Понятие о воле

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:20, доклад

Описание работы

Воля - способность человека сознательно управлять своей деятельностью, поступками, достигать поставленных целей и преодолевать препятствия, изменять окружающую действительность в соответствии со своими потребностями.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Четвертое отличие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В жизни необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни, проще говоря, наблюдать за другими. Но в житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть  экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которых возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерность, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытие в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Пятое отличие: вместе с этим и преимущество в научной психологии, состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая, психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психологического развития животного и человека, с дефектами психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Сущность  сознания. Условия и предпосылки  его возникновения.

   

    Сознание - это  высшая,  свойственная  лишь  человеку  форма  отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к  самому  себе, который  представляет  собой   единство   психических   процессов,   активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и  своего  собственного бытия и определяется не непосредственно его  телесной  организацией  (как  у животных), а приобретаемыми только через общение с другими  людьми  навыками предметных действий. Сознание  состоит  из  чувственных  образов  предметов, являющихся ощущением или представлением и  поэтому  обладающих  значением  и смыслом,  знания  как  совокупности  ощущений,  запечатленных  в  памяти,  и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности,  мышления и языка. Таким  образом,  сознание  является  особой  формой  взаимодействия

человека  с действительностью и управления ею.

    В течение многих  веков   не  смолкают  горячие  споры   вокруг  сущности

сознания  и возможностей его познания. Богословы  рассматривают  сознание  как крохотную искру  величественного  пламени  божественного  разума.  Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания  по  отношению  к  материи.  Вырывая сознание из  объективных  связей  реального  мира  и  рассматривая  его  как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты  трактуют сознание как нечто изначальное:  оно  не  только  не  объяснимо  ничем,  что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все  совершающееся  в

природе,  истории  и  поведении  каждого  отдельного  человека.  Единственно

достоверной   реальностью   признают   сознание   сторонники    объективного

идеализма.

    Если идеализм вырывает пропасть  между разумом и миром,  то  материализм ищет общность,  единство  между  явлениями  сознания  и  объективным  миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и  психология

исходят  в  решении  этой  проблемы  из  двух  кардинальных  принципов:   из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

    Гельвеций говорил:

    “Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем  тремя главными  средствами  исследования:  наблюдением  природы,  размышлением   и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их  комбинирует;  опыт проверяет результат комбинаций...

    ...всякое  наше  ощущение  влечет  за  собой  суждение,   существование

которого,  будучи  неизвестным,  когда  оно  не  приковало  к  себе   нашего

внимания, тем не менее реально”.

    Данный фрагмент может служить  иллюстрацией теории ассоциаций,

приверженцем  которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял

природу сознания. Ее суть: последовательно  возникающие в мозгу ощущения

накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения

являются  образами объективной действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную связь вещей и явлений.

    Мнение З.Фрейда:

    “Быть сознательным - это прежде  всего чисто описательный термин,

который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

показывает  нам далее, что психический элемент, например, представление,

обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

является  то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

    Понятие бессознательного  мы,  таким  образом,  получаем  из  учения  о

вытеснении.   Вытесненное   мы    рассматриваем    как    типичный    пример

бессознательного.  Мы  видим,  однако,  что  есть  двоякое  бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и  вытесненное,  которое  само  по себе  и   без   дальнейшего   не   может   стать   сознательным...   Скрытое

бессознательное,  являющееся  таковым  только  в  описательном,  но   не   в

динамическом    смысле,    называется    нами    предсознательным;    термин

(бессознательное (мы  применяем   только   к   вытесненному   динамическому бессознательному;   таким   образом,   мы   имеем   теперь   три    термина: сознательное (Bw), предсознательное (Vbw_ и    бессознательное (Ubw)”.

    При этом рассмотрение  отдельных  аспектов  сознания  как  специфически

человеческой  формы регуляции взаимодействия человека с  действительностью  в рамках различных дисциплин  всегда  опирается  на  определенную  философско-мировоззренческую установку  в  подходе  и  сознанию.  Это придает решению вопроса о природе сознания  с  философских  позиций  особый,  дополнительный смысл и значение. При этом философия, в отличие от  других  наук,  исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего  под  углом  зрения  своего основного вопроса.

    Идеалистический подход  фактически  мистифицирует  сознание,  поскольку рассматривает его в качестве  продукта  души,  превращая  сознание  в  нечто таинственное и недоступное рациональному, с  научных  позиций  исследованию.

Материализм, напротив, снимает с сознания покров  таинственности  и  исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает  сознание  как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с  материалистической точки  зрения  оно  является  продуктом  развития  материального мира.  При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности  вовсе  не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

    Действительно,  значительный  материал  о  физиологических   основаниях

сознания  могут дать исследования  физиологии  высшей  нервной  деятельности, поскольку сознание органически  связано  с  материальными,  физиологическими процессами в мозгу, выступает как  специфическая  сторона.  Обширные  данные для понимания сознания дает  исследование  человеческой  деятельности  и  ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и  чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется  в  познании,  вследствие  чего  и этот  источник,  изучение  познавательного  процесса,  открывает   различные стороны сознания.

  органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления,  как  язык  во всей  его  многосложности,  немаловажен  для  осмысления  сущности,  природы сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в  том, что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание,  как  и материя,  это  реальность.  Но  если  материя это объективная реальность, характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью,  то  сознание  - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного  мира.  Оно не существует само по себе, а имеет  основание  в  ином,  в  материи.

    Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно

оно тесно  связано с познанием. Если познание есть сознание  в  его  активной

направленности  вовне, на объект, то само сознание в свою  очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше  мы  знаем,  тем  выше наши познавательные потенциалы и наоборот - чем больше мы познаем  мир,  тем богаче  наше  сознание.  Следующий  важный  элемент  сознания  -   внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах  познавательной и любой иной  деятельности,  держать  их  в  своем  фокусе.  Далее,  видимо, следует  назвать  память,  способность  сознания   накапливать   информацию, хранить, а при необходимости  и  воспроизводить  ее,  а  также  использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не  только  знаем  нечто  и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения  определенного  отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций.  К  эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости,  удовольствия,  горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время,  страсти  - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным  ранее  следует  добавить  и такой существенный компонент сознания (которого, кстати, многим из  нас  так часто не хватает), каким является  воля,  представляющая  собой  осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая  его  поведение  или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей  все  остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание  - своеобразный  центр   нашего   сознания,   интегрирующее   начало   в   нем.

Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих  мыслей  и  чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря,  осознание  себя  как особой и единой личности. Самый  высокий  уровень  развития  самосознания  - возникновение сознания “Я” как такого образования, которая хотя и похоже  на “Я” других людей, но одновременно неповторимо,  причем  способно  не  только совершать поступки, но и нести  ответственность  за  них,  что  предполагает необходимость и возможность как контроля за  своими  действиями,  так  и  их самооценки.   Таким   образом,   самосознание   характеризует   не    только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым  идеалом  “Я”,  а  значит, контроль и самооценку, поэтому самосознание не есть некая константа, оно  не только возникает в процессе совместной  деятельности  и  общения  с  другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления  и расширения межличностных отношений.

  Функции  сознания:1.  познавательная,которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе,  обществе и  самом  человеке.

2творчески-конструктивная,  проявляющаяся  в   опережающем   отражении,   в   мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании  на  этой  основедействительности, в создании, в частности, предметных форм, не  существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет  хлебы,  не  пишет романы.

3 регулятивно-управленческая,   обеспечивающая   разумное   регулирование    и самоконтроль  поведения  и  деятельности  человека,  его  взаимоотношения  с внешним миром.

4 прогностическая.  Человек до определенного предела с некоторой  вероятностью  может  предвидеть  будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять  их.

    Сознанию человека присущи такие  стороны, как самосознание,  самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет  себя  из окружающей среды. Самосознание  -  важнейшее  отличие  психики  человека  от психики самых развитых представителей животного мира.

    Сознание невозможно вывести  из одного лишь процесса отражения   объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания.  Для этого субъект  должен  быть  включен  в  более  сложную  систему  социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот  мир, наследует духовную  культуру,  которую  мы  должны  освоить,  чтобы  обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

Информация о работе Понятие о воле