Понятие о воле

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:20, доклад

Описание работы

Воля - способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

    Понятие о воле. Анализ сложного волевого действия.

   Воля  - способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

   Волевые действия являются намеренными, человек  осуществляет их целенаправленно, сознательно. Усилия воли, как правило, имеют четко выраженные внутренние или внешние причины.

   Волевые процессы выполняют три основные функции.

   1. Побудительная функция заключается в том, чтобы заставить человека начать то или иное действие, преодолевая существующие объективные и субъективные препятствия.

         2. Стабилизирующая  функция связана с усилиями  воли, направленными на поддержание необходимого уровня активности при влиянии внешних и внутренних помех.

   3. Тормозная функция состоит в  сознательном торможении  альтернативных  мотивов и желаний, которые  отличаются от главных целей и задач деятельности на данный момент времени.

   Волевое усилие - особая форма психического напряжения, мобилизующая физические, интеллектуальные силы человека и создающая дополнительные мотивы к действию. Волевые процессы являются достаточно сложными образованиями, состоящими из ряда этапов, образующих целостный волевой акт.

         Составляющими волевого акта являются следующие основные этапы:

         - осознание цели  действия. Для того чтобы достигнуть  какой-либо цели, человек должен ее четко осознавать, точно знать, чего именно хочет;

         - осознание возможностей  достижения цели. Достигнуть необходим  ого результата можно разными способами.

        - наличие нескольких  мотивов, определение приоритетов  исходя из их интенсивности  и значимости;

  - «борьба  мотивов», столкновение желаний  и побуждений. Когда сталкиваются  два сильных мотивирующих фактора,  человеку бывает сложно сделать между ними выбор.

  - принятие решения; выбор одного  из мотивов, способов поведения. Данный этап характеризуется либо уменьшением напряжения, вызванным удачным разрешением ситуации, либо возникновением беспокойства в силу неуверенности в правильности принятого решения;

  - практическая реализация принятого  решения, воплощение выбранного  варианта действия в своем  поведении. С помощью воли человек организует свою деятельность по выполнению стоящих перед ним задач.

  Среди основных функций воли можно выделить:

  - выбор  главных мотивов и целей;

  - побуждение  к действию при недостаточной  мотивации;

        - мобилизация физиологических  и психических возможностей человека для достижения поставленной цели и преодоления существующих препятствий.

  Волевая сфера человека характеризуется следующими параметрами.

  - Сила воли - умение сдержать свои  импульсивные действия и чувства,  преодолеть затруднения на пути  к поставленной цели. Проявлениями  силы воли можно считать выдержку  и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, владеть собой, воздерживаться от неразумных поступков.

  - Целеустремленность - сознательная  направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Сходным понятием является настойчивость - стремление человека достигнуть поставленной цели, несмотря на ряд сложных условий.

  Еще одним понятием является упрямство (оно, как правило, употребляется  в отрицательном смысле). Упрямый  человек основывает свои действия не на логических доводах, а на личных желаниях и потребностях, не умея управлять собственной волей.

  - инициативность - умение строить  планы, выдвигать новые идеи, предпринимать  попытки их реализации.

  - Самостоятельность - умение не  поддаваться влиянию внешних факторов, а действовать на основе собственных взглядов и побуждений. Самостоятельный человек способен вносить в свои действия коррективы, в одиночку решая поставленные задачи. Крайней формой самостоятельности можно считать негативизм - необоснованную склонность действовать наперекор другим людям.

  - Выдержка - умение затормозить, огpаничитъ  свои действия.

   -      Решительность - умение  принимать решения и способность переходить от решения к деятельности. Решительность заключается в отсутствии сомнений при борьбе мотивов. Решительный человек четко знает, какое решение он примет, и без промедления при ступает к реализации своих планов. От решительности необходимо отличать такое качество, как импульсивность. Импульсивность характерна для людей, которые торопятся в принятии решений, совершают необдуманные поступки.

  - Энергичность - концентрация сил  на достижении своих целей. 

Оценивая  по критерию «волевой – слабовольный», волевым следует считать человека, способного создавать дополнительное побуждение к действию путем изменения  смысла этого действия. Волевым также надо признать человека с глубокими прочными убеждениями, с целостным мировоззрением, с богатой смысловой сферой.

Спецификой  волевого регулирования традиционно  принято считать обязательное для  возникновения волевого регулирования  наличие преград, препятствий при достижении цели.

Волевое регулирование включает компоненты: 1 когнитивный, 2 эмоциональный, 3 поведенческий.

В структуру  волевого акта включаются составляющие: 1 борьба мотивов

2 побуждение  и осознание цели

3 акт  принятия решения

4 исполнение.

Волевое действие связано с потребностями, но не вытекает из них непосредственно. Оно опосредовано осознанием побуждений к действию как мотивов и его  результатов как целей.

Основные  свойства личности характеризующие  волю: 1 целеустремленность.

2 решительность.

3 настойчивость.

4 выдержка, или самообладание.

5 самостоятельность.

Вопрос 7 Проблема личности в  психологии

1. Основные направления в разработке проблемы личности за рубежом

Типологическое  направление

В рамках этого направления психология личности понимается как учение о типах личности, а основной характеристикой конкретного человека считается его принадлежность к определенному типу.

Внутри  типологического направления, в  свою очередь, выделяются некоторые  его виды, варианты. Так, достаточно широкое распространение получила попытка связать типологические особенности личности с типом организма, типом строения тела.

Представителем  этой тенденции выступает У. Шелдон. До Шелдона эта идея была представлена в работах Эрнста Кречмера.

Вторым  вариантом типологического подхода к изучению личности является точка зрения Ганса Юргена Айзенка. В отличие от Шелдона, он стремился связать личностные характеристики с некоторыми динамическими особенностями функционирования нервной и гормональной систем организма [2, стр. 148].

Типологические  исследования личности, как правило, ориентируются на биологические  основы, биологические предпосылки  развития личности и уделяют недостаточное  внимание социально-культурным аспектам, а также межличностным отношениям как факторам и условиям формирования личности отдельного человека. Это относится и к концепции Айзенка, и - в еще большей степени - к концепции Шелдона.

Направление, связанное с изучением  черт личности

Второе  направление исследований личности, которое остается достаточно популярным и сегодня, связано с изучением черт личности. Это направление представлено, в частности, работами Джеймса Кеттела. Теорию Кеттела так и называют - теория черт личности. [1, стр. 507]

Данная  теория, как и направление в  целом, характеризуется следующим основным постулатом: личность конкретного человека может быть адекватно описана путем ее локализации в системе шкал, совокупность которых представляет собой набор черт личности.

В рамках данного направления не уделяется  достаточного внимания проблеме изменчивости черт личности, не говоря уже об их формируемости, целенаправленном изменении. Черты здесь понимаются как нечто стабильное, устойчивое, как то, что необходимо выявить с помощью специальной техники, а потом подсчитать корреляции. Но ведь проблема изменчивости действительно существует. Эта сторона личности остается вне исследования.

Психоаналитическая  теория личности

Выделяют  два аспекта психоаналитической концепции личности. Один аспект касается трактовки развития личности в онтогенезе, второй аспект связывается с динамикой функционирования личности на каждом этапе ее развития. Это, конечно, условное различение, тем не менее оно работает [4, стр. 446].

В чем  основная идея психоаналитического  учения об онтогенетическом развитии личности? Процесс онтогенеза описывается как последовательность стадий психосексуального развития. Считается, что на каждой из этих стадий могут возникать известные кризисы, конфликты, и если эти кризисы не преодолеваются, то возникает явление фиксации. Фиксацией называется закрепление и сохранение характеристик, свойственных человеку на конкретной стадии психосексуального развития, на все последующие годы [6, стр. 494].

Социально-когнитивное  направление

В последние  годы достаточно популярной становится социально-когнитивное направление в теоретическом осмыслении проблемы личности. Его представляют, в частности, социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры и теория социального научения Джулиана Роттера.

Предметом исследования здесь становятся не устойчивые и всеобщие характеристики личности, а характеристики ситуативные, изменчивые. В рамках этого направления основное внимание уделяется изучению податливости, изменчивости поведения и методам направленного изменения поведения. Эти теории, по существу, в наибольшей степени впитали в себя традиции бихевиоризма.

Это направление  исследований личности, хотя и называется теорией социального поведения, недостаточно разработано, оно сводится к весьма простым положениям и, конечно, уязвимо для критики, поскольку  при всех оговорках личность как бы «растворяется» в актуально осуществляемом поведении.

Культурологическое  направление

Значительное  направление исследований личности связано с анализом культуры, т.е. влияния социального опыта на индивидуума. Влияние культуры на конкретного человека в рамках данного направления конкретизируется через понятие роли. Роль - это некая система социальных функций, которые должен выполнять человек, система ожиданий, связанная с выполнением этих функций, это то, чего ждут от человека, если он принимает данную социальную позицию. Требования к одной и той же роли варьируются в различных культурах [2, стр. 137].

В рамках данного подхода проводится различение видов ролей. Выделяются роли, которые мы не выбираем, которые нам как бы заданы. Например, мужские и женские роли. Есть роли, в выборе которых мы более самостоятельны, скажем профессия.

Положительным моментом этого направления являются попытки преодолеть достаточно популярную биологическую ориентацию в исследовании типов личности, выйти за рамки физиологического подхода и обратиться к социально-культурным факторам.

Однако  данный подход имеет одно существенное ограничение: сама культура, социальность понимается в его рамках достаточно узко. Здесь внимание концентрируется, как правило, на ближайшей социальной среде, на ближайшем социальном окружении. Если речь идет об онтогенезе, то это отношения с родителями, с ближайшими друзьями, соседями и т.д. Это, конечно, важная часть социальных факторов. Но она не должна ни в коей мере затенять более широкий класс социальных влияний, факторов, связанных с включением человека в реальный производительный труд, в систему производственных отношений. Этот момент не учитывается в рамках данного направления.

Экспериментальные исследования личности

Информация о работе Понятие о воле