Понятие коллектива подразделения и условия его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.

Работа содержит 1 файл

Понятие коллектива подразделения.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Понятие коллектива подразделения

и условия его  формирования

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "соб-

ранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуаль-

ности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова

"кружок". В основе  того и другого - связь, соединяющая  людей. Дух коллек-

тива хорошо отражает понятия  «товарищество», «воинское братство». Вслед-

ствие этого в отечественной  военной психологии под воинским коллекти-

вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе

общности их идейных  и морально-нравственных позиций, совместной служ-

бы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством

единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает

то, что это:

- высокоорганизованная группа  идейно убежденных и дисциплини-

рованных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выпол-

нять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;

- специфическая социальная  общность, предназначенная для защиты

Отечества, характеризующаяся  единством понимания воинского  долга, общ-

ностью коллективистской психологии.

Однако в зависимости  от характера и направленности функциониро-

вания (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый

из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же спе-

цифика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского фло-

та?

Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому

коллективу, как  и любому коллективу нашего общества, присущи все наибо-

лее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет  и свои особенно-

сти, характеризующие  данный коллектив как воинский.

Во-первых, воинскому  коллективу свойственна специфическая  глав-

ная задача и причина его  существования - охрана и защита государственного

суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается  на-

сильственными средствами с  помощью оружия. А это обусловливает  своеоб-

разие норм и правил поведения  и взаимоотношений между членами  коллек-

тива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая центра-

лизация управления и разделение людей на служебные  категории, что четко

регламентирует  их обязанности и права.

13

В-третьих, воинским коллективам характерны относительная  одно-

образность  и стабильность деятельности, длительность пребывания членов

коллектива  в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенно-

стей воинских коллективов также можно отнести  оторванность значительной

части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность  членов воинско-

го коллектива и некоторые другие.

Вместе с  тем нельзя не отметить, что специфика  профессиональной

деятельности  военных моряков, их личностные и  образовательные особенно-

сти накладывают  своеобразный (специфический) отпечаток  и на межлично-

стные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфи-

ческие особенности  коллективов военно-морских подразделений?

Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную  ответственность за решение служебных,  вахтенных

и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный  и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную  изоляцию в профессиональной  деятельности в со-

ставе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность  решаемых вахтенных и боевых  задач;

5. Неоднородность  коллектива (военнослужащие по контракту из

числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);

6. Специфику повседневных  задач и целей деятельности, а  также пе-

риодически широкий диапазон общения и относительную стабильность кол-

лективов кораблей.

Нынешний воинский коллектив также отличается и тем, что с пере-

численными признаками, уже  известными связями, создающими прочный

психологический потенциал, в нем также проявляется ряд  других нравствен-

но-психологических сил. Имеется в виду то духовное, нравственное, деловое

начало, содержание внутреннего  мира каждого члена коллектива, которое  их

объединяет, связывает_____, "притягивает" друг к другу. Оно складывается из сле-

дующих компонентов:

- общности нравственных  норм, которыми люди руководствуются  в

своем поведении. Для Военно-морского флота, как и для других силовых ве-

домств России, эти нормы  закреплены в воинских уставах;

- совместной деятельности, имеющей государственное значение;

- наличие у всех членов  коллектива воинского мастерства  или стрем-

ления к его приобретению и др.

Стержневой в понятии  коллектива воинского подразделения  высту-

пает идея межличностных  связей военнослужащих. Именно взаимные связи

между людьми являются решающим фактором (условием), определяющим

сплоченность подразделения, активность и жизненность объединения, чле-

14

нами которого они становятся. В свою очередь, духовные связи между  воен-

нослужащими зависят от того, как они воспринимают друг друга, как отно-

сятся к общей  цели военно-профессиональной деятельности и т.д. В связи с

этим, в отечественной  военной психологии существуют два  подхода к пони-

манию условий формирования коллектива.

Согласно первому  подходу, коллектив подразделения  представляется

как социальное (надличностное) образование, нечто самостоятельное, не сво-

димое к совокупности составляющих его индивидов. Этот подход назван "ан-

тропоморфным", потому что  в этом случае объединение военнослужащих

рассматривается как целостный  социальный объект, жизнь и деятельность

которого воспроизводит  активность каждого своего члена, за счет которой он

сам существует.

С позиции второго  подхода коллектив воспринимается как социаль-

но-психологическая  среда жизни и деятельности военнослужащих, среда,

которую они  создают друг для друга. Сторонники этого подхода предпочи-

тают говорить не о группах и коллективах, а о "личности в группе". Эта кон-

цепция выражает личностно-ориентировочную точку  зрения на коллектив.

Обе позиции  не свободны от крайностей как теоретического, так и

практического порядка. Первая позиция, как показывает отечественный опыт

военного строительства  советского периода, может привести к недооценке

личности, абсолютизации  «единства», что опасно нивелированием человече-

ской индивидуальности и ее личностных ценностей, стремлением  добиться

того, чтобы  все члены коллектива не только действовали одинаково, но и

были «все как  один». Между тем известно, что  именно в коллективе подраз-

деления происходит необходимая для полноценного развития и естественная

для военнослужащего  личностная дифференциация. По мере формирования ,

развития и  функционирования коллектива за его  членами закрепляются оп-

ределенные  социально-психологические роли, согласовывающие  в себе по-

требности коллектива и личности.

Каждый человек  вносит в совместную деятельность собственные

взгляды на актуальные проблемы, предлагает свои способы их решения. Он

предоставляет в распоряжение коллектива свои способности  и обращается за

помощью в связи  со своими собственными трудностями. Все  это очень инди-

видуально. Поэтому  единство, без которого нет ни коллектива, ни группы,

достигается не путем выравнивания членов коллектива воинского подразде-

ления, а на основе согласования различий, поиска психологической совмес-

тимости, максимального учета  и поощрения межличностных симпатий. В

результате, структура коллектива воинского подразделения имеет два взаи-

мосвязанных, дополняющих  друг друга, но разных по содержанию психоло-

гических комплекса. Один из них ориентирован на общую деятельность кол-

15

лектива, связанную  с решением стоящих перед ним  служебных, вахтенных,

боевых и  др. задач, второй - на его внутреннюю, социально-психологическую

сферу. Несомненно, что оба они необходимы, так  как имеют объективную

природу и взаимозависимы.

Однако, это  лишь условия, которые необходимы для  объединения

людей в социальные группы. А какова же его диалектика? Какие этапы или

психологические рубежи проходит личностное взаимодействие в рамках

конкретной  социальной общности, прежде чем можно  будет вести речь о

единстве целей  и устремлений ее членов?

Диалектика  коллективного объединения военнослужащих

Проанализировав процесс социализации (установления социально

значимых взаимодействий в группе), мы приходим к выводу, что  в диалекти-

ке формирования коллектива можно выделить несколько  этапов, каждый из

которых имеет  свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения

военнослужащих  на основе их территориальной близости в данный момент

времени (например, на сборном пункте или служебном  совещании);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной

группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение  лю-

дей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе

непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения во-

еннослужащих, способных  к эффективным совместным действиям. Она, в

свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на ос-

нове приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой

группы, как  правило, 7-12 человек. Период существования  от 3 до 5 дней. По

истечении указанного временного периода ассоциация или  прекращает свое

существование, или переходит на более высокий  уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная

деятельность  и дисциплина. Возникает она, как  показывают наблюдения вой-

сковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного

взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по

3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировав-

шегося в  первое время чувства (землячество).

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организо-

ванной структурой и дисциплиной, внутренним единством  целей и мотивов

военно-профессиональной деятельности.

16

Высший  уровень группового объединения людей в отечественной

психологии, в  отличие от большинства зарубежных школ, принято называть

коллективом. Рассмотрим  рстадии его развития, которые  определяют тот или

иной характер управленческого воздействия.

Наблюдения  за формированием ряда воинских подразделений  позво-

лили военным  психологам выделить 4 основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального  единства - начальная стадия развития  воин-

ского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов соз-

нательно относятся  к службе и дисциплине, отчетливо  представляют свои

обязанности и  цели деятельности, ориентируются на единую систему духов-

ных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается про-

цесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения

между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно

стабильную структуру  коллектива: коллективное мнение и  настроение, взаи-

моотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные при-

вычки. Руководитель, воздействуя  на эти показатели, более эффективно

управляет коллективом и  каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли

действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаи-

модействие между военнослужащими  основывается на взаимопомощи, взаи-

моподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие

предъявляют к себе высокие  требования, старательно изучают боевую техни-

ку и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

4) На стадии самоуправления  коллектив понимает своего руководи-

теля (командира, начальника), как говорится, с полуслова и  воспринимает его

требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контро-

ля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под

коллективные устремления  личностное сознание военнослужащего  и коллек-

тивный контроль его сослуживцев.

Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются ти-

пичными для  коллективов всех видов. Однако темпы  развития могут быть

различными  в зависимости от социально-психологической  подготовки руко-

водителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера  ре-

шаемых коллективом  служебных, вахтенных, боевых и других профессио-

нальных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского

коллектива  должны учитываться офицером-руководителем  подразделения и

конкретизироваться  в зависимости от сложившихся  условий его деятельно-

сти. Для оценки сформированности и прогнозирования эффективности функ-

17

ционирования подчиненного подразделения он руководствуется  соответст-

Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования