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их  относительной самостоятельности реализуется таким  образом,  что  если  на  ранних  этапах развития общества общественное сознание формировалось  под  непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие  приобретало  все  более опосредованный  характер  -  через   государство,   политические,   правовые отношения и др., а обратное  воздействие  общественного  сознания  на  бытие приобретает,   напротив,   все   более   непосредственный   характер.   Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного  сознания  на общественное бытие заключается в  способности  сознания  правильно  отражать бытие.

    Итак, сознание как  отражение   и  как  активно-творческая  деятельность

представляет  собой единство  двух  нераздельных  сторон  одного  и  того  же

процесса: в своем влиянии на бытие оно может  как  оценивать  его,  вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через  практическую  деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание  эпохи  может  не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В  этом  и заключается  та  исторически  сложившаяся  функция  общественного  сознания, которая делает его объективно необходимым и реально  существующим  элементом любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное  сознание  включает  в  себя  разные  уровни

(обыденно-житейское,  теоретическое,  общественную  психологию,  идеологию  и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие  отражается  по- разному, как раз  и  составляет  реальную  сложность  в  понимании  феномена общественного сознания. И  поэтому  нельзя  рассматривать  его  как  простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая  объективной  природой  и   имманентными   законами   развития,

общественное  сознание может как отставать, так  и опережать  бытие в рамках закономерного для данного общества  эволюционного  процесса.  В  этом  плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора  общественного процесса, либо механизма  его  торможения.  Мощная  преобразовательная  сила общественного  сознания  способна  воздействовать  на  все  бытие  в  целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.  В  этом  плане  оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности)  конечного  и ограниченного   отдельным   человеком   индивидуального   сознания.   Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном  принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения  действительности, тех способов  и  средств,  с  помощью  которых  осуществляется  производство духовных  ценностей,   того   смыслового   содержания, которое   накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности. 

   Материальные предпосылки возникновения  сознания. Качественное изменение  форм отражения на различных уровнях развития материи. 

    Положение Маркса о том,  что   нельзя  отделить  сознание,  мышление  от

материи,  которая  мыслит,  о  том,  что  сознание  производно  от  материи,

предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых,  в  расшифровке,  а во-вторых, в обосновании. И первое,  что  следует  решить  -  это  вопрос  о

предпосылках  возникновения  сознания  в  природе,  а  точнее  -  в  неживой

природе, в самом фундаменте материи.

    Ясно одно: найти  материальные  предпосылки  возникновения  сознания  в

самих основаниях материального  мира,  значит,  подвести  под  материализмом надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок  найти  не удастся,  то  возникновение  сознания  придется  признать  чудом  и   здание

материализма  просто  рухнет.  Однако  такие  опасения   излишни:   реальные предпосылки для порождения сознания в самом  фундаменте  материального  мира имеются. Они были установлены  Лениным.  И  решающей  предпосылкой  является открытое им и присущее  всей  материи  свойство  отражения.  Наличие  именно этого свойства у всех видов материи, в том числе и неживой,  неорганической, образует объективную основу для возникновения в процессе развития все  новых и притом все более сложных форм отражения  вплоть до  его высшей  формы - человеческого сознания.

Вопрос 10 неосознанные процессы в психике человека

Бессознательное - совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно не представлено в поле восприятия. Бессознательное не констатируется, а дедуцируется на основе констатируемого. По Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. «Самым первым и лучшим значением слова «бессознательное» является его дескриптивное значение. Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого следует предполагать постольку, поскольку мы выводим его из действий, о нем же самом нам ничего не известно» (З.Фрейд)

«Динамическое значение бессознательного заключается в действенности и действительности его проявлений, которые не подвластны сознательному пониманию действующего» (Г.Кнапп)

Юлия  Борисовна Гиппенрейтер в своих лекциях по общей психологии выделяет три класса неосознаваемых процессов:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые  побудители сознательных действий(неосознаваемые  мотивы и установки);

3) «надсознательные»  процессы.

1) В  класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят три подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы (никогда не осознававшиеся – автоматические, и ушедшие в неосознанное со временем - автоматизированные);

б) явления  неосознаваемой установки (готовности);

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (физ. явления, невербальный язык).

2) Неосознаваемые побудители сознательных действий основательно изучены и описаны Зигмундом Фрейдом. В его книге «Психопатология обыденной жизни», а также в его лекциях «Введение в психоанализ» подробно описаны такие явления бессознательного как ошибочные действия: оговорки, описки, очитки и ослышки, забывание, невыполнение намерения, запрятывания, ошибки-заблуждения. Фрейд, кроме сознания и подсознания, выделял также предсознание – промежуточная зона неосознанных, но осознаваемых вещей. Бессознательное же – по Фрейду – гнездо сильных, но подавленных влечений и желаний, либидо и мортидо, которые проявляются во всей нашей жизни, и выдают себя в сновидениях, ошибочных действиях и невротических симптомах.

3) «надсознательные» процессы - процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение. Есть и  другие определение: не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому контролю уровень психической активности личности при решении творческих задач. Представление о специфике этого уровня было выдвинуто Станиславским, понимавшим под сверхсознанием высший этап творческого процесса, отличный от его сознательных и бессознательных компонент. В дальнейшем П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание как механизм творческой интуиции, благодаря коему происходит рекомбинация прежних впечатлений, соответствие коих действительности устанавливается вторично.

Одним из первых психологов, который обратил специальное внимание на надсознательные процессы, был У.Джеймс. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он говорит о соотношениях религиозности и неврозов, о религиозном чувстве и чувстве божественного присутствия, об иррациональности и мистическом опыте. Книга содержит уникальные описания надсознательных переживаний и процессов.

Стоит упомянуть об интересной связи бессознательных  и надсознательных процессов. Часто  нам лучше думается, когда мы делаем какую-то монотонную физическую работу. После длительный пеших прогулок к нам приходят озарения, разрешаются запутанные проблемы. Сформулировав задачу, можно предоставить подсознанию работать над ней, а сознание будет занято делом, не требующим серьезной концентрации. Как правило, еще до окончания работы несколько вспышек озарения подскажут нужный ответ.

Впрочем, дело тут не только в монотонности. Достижению состояния озарения способствует целый ряд методик: повторение позитивной фразы; прослушивание любимой музыки; созерцание произведений искусства; чтение поэтических произведений; продолжительное нахождение под душем или прием ванны; прогулки в любимом уголке природы или города; рыбалка; переключение сознания на иронический, философский лад. Все эти и многие другие факторы способствуют преодолению прежних ментальных установок и могут служить пусковым механизмом для озарения.

Бессознательное и надсознательное связаны. Многие гениальные открытия и озарения происходили  во сне. История знает немало примеров, когда сны-озарения приводили к  гениальным изобретениям и научным открытиям. Дмитрию Менделееву приснилась периодическая система химических элементов. Эйнштейн утверждал, что одно из главных творений своей жизни - знаменитую теорию относительности - он увидел еще в юности в одном из своих сновидений. Во сне он катался на санках, скорость которых увеличивалась до тех пор, пока не достигла скорости света, тогда звезды стали менять видимую форму и превращались в светящиеся линии. Это сновидение почему-то запомнилось Эйнштейну, и он в мыслях постоянно возвращался к этой картинке, это помогло созданию фундаментальной работы.

Из наблюдений психологов, психиатров известно, что  в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они один или  несколько раз совпали с сильным  эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчетные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, в настоящее время их вызвавший, остается скрытым от сознания субъекта.

Чувство фрустрации (психического переживания неудачи) часто вызывается неосознанными противоречиями личных желаний человека и ограничений и запретов. В случаях длительных сильных переживаний отрицательных  эмоций, например, при продолжительных конфликтных жизненных ситуациях, физически очень слабые, но эмоционально значимые сигналы, в частности словесные, через временные связи участвующие в нервной организации данной эмоции, ведут к адаптации нашего поведения. Меняется восприятие эмоциональных стимулов, возникают психологические защиты.

Информация о работе Понятие о воле