Понятие красоты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является чувство красоты.
Предметом исследования являются критерии красоты, формы ее проявления, субъективность оценки красивого, ее связь с духовными ценностями и творческим процессом, а также важность эстетического воспитания как систематического процесса воздействия на личность человека с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический обзор проблемы……………………………………………………………..4
1.1. Понятие красоты и ее критерии……………………………………………………………4
1.2. Субъективность в оценке красоты…………………………………………………………5
1.3. Красота как форма целесообразности……………………………………………………..6
1.4. Связь красоты с духовными ценностями………………………………………………….8
1.5. «Законы красоты» И. Канта……………………………………………………………….10
1.6. Способность к восприятию красоты как инструмент творчества………………………14
1.7. Обнаружение красоты в творениях природы…………………………………………….15
1.8. Эстетическое воспитание………………………………………………………………….15
2. Экспериментальное исследование проблемы……………………………………………...17
2.1.Выбор методов и методик для исследования……………………………………………..17
2.2. Процедура исследования…………………………………………………………………..19
2.3. Анализ полученных результатов………………………………………………………….20
2.4. Рекомендации………………………………………………………………………………22
Выводы………………………………………………………………………………………….23
Литература………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

КРАСОТА.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
t-align:justify">2.3. Анализ полученных результатов

 

Эксперимент показал, что за 45 минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. 27 бросили ему деньги, и почти все сделали это на бегу. Итого – 32 доллара с мелочью. Остальные 1070 прошли мимо.

Если великий музыкант играет великую музыку, но ее никто не слышит … Действительно ли он так хорош? Это – старый философский спор о природе красоты. Можно ли ее измерить (Готфрид Лейбниц)? Или это лишь мнение (Дэвид Юм)? Или это сумма того и другого, пропущенная через непосредственное восприятие наблюдателя (Иммануил Кант)? Версия Канта кажется более всего подходящей к случаю Белла.

Так что же произошло на станции L'Enfant Plaza? Этот вопрос задали эксперту Леонарду Слаткину, музыкальному директору Национального симфонического оркестра. Что, по его мнению, могло случиться – гипотетически – если бы один из величайших скрипачей мира выступил инкогнито перед тысячью спешащих горожан?

По его прогноза, из тысячи человек 35-40 обратят внимание на то, как хорошо играет музыкант, а 75-100 остановятся, чтобы послушать. Эксперт предположил, что скрипач может собрать примерно 150 долларов. Вопреки прогнозам эксперта, толпа не собралась, ни на одну секунду.

Старший куратор Национальной галереи искусств, Лейтхаузер уверен, что понимает суть произошедшего с Беллом в метро: он сравнил музыканта с картиной без рамы, на которую никто не обращает внимания, т.к. на ней не указан автор произведения искусства, а потому среднестатистический человек не может понять, что перед ним находиться шедевр.

На видеозаписи выступления видно, что первый человек, остановившийся послушать музыку, – белый мужчина чуть за тридцать, в полотняных брюках, кожаном пальто, с портфелем. Он – Джон Дэвид Мортенсен – работает в министерстве энергетики и спешит в офис к началу скучного рабочего дня. На пленке заметно, что он не просто остановился: сначала он прошел мимо, а потом, сверившись с часами в сотовом телефоне, вернулся и посвятил Беллу три минуты. Мортенсен, в жизни не слушавший классической музыки, проходил мимо Белла тогда, когда тот исполнял знаменитую чакону Баха из партиты ре минор для скрипки соло, и застал переход минорной тональности в мажорную… «Я ничего не знаю о тональностях, но от этой музыки на меня снизошел мир», – припомнил менеджер, когда его спросили, почему он остановился в переходе.

Внимательный просмотр записи импровизированного концерта к выводу, что игнорировали музыканта все категории пешеходов независимо от пола, расы и возраста. Единственное исключение – дети. Все до единого, они пытались остановиться и послушать музыку, и всех до единого за руку уводили родители.

Культурным героем дня 12 января оказался невысокий лысеющий мужчина по имени Джон Пикарелло, слушавший Белла целых девять минут. Выяснилось, что поклонник Белла не узнал своего кумира. В юности Пикарелло учился игре на скрипке, но бросил, поняв, что его возможности ограничены. Сейчас он работает в почтовом ведомстве. В футляр Джошуа Белла он положил скромные пять долларов и, смущенный, быстро скрылся.

Стейси Фурукава, сотрудница демографического отдела в министерстве торговли, приехала на станцию L'Enfant Plaza под занавес. За три недели до эксперимента The Washington Post она побывала на бесплатном концерте Джошуа Белла в Библиотеке Конгресса. И вот она увидела его снова – виртуоза с мировым именем, играющего ради денег. Она не поняла в чем дело, но решила, что ни за что не пропустит такое событие. Улыбаясь, она встала в трех метрах от музыканта и не покинула своего места до конца выступления. По окончании концерта Стейси Фурукава представилась Беллу и положила двадцать долларов в его футляр.

Сам Белл рассказывал, смеясь, как его поразило, что люди его игнорируют. «В концертном зале меня может расстроить кашель кого-то из слушателей или сигнал сотового телефона… Но здесь мне пришлось ловить любые знаки внимания… Я был странно польщен, когда кто-то положил в футляр купюру, а не монеты». И это говорит человек, который может получить тысячу долларов в минуту… «Когда я играю перед аудиторией в концертном зале, мне не надо добиваться признания. Но здесь я стал опасаться: «Что, если я им не нравлюсь? Что, если их возмущает мое присутствие?»

Джошуа Белл начинал как вундеркинд, а в 39 лет он уже давно виртуоз мирового масштаба. За три дня до выступления в вашингтонском метро он играл в Бостоне, где собрал полный зал, хотя приличные места там стоили около ста долларов. Три недели спустя он дал другой концерт – в Стратморе. Аудитория была столь деликатна, что никто не кашлянул до перерыва между частями произведений. Но в ту январскую пятницу Джошуа Белл оказался одним из непризнанных уличных музыкантов, что ищут внимания занятых людей, спешащих на работу.

 

2.4 Рекомендации

 

Результаты эксперимента должны заставить людей задуматься: если мы не находим свободной минуты, чтобы остановиться и послушать, как один из лучших музыкантов в мире исполняет величайшие из написанных произведений на самом красивом из музыкальных инструментов, чего ещё нам не хватает на самом деле?

Необходимо стремиться воспринимать красоту в обычном окружении и в неурочный час, учиться распознавать талант в нетипичной ситуации.


Выводы

 

«Красота спасет мир», – сказал Достоевский и задал загадку. Но нет аксиомы, которой не хотелось бы найти доказательства. Почему, собственно, красота? 

Красота внутренне присуща живому и вообще всему жизненному, начиная от атома и заканчивая вселенной, и мы не можем противиться тому, что глубоко заложено в нас бесконечной историей мира, ведь мы – его часть.

Красота – обобщенный, интуитивный критерий истинности пути развития, данный человеку природой. Красотой проверяется новое. Если оно красиво, значит необходимо и будет жить. Недаром в нашем сознании, от рождения, заложена внутренняя потребность прекрасного и подсознательные его критерии.

Красота – глубоко внутреннее ощущение. И если его человек теряет в себе, каждый человек, – это ощущение теряет и общество. Впрочем, и наоборот так же. Потому как тяжело одному бороться с навязываемыми стереотипами. И как легко потерять в себе лучшее! Намного труднее вновь обретать его, прозревать, снова разглядеть и воссоздавать в себе утерянную красоту мира.

Красота лишь тогда может считаться настоящей, когда она представляет собой единство формы и содержания, а не одну пустую мертвую оболочку. Мы получаем возможность отличить истинное от ложного, мишурный блеск от истинной красоты. Красивыми и некрасивыми могут быть не только произведения искусства, природные объекты и явления, но и человеческие поступки. Стараясь поступать красиво всегда и везде, человек становится лучше, чище. Красота – это больше чем соразмерность, гармония, пропорциональность. Это незримая основа бытия, это великая сила, которая однажды все-таки спасет мир.

Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей жизни.


Литература

 

1. Волькенштейн В. Опыт современной эстетики / В. Волькенштейн. – М.-Л.: Academia, 1931. –186с.

2. Борисовский Г.Б. Красота и стандарт / Г.Б. Борисовский. – М.: Изд-во Стандартов, 1968.– 143 с.

3. Лоу Б. Красота спорта / Б. Лоу. – М.: Радуга, 1984. – 257 с.

4. Самохвалова В.И. Красота против энтропии / В.И. Самохвалова. – М., Наука, 1990. – 176 с. 

5. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина / Л.ГН. Столович. – М.: Республика, 1994.— 464 с.

6. Айзенк Г. Объективность и обоснованность эстетических суждений / Г. Айзенк // Творчество в искусстве. Искусство в творчестве. – М.: Наука; Смысл, 2000. – С. 298 – 325.

7. Эстетика / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. – 240 с.

8. Джошуа Белл. Социальный эксперимент в метро - умеем ли мы замечать красоту в повседневной жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bazedy.ru/blogs/kabal/dzhoshua-bell-sotsialnyi-eksperiment-v-metro-umeem-li-my-zamechat-krasotu-v-povsednevnoi.

9. Страдвари в час-пик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/articles/2007/04/09/violin/.



Информация о работе Понятие красоты