Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат
Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.
стью и от
которых зависит степень
иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму воз-
буждения, которое превышает безопасные пределы и становится домини-
рующим фактором
поведения, плохо поддающимся
нию со стороны командира (начальника).
Исследования военных психологов последних лет показали, что ос-
новными причинами формирования и проявления тех или иных настроений в
коллективах подразделений, как правило, выступают: качество и направлен-
ность военно-профессиональной деятельности (успех или неудачи); характер
взаимоотношений между военнослужащими одного подразделения (добро-
желательность, требовательность, унижения и др.); индивидуальные психо-
логические особенности военнослужащих (личностная направленность, тем-
перамент и др.); настроение и стиль руководства командиров и начальников;
эргономические
и социально-бытовые условия
профессиональных и других задач.
Настроение коллектива может быть самым различным, но для его
общей характеристики достаточно выделять два диаметрально противопо-
ложных вида: положительное и отрицательное. Положительное настроение
("мажор") включает
в себя такие эмоции и чувства,
бодрость, воодушевление, оптимизм, радость и т.д. Отрицательное же на-
строение ("минор"), наоборот, характеризуется неудовлетворенностью, не-
уверенностью, пессимизмом, унынием, депрессией, отчаянием, паникой и др.
Чаще всего отрицательное коллективное настроение возникает в результате
опасных ситуаций, гиперстрессов и потрясений. Следовательно, отрицатель-
ное настроение является своего рода сигналом тревоги, резкого дискомфорта
ситуации, сильного стрессового воздействия, плохих взаимоотношений и
низкого уровня сплоченности коллектива.
23
Офицеру также необходимо учитывать особенности проявления на-
строения воинского коллектива. К их числу относятся: противоречивость
(возможность
формирования и проявления
ективной ситуации);
обусловленность
другими факторами (климатические или социальные условия); нерациональ-
ность, стихийность, спонтанность; высокая скорость формирования противо-
положной эмоциональности; низкая управляемость.
Коллективное настроение оказывает достаточно сильное влияние на
организованность
воинского подразделения и
нирования. При этом одни из них способствуют успеху решения служебных,
вахтенных и других задач (энтузиазм, увлеченность, приподнятость), другие,
напротив, резко снижают возможности коллектива (неверие в силы сослу-
живцев, общее уныние, подавленность).
Специальные исследования показывают, что коллективное настрое-
ние может принимать форму возбуждения, превышающего безопасные пре-
делы. В этом случае оно становится доминирующим фактором управления
действиями военнослужащих и плохо поддается рациональному воздействию
(убеждению). В
результате возможно
торая порождает дезорганизацию коллективной психологии, ослабление и
утрату ее регулирующей роли. В этом случае подразделение из организован-
ной группы может превратиться в неуправляемый конгломерат агрессивных
и нерационально (в противовес инструкциям и здравому смыслу) действую-
щих военнослужащих. Вот почему управление формированием и проявлени-
ем коллективным настроением должно всегда быть в поле зрения офицера.
Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся
в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потреб-
ности. По своей сути это психологическое отражение объективной или
субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах
(ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объ-
ективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование опре-
деленной социальной общности людей. В основе формирования содержания
коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные ин-
тересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноцен-
ного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они ста-
новятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную
потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению
арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их
отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной дея-
тельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.
24
Одной из форм выражения потребностей и показателем уровня их
осознания являются коллективные интересы, представляющие собой избира-
тельное, эмоционально окрашенное отношение коллектива к тем или иным
явлениям и фактам действительности, вытекающих из его потребностей. Вот
почему побуждение и закрепление интереса подчиненных к тем или иным
процессам военно-профессиональной деятельности (боевой или вахтенной
службе, совершенствования мастерства и др.) является важной задачей про-
фессиональной деятельности офицера. В связи с этим необходимо постоянно
наращивать у личного состава интерес к воинской службе, своей специально-
сти, оружию и технике, формировать у каждого подчиненного осознание сво-
ей роли и места в подразделении.
С интересами в структуре направленности подразделения неразрыв-
но связаны коллективные цели и устремления также выступающие одной из
ее форм. В
них проявляется общая
жащих, сферы приложения своих физических и духовных сил. Вот почему
важно, чтобы цели и устремления подчиненных максимально соответствова-
ли направленности подразделения на успешное решение социально значимых
военно-профессиональных и других задач подразделения.
Формированию, развитию и реализации положительно направленных
интересов, целей и устремлений военнослужащих, как структурных элемен-
тов коллективных потребностей, во многом способствует психологически
обоснованная и педагогически целесообразная организация функционирова-
ния воинского подразделения, целенаправленная воспитательная деятель-
ность офицера. Именно эти и некоторые другие субъективные факторы, де-
терминированные служебными обязанностями командиров и начальников,
оказывают решающее влияние на полноту и качество решения боевых, вах-
тенных, служебных и других военно-профессиональных задач подчиненным
им личным составом.
Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказы-
ваю коллективные традиции. Они представляют собой относительно ус-
тойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служеб-
ной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы пове-
дения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие
потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу ос-
новных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профес-
сиональные, социальные, спортивные и ряд других.
Считается, что становление и развитие традиций во многом опреде-
ляются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми фор-
мами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия.
Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие кол-
25
лектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированно-
сти. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так
же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития
личности.
Традиции воинских подразделений и частей весьма многообразны.
Условно они объединяются в несколько групп по ряду признаков:
- по направленности (положительные-отрицательные; прогрессив-
ные-регрессивные и др.);
- по содержанию (исторические, вахтенные, боевые и др.);
- по сфере проявления (моральные, национальные, бытовые и др.).
Офицер, понимая разнообразие существующих традиций, должен,
прежде всего, обращать внимание на формирование и реализацию наиболее
значимые из них. В их число, например, входят любовь к морской службе,
гордость за принадлежность к Военно-морскому флоту, конкретному кораб-
лю или его боевой части, товарищество, взаимопомощь и др.
Большинство из коллективных традиций реализуются в соответст-
вующих воинских ритуалах представляющих собой символические действия
военнослужащих, регламентированных уставами, обычаями и коллективным
мнением. Среди них следует выделить приведение военнослужащих к Воен-
ной присяге, вручение Боевого Знамени, подъем флага, прием молодого по-
полнения, вручение оружия и боевой техники и др.
Войсковая и флотская жизнь показывает, что воспитательные воз-
можности воинского коллектива находятся в прямой зависимости от направ-
ленности сформированных в нем традиций. Следовательно, командирам и
начальникам всех категорий необходимо постоянно заботиться о формирова-
нии и реализации возможностей положительных традиций, их отборе, закре-
плении и приумножении.
К сожалению, в воинских подразделениях находят проявление и це-
лый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций),
противоречащих
уставным требованиям и морально-
временного цивилизованного общества (прежде всего порожденных так на-
зываемым феноменом «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоцио-
нальное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в
целом, снижает эффективность функционирования воинского подразделения.
К тому же, как подчеркивал А.С.Макаренко, такую традицию невозможно
отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более
сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубо-
кой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных тра-
диций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему
педагогической деятельности командиров и начальников.
26
Весьма важным
социально-психологическим
подразделения выступает лидерство.__
Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования