Понятие личности в психологии. Современные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: изучить сложившиеся в психологии представления о личности. В работе рассмотрены следующие задачи:
1.Понятие личности.
2. Структура личности.
3.Индивидуальные проявления и особенности личности.
4.Человек –индивид –личность.
5.Развитие психологии личности в России.
6. Современные теории личности.

Содержание

Введение
1.Понятие личности
2. Структура личности
3.Индивидуальные проявления и особенности личности
4.Человек –индивид –личность
5.Развитие психологии личности в России
6. Современные теории личности
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

оригинал психологияНЕ 6.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИЗОП 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  психологии и педагогики 

Понятие личности в психологии. Современные теории личности 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил (а):

                                          студентка I курса, 2Сгр.

                                          Романова Е.Г.

                                          Шифр УС 29042

                                     

                                          Проверил (а):  
 

                

                         Новосибирск 

                                2010

Тема  №25

План 

Введение 

1.Понятие личности

2. Структура  личности

3.Индивидуальные  проявления и особенности личности

4.Человек –индивид  –личность 

5.Развитие психологии  личности в России

6. Современные  теории личности 

Заключение 

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Личность  выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

     В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную  систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

     Социальное  “измерение” личности обусловливается  влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное “Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

     Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

     Существенная  трудность состоит в том, что  между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Цель  контрольной работы: изучить сложившиеся в психологии представления о личности. В работе рассмотрены следующие задачи:

1.Понятие личности.

2. Структура  личности.

3.Индивидуальные  проявления и особенности личности.

4.Человек –индивид  –личность. 

5.Развитие психологии  личности в России.

6. Современные  теории личности.   
 

1.Понятие  личности. 

     Личностью в психологии называют человека как  носителя сознания. Считается, что личностью  не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое "Я". Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека .

     Личности  бывают разные - гармонично развитые и  реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при  этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

     Однако  понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический  аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных  связей.

     Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того  чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.

     Человек как сверхсложное существо живет  в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген  Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир («наш мир», мир, в который вместе со мной входят и другие люди), внутренний мир («мой мир», индивидуальность и неповторимость «моего» существования).

     Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразной деятельности, в котором ничто не принимается на веру, и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять – таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивается с точки зрения полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: «я знаю!», потому что ответом будет требование: «докажи, приведи факты», или «я умею!» – ответом будет: «сделай, покажи», или: «это полезно!» – в ответ человек услышит: «как это использовать?».

     Это мир, в котором особо ценятся те знания и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и переданы другим людям, т. е. теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики, где нет «моего» или  «его» восприятия мира, а есть «истинное» или «ложное», где высказывание «эта вещь мне дорога» бессмысленно, а имеет смысл – «эта вещь мне полезна».

     Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие  человека ничего не меняет в самих  законах: сила тяготения будет действовать  на предмет, независимо от того, наблюдаем  мы это или нет, это мир объектных  отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура  личности. 

     В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру  личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) - направленность  личности;

2)- опыт;

3)- индивидуальные  особенности психических процессов;

4)- включает  биопсихические свойства.

     Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура  личности, названная "направленность личности", объединяет

качества  направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные  черты. Черты личности, входящие в  эту подструктуру, в своём подавляющем  большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура  личности, названная "опыт" объединяет  знания, навыки, умения, привычки, приобретённые  в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура  личности, названная "особенности  психических процессов",

объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура  личности, названная "биопсихические  свойства", объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Свойства  личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят 

От физиологических  особенностей мозга, а социальные влияния  их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский и В.А.Петровский понимали структуру  личности, когда она рассматривается  как "сверхчувственное" системное  качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).Первый аспект рассмотрения-интраиндивидная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй  аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понима-

ния личности, когда сферой её определения и  существования становится "пространство межиндивидных связей".

Третий  аспект рассмотрения -метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид

оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей.

Личность  воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представленности -в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности . "Инобытие" индивида в других людях -не статичный отпечаток .

Информация о работе Понятие личности в психологии. Современные теории личности