Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат
Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.
Понятие коллектива подразделения
и условия его формирования
Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "соб-
ранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуаль-
ности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова
"кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллек-
тива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вслед-
ствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе
общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной служ-
бы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает
то, что это:
- высокоорганизованная группа
идейно убежденных и
рованных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выпол-
нять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;
- специфическая социальная общность, предназначенная для защиты
Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общ-
ностью коллективистской психологии.
Однако в зависимости от характера и направленности функциониро-
вания (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый
из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же спе-
цифика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского фло-
та?
Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому
коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наибо-
лее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет и свои особенно-
сти, характеризующие данный коллектив как воинский.
Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая глав-
ная задача и причина его существования - охрана и защита государственного
суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается на-
сильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеоб-
разие норм и правил поведения
и взаимоотношений между
тива.
Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая центра-
лизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко
регламентирует их обязанности и права.
13
В-третьих, воинским коллективам характерны относительная одно-
образность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов
коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенно-
стей воинских
коллективов также можно
части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинско-
го коллектива и некоторые другие.
Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной
деятельности военных моряков, их личностные и образовательные особенно-
сти накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межлично-
стные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфи-
ческие особенности
коллективов военно-морских
Как показывает анализ, к ним можно отнести:
1. Повышенную
ответственность за решение
и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;
2. Динамичный
и постоянный учебно-боевой
3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в со-
ставе расчетов, боевых частей и экипажей;
4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;
5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту из
числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);
6. Специфику повседневных задач и целей деятельности, а также пе-
риодически широкий диапазон
общения и относительную
лективов кораблей.
Нынешний воинский коллектив также отличается и тем, что с пере-
численными признаками, уже известными связями, создающими прочный
психологический потенциал, в нем также проявляется ряд других нравствен-
но-психологических сил. Имеется в виду то духовное, нравственное, деловое
начало, содержание внутреннего мира каждого члена коллектива, которое их
объединяет, связывает_____, "притягивает" друг к другу. Оно складывается из сле-
дующих компонентов:
- общности нравственных норм, которыми люди руководствуются в
своем поведении. Для Военно-морского флота, как и для других силовых ве-
домств России, эти нормы закреплены в воинских уставах;
- совместной деятельности,
имеющей государственное
- наличие у всех членов
коллектива воинского
ления к его приобретению и др.
Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения высту-
пает идея межличностных связей военнослужащих. Именно взаимные связи
между людьми являются решающим фактором (условием), определяющим
сплоченность подразделения, активность и жизненность объединения, чле-
14
нами которого они становятся. В свою очередь, духовные связи между воен-
нослужащими зависят от того, как они воспринимают друг друга, как отно-
сятся к общей цели военно-профессиональной деятельности и т.д. В связи с
этим, в отечественной военной психологии существуют два подхода к пони-
манию условий формирования коллектива.
Согласно первому подходу, коллектив подразделения представляется
как социальное (надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сво-
димое к совокупности составляющих его индивидов. Этот подход назван "ан-
тропоморфным", потому что в этом случае объединение военнослужащих
рассматривается как целостный социальный объект, жизнь и деятельность
которого воспроизводит активность каждого своего члена, за счет которой он
сам существует.
С позиции второго
подхода коллектив
но-психологическая среда жизни и деятельности военнослужащих, среда,
которую они создают друг для друга. Сторонники этого подхода предпочи-
тают говорить не о группах и коллективах, а о "личности в группе". Эта кон-
цепция выражает
личностно-ориентировочную
Обе позиции не свободны от крайностей как теоретического, так и
практического порядка. Первая позиция, как показывает отечественный опыт
военного строительства советского периода, может привести к недооценке
личности, абсолютизации «единства», что опасно нивелированием человече-
ской индивидуальности и ее личностных ценностей, стремлением добиться
того, чтобы все члены коллектива не только действовали одинаково, но и
были «все как один». Между тем известно, что именно в коллективе подраз-
деления происходит необходимая для полноценного развития и естественная
для военнослужащего личностная дифференциация. По мере формирования ,
развития и функционирования коллектива за его членами закрепляются оп-
ределенные
социально-психологические
требности коллектива и личности.
Каждый человек вносит в совместную деятельность собственные
взгляды на актуальные проблемы, предлагает свои способы их решения. Он
предоставляет в распоряжение коллектива свои способности и обращается за
помощью в связи со своими собственными трудностями. Все это очень инди-
видуально. Поэтому единство, без которого нет ни коллектива, ни группы,
достигается не путем выравнивания членов коллектива воинского подразде-
ления, а на основе согласования различий, поиска психологической совмес-
тимости, максимального учета
и поощрения межличностных
результате, структура коллектива воинского подразделения имеет два взаи-
мосвязанных, дополняющих друг друга, но разных по содержанию психоло-
гических комплекса. Один из них ориентирован на общую деятельность кол-
15
лектива, связанную с решением стоящих перед ним служебных, вахтенных,
боевых и др. задач, второй - на его внутреннюю, социально-психологическую
сферу. Несомненно, что оба они необходимы, так как имеют объективную
природу и взаимозависимы.
Однако, это лишь условия, которые необходимы для объединения
людей в социальные группы. А какова же его диалектика? Какие этапы или
психологические рубежи проходит личностное взаимодействие в рамках
конкретной социальной общности, прежде чем можно будет вести речь о
единстве целей и устремлений ее членов?
Диалектика коллективного объединения военнослужащих
Проанализировав процесс социализации (установления социально
значимых взаимодействий в группе), мы приходим к выводу, что в диалекти-
ке формирования коллектива можно выделить несколько этапов, каждый из
которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.
1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения
военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент
времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);
2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной
группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение лю-
дей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе
непродолжительных межличностных контактов;
3-й этап - формирование организованной группы – объединения во-
еннослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в
свою очередь, бывает нескольких уровней.
Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на ос-
нове приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой
группы, как правило, 7-12 человек. Период существования от 3 до 5 дней. По
истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое
существование, или переходит на более высокий уровень.
Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная
деятельность и дисциплина. Возникает она, как показывают наблюдения вой-
сковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного
взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по
3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировав-
шегося в первое время чувства (землячество).
Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организо-
ванной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов
военно-профессиональной деятельности.
16
Высший уровень группового объединения людей в отечественной
психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть
коллективом. Рассмотрим рстадии его развития, которые определяют тот или
иной характер управленческого воздействия.
Наблюдения за формированием ряда воинских подразделений позво-
лили военным психологам выделить 4 основных стадии развития коллектива.
1. Стадия социального единства - начальная стадия развития воин-
ского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов соз-
нательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои
обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духов-
ных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.
2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается про-
цесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения
между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно
стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаи-
моотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные при-
вычки. Руководитель, воздействуя на эти показатели, более эффективно
управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.
3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли
действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаи-
модействие между
моподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие
предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую техни-
ку и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.
4) На стадии самоуправления
коллектив понимает своего
теля (командира, начальника), как говорится, с полуслова и воспринимает его
требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контро-
ля действий подчиненных
- эту функцию выполняет
коллективные устремления личностное сознание военнослужащего и коллек-
тивный контроль его сослуживцев.
Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются ти-
пичными для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть
различными в зависимости от социально-психологической подготовки руко-
водителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера ре-
шаемых коллективом служебных, вахтенных, боевых и других профессио-
нальных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского
коллектива
должны учитываться офицером-
конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельно-
сти. Для оценки сформированности и прогнозирования эффективности функ-
17
ционирования подчиненного подразделения он руководствуется соответст-
Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования