Понятие о способностях. Виды и уровни способностей

Автор: Юрий Кудин, 05 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли, и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдение или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

Содержание

Введение
Определение способностей
Виды способностей
Структура способностей
Уровни способностей
Талант
Задатки и способности
Понятие о задатках
Типы нервной деятельности как задатки
Склонности
Концепции способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие о способностях. Виды и уровни способностей.docx

— 155.30 Кб (Скачать)

    Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в  процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости  от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и  способности радиоакустика. Задатки  хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика или прибориста10.

Задатки и способности

Понятие о задатках

    Многие  буржуазные ученые считают, что способности  врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что  среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.

    Но  существует и резко противоположная  точка зрения на способности, которая  полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит  только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой  теории, у каждого человека можно  развить поэтический талант, как  у Пушкина, или способности к  живописи, как у Репина.

    Наши  ученые полагают, что способности  зависят от строения мозга и органов  чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У  каждого человека есть природные  задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

    Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

    Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности.

    Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.

    Задатки — только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможности  человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

    У некоторых людей при благоприятных  условиях очень рано развиваются  способности. Обычно ранее всего  проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в  возрасте 3—4 лет очень любил такую  игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При  этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

    Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые  становятся талантливыми деятелями  в той или иной области.

    Но  бывает и так, что в детстве  люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки11.

Типы  нервной деятельности как задатки

    Врожденные  способности мозга непосредственно  проявляются в типологических особенностях человека, которые изменяются в процессе жизнедеятельности.

    Типологические  способности, обнаруживаемые очень  рано у ребенка,  и являются задатками, или первичными природными свойствами. Следует при этом оговориться, что типологические особенности имеют многогранное значение. Они составляют природные предпосылки способностей и характера. Особенности общих типов (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения), безусловно, оказывает влияние на образование способностей. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью (живой тип) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств личности, которые особенно важны для становления общественной активности и организаторских способностей. Слабая нервная система, обладающая, по мнению В. Д. Небылицына, высокой чувствительностью, может благоприятствовать развитию художественных способностей.

    Кроме общих свойств типа, характеризующие  особенности нервной системы  в целом существуют, как известно, промежуточные типы, характеризующие  особенности деятельности отдельных  анализаторных систем. Эти последние  типологические свойства имеют прямое отношение к специальным способностям.

    И. П. Павлов находил, что те люди, у  которых преобладает первая сигнальная система с ее образным отражением действительности, принадлежит к  художественному типу (музыкант, писатель, живописец). При первенствующей роли второй сигнальной системы образуется мыслительный тип, характерной особенностью которого является сила отвлеченного мышления. И, наконец, при хорошем  балансировании, уравновешенности двух систем – средний тип.

    Представители среднего типа сочетают в себе все  черты художественного и мыслительного  типов. К этому типу, как считал Павлов, Относится большинство людей, а также исключительно одаренные, гениальные люди (Ломоносов, Гете).

    Художественный  тип характеризуется, во-первых, целостью, полнотой и живостью восприятия действительности, в то время как «мыслители дробят ее и тем как бы умерщвляют ее». Во-вторых, у художника преобладает  воображение над абстрактным  мышлением. У мыслителя ум теоретический, словесный. В-третьих, художественный тип отличается повышенной эмоциональностью, аффективностью. И, наоборот, у мыслительного типа интеллект преобладает над эмоциональностью.

    Придерживаясь сути Павловского учения о взаимодействии сигнальных систем, можно сказать, что  отличие художественного типа от мыслительного состоит в том  что художник в своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а ученый – на вторую, однако у того и  другого  вторая сигнальная система выполняет  регулирующую роль. Новейшие исследования деятельности головного мозга анатомически подтвердили подразделения И. П. Павловым сигнальных систем. Оказалось, что левое полушарие  осуществляет преимущественно второсигнальные функции, а правое – первосигнальные.

Склонности

    Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

    Склонности  — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередки эти стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

    Наряду  с истинной склонностью имеется  и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития12.

    Задатки также проявляются в легкой восприимчивости  и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, что особенно характерно для большого дарования.

    Итак, способности представляют сплав  природного и приобретенного. Природные свойства, являясь прирожденными, однако, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. В процессе деятельности формируется и новые свойства, необходимые для успешной деятельности, образуются и заменители (компенсаторные механизмы) недостающих свойств.

Концепции способностей

    В психологии сложились три концепции  способностей. Одна из них утверждает, что способности — биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело  зависят от унаследованного фонда. Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных областей науки и искусства (математики, писатели, художники). Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке, Котс определял степень одаренности по количеству места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. Гальтон и Котс пришли к выводу, что талант наследуется, что богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.

    Следует сказать, что применявшаяся ими  методика исследования не выдерживает  научной критики, а выводы являются классово тенденциозными. В свое время В.Г. Белинский справедливо писал, что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду, обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и поруганный.

    В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды изучением однояйцовых близнецов.

    Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых.

    В противоположность первой концепции  способностей вторая находит, что способности  всецело определяются средой и воспитанием. Гак, в XVIII веке Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность.

    В новейшее время видный американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами и, в частности, тем, какая программа интеллектуальной деятельности была сформирована у человека стихийно и сознательно в процессе обучения в детстве и в последующей жизни. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого — только репродуктивные. Вторым фактором способностей Эшби считает работоспособность. Способный тот, кто после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую и приходит к открытию; неспособный тот, кто после второй попытки оставляет задачу нерешенной.

    Буржуазные  идеологи и из этой концепции делают реакционные выводы. Они рассуждают при этом так: раз способности зависят от среды, то дети рабочих, развивающиеся в тяжелой социальной среде с низким культурным и интеллектуальным уровнем окружающих людей, не могут развить и проявить свои способности.

    На  первый взгляд, кажется, что вторая концепция не устанавливает границу развития человеческой личности и выражает веру в человеческие возможности. Однако она встречала и встречает научные возражения.

    Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные  предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде специальных деятельностей  они имеют особо важное значение. Вот почему в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной. И наоборот, при равных социальных условиях, в каких находятся, например, братья и сестры, обнаруживаются иногда резкие различия в способностях, в темпе их развития. Ученые отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга, что не может не сказаться на его функциях. И, наконец, физиологи обнаружили врожденные типологические особенности нервной деятельности, которые сказываются и на становлении способностей.

Информация о работе Понятие о способностях. Виды и уровни способностей