Понятие личности в юридической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.
Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Кова

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ 5
§1. Этимология понятия «личность» 5
§2. Индивид, личность, субъект деятельности 9
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ НАУКЕ 17
§1. Личностный подход в психологии 17
§2. Процесс формирования личности 22
§3. Критерии оценки личности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Работа содержит 1 файл

Понятие личности в психологической и.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     Понятие личности начало складываться уже в древности. 

     Человек, вышедший благодаря труду из животного  мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими  людьми с помощью языка, становится личностью - субъектом познания и  активного преобразования действительности.

     Направленность  на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна  интересовала философов. Его теоретическая  разработка характерна для ряда отечественных  психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского; А.Г.Ковалёва; С.Л.Рубинштейна; Е.В.Шорохова; К.Л.Абульханова; В.Н.Мясищева; Д.Н.Узнадзе; Б.В.Зейгарник; И.М.Палей; Б.С.Братусь.

       Также проблемой личности занимались  такие психологи как: БодалёвЛ.А.; Брушлинский А.В.; Давыдов В.В.; Зинченко  В.П.; Кон И.С.; Лазурский А.Ф.; Мерлин В.С.; Платонов К.К.; Рейнвальд Н.И.; Рубцов В.В.; Фельдштейн Д.И.; Шкуратова И.П.; Ядов В.А.

       Проблема личности, являясь одной  из центральных в теоретической  и прикладной психологии, выступает  как исследование характеристики  психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии её тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций.)

     Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций.

     Знание  о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его  полноте – сложному человеческому  существу и индивидуальности.

     Цель курсовой работы – рассмотреть понятие личности с точки зрения психологической и правовой науки.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Определить этимологические корни понятия «личность»;
    • Дать определение понятию «личность»;
    • Определить место личности в психологической и правовой науке;
    • Рассмотреть процесс формирования личности;
    • Определить критерии оценки личности в психологической и правовой науке.

     Курсовая  работа состоит из введения, 2-х глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее разработанности, формулируются цели и задачи  курсовой работы.

     В первой главе рассматривается этимология происхождения понятия «личность» и дается определение этому понятию. Во второй главе описывается личностный подход в психологии, рассматривается процесс формирования личности и приводятся критерии оценки личности в психологической и правовой науке. В заключении представлены выводы о проделанной работе. 
 

     ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

§1. Этимология понятия «личность»

     Этимологически  слово «личность»– personality – происходит от латинского persona, что переводится  как «маска». Изначально речь действительно  шла о масках, которые надевали актеры в древнем театре, а затем  и о самих актерах, участвующих  в представлении. По сути, термин указывает на внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда выполняет определенные роли, – это некое общественное лицо, обращенное к окружающим. В данном смысле личность означает общественное Я, которое может совпадать, а может и не совпадать с внутренним Я. Однако что означала эта маска для древнего римлянина? Интересно, что этимология слова persona (per – «через», sonus – «звук», что дословно можно перевести как «то, через что проходит звук») еще отчетливее указывает на двойственную природу слова «личность». Как пишет Г. Олпорт, слово означало и актера за маской, т. е. подлинное сочетание его внутренних и «масочных» качеств1. А. Ф. Лосев, А. В. Толстых, основываясь на тщательном этимологическом анализе, показали, что телесное и духовное (индивидуальное, личностное) начала в человеке первоначально представляли единое целое, разделившись лишь в эпоху Возрождения. Поэтому можно смело заключить, что надевание маски и вхождение актером в роль в Древнем мире означало попытку достичь согласия с «телесными мифологическими моделями» с помощью таких внешних по отношению к внутреннему миру человека средств, как жест, поза, маска.

     Принято считать, что одним из первых определение  персоны дал в VI в. Боэций, который  обозначил ее как индивидуальную субстанцию рациональной природы. Здесь обнаруживается весьма четкая связь не с внешней, а скорее с внутренней стороной феномена.

     Вместе  с тем «персона» по-латыни означает и грамматическую категорию лица, и юридическое лицо.

     Обращаясь к истокам русского слова «личность», мы столкнемся с тем, что помимо «личины»-маски существует и прилагательное «личный» (принадлежащий какому-то лицу). Употребляется это слово со второй половины XVII в. «Персоной» же или «особой» обозначали официальное положение лица. Еще в XVIII в. слово «личность» часто употребляли как колкий отзыв, оскорбление, подтверждение чему можно встретить у русских писателей. Личность, понимаемая как свободная индивидуальность, как характеристика различия общественного и индивидуального, используется с 20–30 гг. XIX в., т. е. с периода зарождения капитализма.

     В греческом языке существует слово  «ипостась», которое тоже означает в переводе не что иное, как «личность». «Ипостась» характеризует человека как уникальное существо. Но прежде всего термин «ипостась» использовался греческими отцами церкви для обозначения Лиц (ипостасей) Божественных – Отца, Сына и Святого Духа. Это не части целого, а его проявления. В. Н. Лосский отмечает, что как раз благодаря введению в употребление на Западе термина «ипостась» слово «персона» обретает более внутреннюю индивидуальную и собственно личностную окраску2.

     В контексте философских и психологических  традиций представляют интерес термины  «personlichkeit» и «personalitat» в немецком языке. Первый близок по значению к латинскому «persona»; второй характеризует скорее самобытный внутренний мир человека, его самосознание, возможности осуществления свободного выбора и самоопределения. Перевод английского personality (четыре значения, по Вебстеру), показывает, что, с одной стороны, существует лингвистический синтез двух психологически разных понятий: личность (первое значение) и индивидуальность (второе значение), с другой стороны, возможно, показывает одну из причин некой синонимичности этих понятий. Слово же person имеет также не одно значение, среди которых нам интересны следующие:

     1) человек, личность;

     2) отдельный человек, индивид; 

     3) телесная форма человека.

     Продолжая данную цепочку, можно остановиться и на английском individual, что переводится  как:

     1) личность;

     2) человек; 

     3) индивид, и individuality – индивидуальность, особенность и личность соответственно.

     Понятие «личность» укоренилось в медицинской  науке, врачи-психиатры давали определения  в терминах таких черт, с помощью  которых можно описать и здоровую, и больную личность. Под философским углом зрения личность – это способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных человечеством форм поведения и деятельности. По мнению Мясищева, философское рассмотрение проблемы необходимо потому, что здесь открывается наиболее плодотворная возможность для изучения ряда малоразработанных философских проблем. Главной проблемой при этом является единство материального и идеального в человеке как объекте-организме и как субъекте-личности.

     В общественно-исторических науках это понятие рассматривается чаще всего в двух аспектах:

     1) роль личности в истории; 

     2) общественный деятель.

     В педагогике личность также является одной из основных категорий как  предмет воспитания.

     В обыденной речи и даже иногда в  научной литературе данное слово  употребляется часто применительно  не к каждому, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения людям.

     Люди  склонны отождествлять личность с обаянием, популярностью, общественным призванием. При этом важно отметить, что подобные характеристики связаны с тем, насколько человек умеет производить на окружающих соответствующее впечатление своими поступками и действиями.

     Однако  нельзя упускать из виду, что психологический  подход предполагает прежде всего безоценочное отношение при описании любого понятия, любой теории.

     Личность  – не оценочная категория, более  того, личность присуща каждому человеку, по крайней мере, начиная с определенного  возраста. Только в таком русле  можно говорить о личности как о предмете научного познания.

     Итак, в истории выделяется «доличностный» период развития данного феномена; в сегодняшнем же понимании личность характеризуется как взаимосвязь  субъективной организации и внешнего мира.

     Как уже отмечалось выше, в психологической науке категория личности относится к числу базовых понятий. Разнообразие теорий личности, структур личности и даже определений этого понятия говорит прежде всего о том, что современная наука пока не в состоянии ответить четко и однозначно, что же такое личность. Это свидетельствует о сложности самого феномена личности. Развитие личности в какой-то степени зависит как от генетических, так и от культурных или социальных факторов. Она функционирует на сознательном и на бессознательном уровне и изменяется во времени, сохраняя при этом стабильность. Наряду с принципами единства сознания и деятельности, сознания и общения в отечественной психологии сформулирован личностный принцип, который требует исследовать психические процессы и состояния личности (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов). Личностный подход является одним из основных принципов психологии и стремится к тому, чтобы любое психическое явление рассматривалось через понимание личности человека в целом. Но это лишь личностный принцип, мы же остановимся на изучении личности как самостоятельной категории.

§2. Индивид, личность, субъект деятельности

     Личность  — фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный  характер.

     Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями  различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно  к субъектам различных правоотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в юридической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

     Эту особенность следует иметь в  виду, чтобы правильно ориентироваться  во всех этих терминах изучающим юридическую  психологию, которая, с одной стороны, опирается на фундаментальные, принятые в психологии понятия, а с другой — должна учитывать терминологию законодательных актов, подзаконных источников права.

     Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и  тем, что в психологической науке  до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.

     Стоит взглянуть на целый ряд законодательных актов, чтобы убедиться в этом. Например, одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства является провозглашение в виде правовой нормы принципа неприкосновенности личности (ст. 11 УПК РСФСР).

     Или при назначении вида и размера  наказания судам предписывается учитывать не только характер, тяжесть, последствия преступления, но и личность виновного  (ч. 3 ст. 60 УК РФ). Термин личность виновного употребляется в уголовном законе и в контексте с условным осуждением (ч. 2 ст. 73 УК РФ). Целый раздел (VII) Особенной части УК РФ посвящен преступлениям против личности.

     Аналогичная картина имеет место и в  гражданском праве, когда речь идет о защите достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий (см., например, ст. 150—52, 1099—101 ГК РФ).

Информация о работе Понятие личности в юридической психологии