Понятие о способностях. Виды и уровни способностей

Автор: Юрий Кудин, 05 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли, и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдение или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

Содержание

Введение
Определение способностей
Виды способностей
Структура способностей
Уровни способностей
Талант
Задатки и способности
Понятие о задатках
Типы нервной деятельности как задатки
Склонности
Концепции способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие о способностях. Виды и уровни способностей.docx

— 155.30 Кб (Скачать)

    Более плавильную позицию занимают представители третьей концепции способностей, которую разделяет большинство советских психологов.

    К. Маркс указывал, что "человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечении".

    Концепция способностей советских ученых устанавливает, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития. Вместе с тем советские психологи признают наличие индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей. Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни.

    Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями13.

 

Заключение

    Проанализировав тему способностей, я поняла, что реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

    Я пришла к выводу, что способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

    Нельзя  так же сказать, что каждый человек  способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным  слухом.

    Занимаясь развитием своих способностей, человек  должен стремиться к тому, чтобы  это развитие не было самоцелью. Главная  задача в том, чтобы быть достойным  человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием  личности, над формированием ее положительных  и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона  личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться  положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким  нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной  волей, приносили и приносят огромную пользу обществу.

 

Сноски

    1 Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981. - С 361-362.

    2 Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1973. - С 139-140.

    3 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология - М: Высшая школа, 1977. - С91.

    4 Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. - М: Просвещение, 1986. - С 439-441.

    5 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология - М: Высшая школа, 1977. -С 92-93.

    6 Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология - М: Высшая школа, 1989. – С 223-226.

    7 Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М: Просвещение, 1986. - С 446-449.

    8 Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981. - С 362-363.

    9 Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1973. - С 140.

    10 Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. - М: Просвещение, 1986. - С 450-453. '

    11 Гоноболин Ф.Н. Психология - М: Просвещение, 1973. - С 140-142.

    12 Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981. - С 369.

    13 Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М: Просвещение, 1981. - С 363-367.

 

Список использованной литературы

  1. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1981.
  2. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
  3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высшая школа, 1977.
  4. Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986,
  5. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989.- С 223-226.
  6. Проблемы способностей / под редакцией Мясищева В.Н. - М., 1976.
  7. Изюмова С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения.- М.: Наука, 1995.
  8. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.
  9. Петровский А.В. Способности и труд. - М., 1966.
  10. Психология индивидуальных различий / под редакцией Гиппенрейтера Ю.Б., Романова В.Я. - М., 1982.
  11. Познавательные процессы и способности в обучении / под редакцией Шадрикова В.Д. - М.: Просвещение, 1990.
  12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.
  13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993.
  14. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М., 1960.
  15. Платонов К.К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
  17. Способности и склонности / под редакцией Голубевой Э.А. - М. Педагогика, 1989.

Информация о работе Понятие о способностях. Виды и уровни способностей