Понятие коллектива подразделения и условия его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.

Работа содержит 1 файл

Понятие коллектива подразделения.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

стью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или

иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму воз-

буждения, которое  превышает безопасные пределы и  становится домини-

рующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному  управле-

нию со стороны  командира (начальника).

Исследования военных психологов последних лет показали, что ос-

новными причинами  формирования и проявления тех или  иных настроений в

коллективах подразделений, как правило, выступают: качество и  направлен-

ность военно-профессиональной деятельности (успех или неудачи); характер

взаимоотношений между военнослужащими одного подразделения (добро-

желательность, требовательность, унижения и др.); индивидуальные психо-

логические  особенности военнослужащих (личностная направленность, тем-

перамент и  др.); настроение и стиль руководства командиров и начальников;

эргономические  и социально-бытовые условия решения  военно-

профессиональных  и других задач.

Настроение  коллектива может быть самым различным, но для его

общей характеристики достаточно выделять два диаметрально противопо-

ложных вида: положительное и отрицательное. Положительное настроение

("мажор") включает  в себя такие эмоции и чувства,  как удовлетворенность,

бодрость, воодушевление, оптимизм, радость и т.д. Отрицательное  же на-

строение ("минор"), наоборот, характеризуется неудовлетворенностью, не-

уверенностью, пессимизмом, унынием, депрессией, отчаянием, паникой и др.

Чаще всего  отрицательное коллективное настроение возникает в результате

опасных ситуаций, гиперстрессов и потрясений. Следовательно, отрицатель-

ное настроение является своего рода сигналом тревоги, резкого дискомфорта

ситуации, сильного стрессового воздействия, плохих взаимоотношений  и

низкого уровня сплоченности коллектива.

23

Офицеру также  необходимо учитывать особенности  проявления на-

строения воинского коллектива. К их числу относятся: противоречивость

(возможность  формирования и проявления эмоций, не соответствующих объ-

ективной ситуации); обусловленность непосредственными  социальными и

другими факторами (климатические или социальные условия); нерациональ-

ность, стихийность, спонтанность; высокая скорость формирования противо-

положной эмоциональности; низкая управляемость.

Коллективное  настроение оказывает достаточно сильное  влияние на

организованность  воинского подразделения и эффективность его функцио-

нирования. При  этом одни из них способствуют успеху решения служебных,

вахтенных и  других задач (энтузиазм, увлеченность, приподнятость), другие,

напротив, резко  снижают возможности коллектива (неверие в силы сослу-

живцев, общее  уныние, подавленность).

Специальные исследования показывают, что коллективное настрое-

ние может принимать  форму возбуждения, превышающего безопасные пре-

делы. В этом случае оно становится доминирующим фактором управления

действиями  военнослужащих и плохо поддается рациональному воздействию

(убеждению). В  результате возможно возникновение,  например, паники, ко-

торая порождает  дезорганизацию коллективной психологии, ослабление и

утрату ее регулирующей роли. В этом случае подразделение  из организован-

ной группы может превратиться в неуправляемый конгломерат агрессивных

и нерационально (в противовес инструкциям и здравому смыслу) действую-

щих военнослужащих. Вот почему управление формированием  и проявлени-

ем коллективным настроением должно всегда быть в  поле зрения офицера.

Следующим социально-психологическим  явлением, проявляющимся

в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потреб-

ности. По своей сути это психологическое отражение объективной или

субъективной  нужды коллектива в материальных или духовных продуктах

(ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объ-

ективных и  субъективных факторов, влияющих на функционирование опре-

деленной социальной общности людей. В основе формирования содержания

коллективных  потребностей находятся вполне конкретные объективные ин-

тересы, цели и  стремления, достижение которых необходимо для полноцен-

ного решения  задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они ста-

новятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются  в субъективную

потребность большинства  военнослужащих подразделения. Обогащению

арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и  гармония их

отношения к  воинской службе в целом, своей военно-профессиональной дея-

тельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

24

Одной из форм выражения  потребностей и показателем уровня их

осознания являются коллективные интересы, представляющие собой избира-

тельное, эмоционально окрашенное отношение коллектива к  тем или иным

явлениям и  фактам действительности, вытекающих из его потребностей. Вот

почему побуждение и закрепление интереса подчиненных  к тем или иным

процессам военно-профессиональной деятельности (боевой или вахтенной

службе, совершенствования  мастерства и др.) является важной задачей  про-

фессиональной деятельности офицера. В связи с этим необходимо постоянно

наращивать  у личного состава интерес  к воинской службе, своей специально-

сти, оружию и  технике, формировать у каждого  подчиненного осознание сво-

ей роли и  места в подразделении.

С интересами в  структуре направленности подразделения неразрыв-

но связаны  коллективные цели и устремления  также выступающие одной из

ее форм. В  них проявляется общая направленность деятельности военнослу-

жащих, сферы  приложения своих физических и духовных сил. Вот почему

важно, чтобы цели и устремления подчиненных максимально соответствова-

ли направленности подразделения на успешное решение  социально значимых

военно-профессиональных и других задач подразделения.

Формированию, развитию и реализации положительно направленных

интересов, целей и устремлений военнослужащих, как структурных элемен-

тов коллективных потребностей, во многом способствует психологически

обоснованная  и педагогически целесообразная организация функционирова-

ния воинского  подразделения, целенаправленная воспитательная деятель-

ность офицера. Именно эти и некоторые другие субъективные факторы, де-

терминированные служебными обязанностями командиров и начальников,

оказывают решающее влияние на полноту и качество решения боевых, вах-

тенных, служебных  и других военно-профессиональных задач подчиненным

им личным составом.

Не менее  важное влияние на функционирование коллектива оказы-

ваю коллективные традиции. Они представляют собой относительно ус-

тойчивые  сложившиеся на основе длительного  опыта совместной служеб-

ной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы пове-

дения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие

потребностью  каждого или большинства членов коллектива. К числу ос-

новных  видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профес-

сиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом опреде-

ляются  их характером и действенностью. Они  становятся устойчивыми фор-

мами  коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия.

Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие кол-

25

лектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированно-

сти. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так

же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития

личности.

Традиции  воинских подразделений и частей весьма многообразны.

Условно они объединяются в несколько  групп по ряду признаков:

- по  направленности (положительные-отрицательные;  прогрессив-

ные-регрессивные и др.);

- по  содержанию (исторические, вахтенные,  боевые и др.);

- по  сфере проявления (моральные, национальные, бытовые и др.).

Офицер, понимая разнообразие существующих традиций, должен,

прежде  всего, обращать внимание на формирование и реализацию наиболее

значимые  из них. В их число, например, входят любовь к морской службе,

гордость  за принадлежность к Военно-морскому флоту, конкретному кораб-

лю  или его боевой части, товарищество, взаимопомощь и др.

Большинство из коллективных традиций реализуются в соответст-

вующих воинских ритуалах представляющих собой символические действия

военнослужащих, регламентированных уставами, обычаями и коллективным

мнением. Среди них следует выделить приведение военнослужащих к Воен-

ной присяге, вручение Боевого Знамени, подъем флага, прием молодого по-

полнения, вручение оружия и боевой техники  и др.

Войсковая и флотская жизнь показывает, что  воспитательные воз-

можности  воинского коллектива находятся  в прямой зависимости от направ-

ленности  сформированных в нем традиций. Следовательно, командирам и

начальникам всех категорий необходимо постоянно  заботиться о формирова-

нии и реализации возможностей положительных традиций, их отборе, закре-

плении и приумножении.

К сожалению, в  воинских подразделениях находят проявление и це-

лый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций),

противоречащих  уставным требованиям и морально-этическим  нормам со-

временного цивилизованного  общества (прежде всего порожденных  так на-

зываемым феноменом  «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоцио-

нальное состояние  многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в

целом, снижает  эффективность функционирования воинского  подразделения.

К тому же, как  подчеркивал А.С.Макаренко, такую  традицию невозможно

отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более

сильной и более  полезной. Такая работа требует большого терпения и глубо-

кой мысли». Вот  почему предупреждение складывания  неформальных тра-

диций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему

педагогической  деятельности командиров и начальников.

26

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского

подразделения выступает лидерство.__


Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования