Понятие личности в психологии. Современные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить сложившиеся в психологии представления о личности. В работе рассмотрены следующие задачи:
1.Понятие личности.
2. Структура личности.
3.Индивидуальные проявления и особенности личности.
4.Человек –индивид –личность.
5.Развитие психологии личности в России.
6. Современные теории личности.

Содержание

Введение
1.Понятие личности
2. Структура личности
3.Индивидуальные проявления и особенности личности
4.Человек –индивид –личность
5.Развитие психологии личности в России
6. Современные теории личности
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

оригинал психологияНЕ 6.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Речь  идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом , вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь  в других людях , со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни , но персонализированный в других людях,продолжаетжить. В словах "он живёт в нас и после смерти" нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Индивидуальные  проявления и особенности

(черты) личности. 
 

Личность  каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических  черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие  человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятия «индивид» и  «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени  «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристическом походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предлагает учет их дифференциально – психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т. п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход – это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Человек  –индивид –личность. 
 

Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использования орудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своими возможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказывает принадлежность младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятие индивид. В отличие от детеныша животного, которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что  он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь  на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.  

                                                    
 

5.Развитие  психологии личности  в России 
 

Психология  личности в России развивалась в  четыре периода:

Первый  период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.

Для него характерным и существенным было появление самой идеи личности.

Превращение человека в личность рассматривалось  как идеальная модель, как социально  желаемый итог его развития. Идея личности постепен но трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменоло гического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, недифференцированность теоретических подхо- дов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологи- ческих знаний о личности социальной практикой.

Второй  период – 30 – е – середина 60 –  х годов 20 века.

Проблема личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает дисциплинарный характер. Осуществляется попытка обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию.

Намечаются  более чёткие феноменологические области  исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской психологии.

Третий  период – середина 60 – х –  конец 80 – х годов 20 века.

Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как  бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансфор- мируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, рефе- рентностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологичес- кий уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам ис- следования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

Четвёртый период – конец 80 – х – 90 –  е годы 20 века.

В этот период сохраняются многие особенности  третьего периода, но при этом усиливается  внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике.

Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным  качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Современные теории  личности 

     Если  подходить к определению современных  теорий личности формально, то существует по меньшей мере 48 их вариантов, и  каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

     К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик:    В = F(P,E), 

где В—поведение; F- -знак функциональной зависимости; Р— внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е— социальное окружение.

Психодинамические  теории в их символическом представлении  будут выглядеть следующим образом:

В = F (Р).

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

B=F(E). 

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

В = F (Р, Е). 

Экспериментальными  называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным, относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

     К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Г. Оллпортом  и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства.

     Люди  согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых  черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

     Второй  способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа  — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

     Теория  черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

     Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось  практически невозможным точно  предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые  по смыслу связаны с выявленными  чертами. Как выяснилось, поведение  человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

     Как альтернатива теории черт за рубежом  получила распространение концепция  личности, названная теорией социального  научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Информация о работе Понятие личности в психологии. Современные теории личности