Понятие красоты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в данной курсовой работе является чувство красоты.
Предметом исследования являются критерии красоты, формы ее проявления, субъективность оценки красивого, ее связь с духовными ценностями и творческим процессом, а также важность эстетического воспитания как систематического процесса воздействия на личность человека с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретический обзор проблемы……………………………………………………………..4
1.1. Понятие красоты и ее критерии……………………………………………………………4
1.2. Субъективность в оценке красоты…………………………………………………………5
1.3. Красота как форма целесообразности……………………………………………………..6
1.4. Связь красоты с духовными ценностями………………………………………………….8
1.5. «Законы красоты» И. Канта……………………………………………………………….10
1.6. Способность к восприятию красоты как инструмент творчества………………………14
1.7. Обнаружение красоты в творениях природы…………………………………………….15
1.8. Эстетическое воспитание………………………………………………………………….15
2. Экспериментальное исследование проблемы……………………………………………...17
2.1.Выбор методов и методик для исследования……………………………………………..17
2.2. Процедура исследования…………………………………………………………………..19
2.3. Анализ полученных результатов………………………………………………………….20
2.4. Рекомендации………………………………………………………………………………22
Выводы………………………………………………………………………………………….23
Литература………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

КРАСОТА.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

В основе любого творчества лежит механизм создания гипотез, догадок, предположений, своеобразных «психических мутаций и рекомбинаций» следов ранее накопленного опыта, включая опыт предшествующих поколений. Из этих гипотез происходит отбор – определение их истинности, то есть соответствия объективной действительности. Как мы уже говорили выше, функция отбора принадлежит сознанию, а затем практике. Но гипотез, подавляющее большинство которых будет отброшено, так много, что проверка их всех – явно нереальная задача, как нереален для шахматиста перебор всех возможных вариантов каждого следующего хода. Вот почему абсолютно необходимо предварительное «сито» для отсеивания гипотез, недостойных проверки на уровне сознания.

Именно таким предварительным отбором и занято сверхсознание, обычно именуемое творческой интуицией. Какими же критериями оно руководствуется? Прежде всего не формулируемым словами (т.е. неосознаваемым) критерием красоты, эмоционально переживаемого удовольствия.

Об этом не раз говорили выдающиеся деятели культуры. Физик В. Гейзенберг: «...проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана». Математик Ж. Адамар. «Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными... Кто лишен его (эстетического чувства), никогда не станет настоящим изобретателем». Авиационный конструктор О.К. Антонов: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Стремление к красоте помогает принимать, правильное решение, восполняет недостаток данных».

1.7. Обнаружение красоты в творениях природы

 

Следует подчеркнуть, что восприятие, в результате которого возникает чувство прекрасного, есть творческий акт. В каждом явлении красоту надо открыть, причем во многих случаях она открывается не сразу, не при первом созерцании. Обнаружение красоты в творениях природы – явление вторичное по отношению к творческим способностям человека. «Чтобы человек мог воспринимать красивое в области слуховой или зрительной, он должен сам научиться творить» – утверждал А.В. Луначарский. Это, разумеется, не значит, что наслаждение от музыки получают только композиторы, а от живописи – только художники-профессионалы. Но человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием останется глухим к красоте окружающего мира. Для восприятия красоты он должен быть наделен достаточно сильными потребностями познания, вооруженности (компетентности) и экономии сил. Он должен аккумулировать в подсознании эталоны гармоничного, целесообразного, экономно организованного, чтобы сверхсознание открыло в объекте отклонение от нормы в сторону превышения этой нормы.

Иными словами, человек обнаруживает красоту в явлениях природы, воспринимая их как творения Природы. Он, чаще всего неосознанно, переносит на явления природы критерии своих собственных творческих способностей, своей творческой деятельности. В зависимости от мировоззрения данного человека в качестве такого «творца» им подразумевается либо объективный ход эволюции, процесс саморазвития природы, либо Бог, как создатель всего сущего. В любом случае сознание человека не столько отражает красоту, исходно существующую в окружающем его мире, сколько проецирует на этот мир объективные законы своей творческой деятельности – законы красоты.

 

1.8 Эстетическое воспитание

 

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность человека с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. В это понятие входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства человека, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления человека, его художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения.


2 Экспериментальное исследование проблемы

 

2.1 Выбор методов и методик для исследования

 

Попытки применить естественнонаучные и математические методы к изучению чувства красоты сравнительно немногочисленны. Одним из первых исследователей в той области более полувека назад был американский математик Биркгоф. Полагая, что эстетическое наслаждение зависит от гармонических взаимосвязей в системе воспринимаемых объектов, он дал формулу: М = О/С, где М – эстетическая мера предмета, О – упорядоченность, С – сложность.

Смысл этой дидактической формулы, отнюдь не претендующей на математическую точность, можно пояснить примером. В небольшом поселке всего несколько домов, расположенных беспорядочно, и в этом есть своеобразная прелесть. Но десятки тысяч домов, составляющих город, не могут быть расположены беспорядочно – это создало бы впечатление уродливого бессмысленного нагромождения. Дома должны быть организованы вдоль улиц, проспектов, вокруг площадей. Возросла сложность системы — должна возрасти и упорядоченность. Чем сложнее система, чем больше в ней элементов, то есть чем больше знаменатель в формуле Биркгофа, тем большим должен быть и числитель, то есть упорядоченность. Отношение упорядоченности к сложности — это и есть, по Биркгофу, эстетическая мера предмета. Биркгоф утверждал, что эстетическое наслаждение сводится к законам ритмичности, гармонии, равновесия и симметрии.

Современные последователи Биркгофа нередко пишут, что основа эстетического наслаждения – строгая форма, ограничение разнообразия, внутренние связи воспринимаемого объекта, которые выражают его информационную ценность. Например, без строгого соблюдения метрики и других законов стихосложения поэзия не может быть прекрасной. Любой раздражитель вызывает наслаждение, если в результате его действия изгоняется случайность, убывает энтропия, уменьшается уровень шума.

Другие защищают противоположную точку зрения: совершенный стихотворный размер невыносим из-за своей монотонности. Вот почему поэты обратились к свободному стиху, к сменам ритма. Так же и в изобразительных искусствах: геометрические пропорции внешнего мира служат той мерой, от которой искусство должно удаляться.

Удаление от идеальных законов природы повышает информационную емкость произведения искусства и делает его прекрасным. В незамысловатом крестьянском горшке больше очарования, чем в вазе, имеющей самую совершенную форму. Ни та, ни другая точка зрения не являются исчерпывающими; каждая из них опирается на некоторое число частных случаев и не дает базы для объяснения всего богатства фактов.

Психологические исследования показали, что люди – не художники – предпочитают обычно простые и симметричные рисунки. Но перенесение этого наблюдения в область эстетических чувств – спорно. Очень может быть, что люди предпочитают те формы и фигуры, к которым привыкли. Тогда любовь к симметрии и упорядоченности — просто склонность к знакомому и привычному. В тех же психологических опытах обнаружилось, что видные математики, архитекторы и писатели отвергали простые рисунки. Причем чем выше коллеги данного испытуемого оценивали его по шкале «творческие способности», тем ближе он стоял по своим вкусам к профессиональным художникам.

Работы, в которых использовались кибернетические понятия и термины теории информации, подвергались жестокой критике. Поскольку математические формулы до сих пор ничего не прояснили в эстетике, рассмотрение эстетических проблем с привлечением теории информации было объявлено бесперспективным. Ведь до сих пор не удалось объяснить даже, казалось бы, простейший факт: почему один аккорд воспринимается как мажорный, а другой — как минорный? Каков механизм их воздействия на чувства?

Но это как раз и подлежит изучению. Ставить такие проблемы — вполне правомерно, даже если сегодня и нет возможности решить их.

Обнадеживающий подход применил Ю. Филипьев, рассматривая воздействие красоты на чувства человека. Он воспользовался кибернетическими идеями, а не формальным аппаратом теории информации, который был разработан для описания совсем других процессов. Ведь информационная ценность одного и того же раздражителя меняется в зависимости от того, каков запас знаний и впечатлений у человека, воспринимающего раздражитель. От этого зависят смысл и значение раздражителя, а измерить смысл и значение пока не удается.

Сторонники экзактности, или, проще говоря, научной строгости и точности, упрекают эстетику в расплывчатости ее понятий, определения которых носят характер заколдованного круга взаимных перекрестных ссылок. Критерии оценок зыбкие и допускают произвольные толкования. Отсюда столь частое расхождение мнений, яростные споры, в которых никто не в силах доказать правоту, потому что стороны опираются на свои вкусовые оценки, а доводы придумывают потом.

Один из таких критиков, советский физик А. Китайгородский, предложил шире использовать в эстетике методы математической статистики. Само понятие «красота», по его мнению, имеет лишь статистический смысл. (Противники статистического метода все равно пользуются им, только неосознанно и потому недостаточно строго.)

Однако попытки количественного подхода к эстетическим переживаниям выглядят пока очень примитивно. Таким образом, целесообразно проведение социального эксперимента для исследования восприятия чувства красоты.

 

2.2 Процедура исследования

 

Социальный эксперимент о восприятии, вкусе и приоритетах людей устроили журналисты газеты «Вашингтон Пост» с участием одного из лучших музыкантов мира Джошуа Беллом. Его выступление было организовано как эксперимент с контекстом, восприятием и приоритетами, а заодно как попытку беспристрастной оценки общественного вкуса: может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время?

Джошуа Белл вышел из метро на станции L'Enfant Plaza и начал играть.

Время: 7:51 утра, пятница 12 января 2007 года, самая середина утреннего часа пик. Каждому проходившему мимо нужно было сделать выбор, с которым часто сталкиваются горожане, пользующиеся общественным транспортом и время от времени сталкивающиеся с уличными музыкантами. Вы остановитесь и послушаете? Или пробежите мимо со смешанным чувством вины и раздражения, сознавая собственную скупость и досадуя на непрошенное поползновение на ваши время и деньги? Бросите ли вы доллар просто из вежливости? Зависит ли ваше решение от того, что музыкант по-настоящему плохой? А если он замечательно играет? Есть ли у вас время на красоту? А должно быть? Какова моральная математика происходящего?

Только через три минуты после начала его концерта хоть что-то произошло. В течение 45 минут скрипач играл одно за другим шесть произведений Баха. За это время мимо него по станции успели пройти 1097 человек. Большинство из этих людей спешили на работу.

3 минуты спустя. Мужчина средних лет замедлил шаг и обернулся в сторону музыканта.

4 минуты спустя. Скрипач заработал свой первый доллар: какая-то женщина, не останавливаясь, бросила доллар в лежащую на земле шляпу музыканта, и пошла своей дорогой.

6 минут спустя. Какой-то молодой человек остановился послушать, прислонившись к стене. Через некоторое время он взглянул на часы и отправился дальше.

10 минут спустя. Посмотреть на музыканта остановился маленький мальчик трёх лет, но его мама в спешке потащила ребёнка за собой. Малыш снова обернулся посмотреть на скрипача, но мама резко подтолкнула его, и мальчик пошёл дальше, то и дело оглядываясь на музыканта. Так же себя вели и некоторые другие дети. Но все родители без исключения заставляли их поскорее проходить мимо.

45 минут спустя. Музыкант всё играл. За это время только шесть человек ненадолго остановились послушать его. И ещё около двадцати дали ему денег, но не замедлили шага. Он заработал 32 доллара. Скрипач перестал играть, и вокруг воцарилась тишина. Никто не обратил внимания. Не было аплодисментов, не было признания.

 

Информация о работе Понятие красоты