Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Кова
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 5
§1. Этимология понятия «личность» 5
§2. Индивид, личность, субъект деятельности 9
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ 17
§1. Личностный подход в психологии 17
§2. Процесс формирования личности 22
§3. Критерии оценки личности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индивиде — представителе вида homo sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие.
Постепенно
включаясь в систему
Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древнегреческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности театрального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, театральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли.
Таким образом, если понятие индивид указывает на связь человека с природой, то понятие личность — на связь человека с обществом, социальной средой. Поэтому в настоящее время понятие личность уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в общественные отношения. Вот, к примеру, одно из таких определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует5. В данном определении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы многих авторов к раскрытию понятия личности. А определений личности, кстати, очень много. Американский психолог Г. Олпорт насчитал их порядка пятидесяти в психологии, философии, социологии, теологии, в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к этому понятию, многогранность самой феноменологии личности и уникальность ее организации.
Как
справедливо пишут
Так, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:
Если исследователь придерживается биологического подхода, то для него, очевидно, приоритетом в изучении личности являются генетические, наследственные факторы, оценка их роли в развитии и становлении личности. Такого взгляда придерживаются многие психоаналитики, начиная с 3. Фрейда и К. Юнга.
Напротив, адепты жесткого социального детерминизма, в частности представители марксистской школы, сущность личности человека целиком сводят к совокупности общественных отношений, которые проявляются в ней, решительно отодвигая в сторону биологические, психофизиологические факторы, наследственно обусловленные особенности психики, хотя эти факторы, очевидно для каждого, не стоят в стороне от процесса формирования личности.
Чтобы избежать ненужных крайностей, следует придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в котором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психологическая, и, разумеется, социальная, характеризующие в своей совокупности каждого конкретного человека в его отношениях с обществом и поэтому помогающие выделить его среди других.
В основе понимания личности в качестве единого целого (биологического, психического и социального) лежит положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому внешние причины, социальный опыт человека действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, сознание. При объяснении любых психических явлений, — писал он, — личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия7.
Данная формула — внешнее действует через внутреннее, раскрывающая характер воздействия на психику внешних, социальных причин, преобразующее влияние личности на социальные процессы, дополняется формулой, предложенной другим известным отечественным психологом А.Н. Леонтьевым: внутреннее... действует через внешнее и этим само себя изменяет8.
Взятые вместе оба эти подхода диалектически дополняют друг друга, достаточно полно отражают развитие психики, процесс формирования личности. В этом взаимодействии биологическая природа человека участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Поэтому понятно, что изменение физиологических параметров изменяет и характер протекания психических процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека9. Поэтому наиболее взвешенным выглядит утверждение о том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к социальному, либо к биологическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребностям, внутренним побуждениям и влечениям деятельность, а в последующем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные его психофизиологические особенности и которые в конечном итоге определяют его дальнейшее развитие10.
На
протяжении всей жизни человека происходит
непрерывный процесс
Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление.
Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. Индивидуальность, — пишет А.В. Петровский, — проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности11.
И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее они не тождественны. Употребляя термин индивидуальность по отношению к кому-либо, мы подразумеваем человека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является еще и личностью, это означает нечто большее. Личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. И далее: глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми... Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе12.
Аналогичного взгляда на личность придерживается и Л.И. Божович, которая в личности видит также человека, достигшего определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой13. Именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими3 либо действует по легкомыслию (ст. 26 УК РФ).
Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек право- и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д.
В системе «человек—право» в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включенного в социальные отношения, как носителя сознания, и в частности — правосознания. Нередко применяемая формулировка «человеческая личность» некорректна. Хотя слова «человек» и «личность» — не синонимы и человек может не быть личностью (новорожденный), личность — это всегда человек, и личностью не обладает никто, кроме человека.
Структурный
подход позволяет разобраться во
множестве свойств и
Первая категория психических явлений — психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление и т. д.), которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, протекать более или менее долго.
Вторая
категория — психические
Третья категория психических явлений — психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя, конечно, способны изменяться. Изменяются они в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.
Информация о работе Понятие личности в юридической психологии