Понятие личности в юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Кова

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 5
§1. Этимология понятия «личность» 5
§2. Индивид, личность, субъект деятельности 9
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ 17
§1. Личностный подход в психологии 17
§2. Процесс формирования личности 22
§3. Критерии оценки личности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа содержит 1 файл

Понятие личности в психологической и.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     Если  рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно  говорить лишь как об индивиде — представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие.

     Постепенно  включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в  семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбежному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится3. С этой точки зрения по сравнению с понятием индивид понятие личность — качественно более новое образование, появляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми4.

     Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древнегреческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности театрального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, театральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли.

     Таким образом, если понятие индивид указывает  на связь человека с природой, то понятие личность — на связь человека с обществом, социальной средой. Поэтому в настоящее время понятие личность уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в общественные отношения. Вот, к примеру, одно из таких определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует5. В данном определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы многих авторов к раскрытию понятия личности. А определений личности, кстати, очень много. Американский психолог Г. Олпорт насчитал их порядка пятидесяти в психологии, философии, социологии, теологии, в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к этому понятию, многогранность самой феноменологии личности и уникальность ее организации.

     Как справедливо пишут исследователи  данной проблемы, психологический феномен  личности следует рассматривать  исходя из различных предпосылок. Поэтому ни одно определение личности не может дать исчерпывающего представления о ней, но каждое из них освещает определенные стороны данного явления6. Такого подхода к понятию личности придерживаются многие психологи.

     Так, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

  • биологический — личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер;
  • экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;
  • социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;
  • гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало. С этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

     Если  исследователь придерживается биологического подхода, то для него, очевидно, приоритетом в изучении личности являются генетические, наследственные факторы, оценка их роли в развитии и становлении личности. Такого взгляда придерживаются многие психоаналитики, начиная с 3. Фрейда и К. Юнга.

     Напротив, адепты жесткого социального детерминизма, в частности представители марксистской школы, сущность личности человека целиком сводят к совокупности общественных отношений, которые проявляются в ней, решительно отодвигая в сторону биологические, психофизиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики, хотя эти факторы, очевидно для каждого, не стоят в стороне от процесса формирования личности.

     Чтобы избежать ненужных крайностей, следует  придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в котором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психологическая, и, разумеется, социальная, характеризующие в своей совокупности каждого конкретного человека в его отношениях с обществом и поэтому помогающие выделить его среди других.

     В основе понимания личности в качестве единого целого (биологического, психического и социального) лежит положение  С.Л. Рубинштейна, согласно которому внешние причины, социальный опыт человека действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание. При объяснении любых психических явлений, — писал он, — личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия7.

     Данная  формула — внешнее действует через внутреннее, раскрывающая характер воздействия на психику внешних, социальных причин, преобразующее влияние личности на социальные процессы, дополняется формулой, предложенной другим известным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: внутреннее... действует через внешнее и этим само себя изменяет8.

     Взятые  вместе оба эти подхода диалектически  дополняют друг друга, достаточно полно отражают развитие психики, процесс формирования личности. В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Поэтому понятно, что изменение физиологических параметров изменяет и характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека9. Поэтому наиболее взвешенным выглядит утверждение о том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к социальному, либо к биологическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребностям, внутренним побуждениям и влечениям деятельность, а в последующем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные его психофизиологические особенности и которые в конечном итоге определяют его дальнейшее развитие10.

     На  протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс формирования его личности под влиянием социальной среды и воспитания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздействиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целенаправленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиобщественного характера.

     Поскольку в современном обществе имеют  место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление.

     Когда говорят о личности того или иного  субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие  от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. Индивидуальность, — пишет А.В. Петровский, — проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности11.

     И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее они не тождественны. Употребляя термин индивидуальность по отношению к кому-либо, мы подразумеваем человека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является еще и личностью, это означает нечто большее. Личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. И далее: глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми... Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе12.

     Аналогичного  взгляда на личность придерживается и Л.И. Божович, которая в личности видит также человека, достигшего определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью,   заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой13. Именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими3 либо действует по легкомыслию (ст. 26 УК РФ).

     Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

     Именно  в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек право- и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д.

     ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ

§1. Личностный подход в психологии

     В системе «человек—право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности — правосознания. Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.

     Структурный подход позволяет разобраться во множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам», но и вскрыв связи и взаимоотношения между ними.

     Первая  категория психических явлений  — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.

     Вторая  категория — психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на них обращали внимание только патопсихологии.

     Третья  категория психических явлений  — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

Информация о работе Понятие личности в юридической психологии