Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат
Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.
вующими психологическими признаками.
Основные психологические признаки
сформированности воинского коллектива
Для определения уровня сформированности коллектива подразделе-
ния на конкретный момент времени используются соответствующие крите-
рии, в основу которых положены специально выявленные признаки. В отече-
ственной военной психологии к их числу относят: общность профессиональ-
ной деятельности; опосредование
межличностных отношений
ностями и содержанием профессиональной деятельности; единство и спло-
ченность; наличие определенной
организационной формы
гласованность и учет основных интересов всех членов коллектива; устойчи-
вость и гармоничность отношений, основанных на взаимной контактности и
ответственности.
Войсковыми и флотскими психологами в последние годы выявлены
еще целый ряд других признаков, но они, имея многие из перечисленных
ранее, отражают другие специфические особенности воинских коллективов,
например, боевых частей корабля, расчетов, береговых подразделений и час-
тей и т.д.
Как уже отмечалось, используя перечисленные признаки в качестве
соответствующих критериев, можно предположить, что не все воинские под-
разделения могут достигать в своем развитии уровня, позволяющего назы-
вать их коллективами. Достаточно часто встречаются расчеты, экипажи и др.,
остановившиеся на уровне организованной социальной группы. Однако, как
показывает сравнительный анализ, их функционирование в этом случае вы-
глядит менее эффективным, чем воинских коллективов. Считается, что имен-
но в коллективе полностью
реализуются возможности
сти, а входящие в его состав военнослужащие имеют все условия для полной
личностной самореализации.
В то же время для командира (начальника) подразделения весьма
важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня
социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей,
например, количества подчиненных,
структуры подразделения и
решаемых ими военно-
разное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психоло-
гам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего,
представлены:
18
Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом,
взаимодействие между собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж ко-
рабля 4 ранга и др.);
Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких пер-
вичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении
между собой (боевая часть корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга и др.).
Применение изложенных психологических признаков для анализа и
оценки качественного состояния воинского коллектива выявить в каждом из
них своеобразную структуру.
Структура воинского коллектива
В воинских частях существует большое разнообразие низовых (пер-
вичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же
время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские
коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-
профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности
подразделения – боевая часть, экипаж, береговая часть и т.д.).
Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективно-
го общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной дея-
тельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслу-
живаемая _____группой воинов-
основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены
коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-
профессиональной (специалисты связи, акустики и др.) деятельностью.
Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной
структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными)
воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художе-
ственные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам,
регламентированные
Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие во-
еннослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять
группа, башня.
Контактные коллективы организационно включаются в первичные,
функционирующие в рамках одного подразделения – боевой части корабля 2
и 3 ранга, батареи, экипаж корабля 4 ранга. Однако бывает, что первичные и
контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии.
В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижает-
ся.
19
Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом несколь-
ких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а
также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе
подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в
состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллек-
тива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллек-
тивов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных
целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчи-
вую и надежную
при любых самых сложных
Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование во-
инских коллективов является следствием действия как объективных законов,
так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учи-
тывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или
другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уни-
кальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на
межличностном уровне формируются своеобразные психологические явле-
ния, получившие название психологии коллектива.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВА
Существование воинского коллектива, его повседневное военно-
профессиональное функционирование предполагают наличие совместной
психической активности входящих в него людей. Это коллективная мысли-
тельная работа,
обмен впечатлениями и
напряжение для преодоления трудностей и т.д. Эту групповую психическую
активность, а также ее результаты принято называть коллективной психоло-
гией.
Понятие "психология коллектива"
По своей сущности психология коллектива представляет собой те
непосредственные психологические реакции, которые формируются в ре-
зультате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими чле-
нами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это
возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, вахтен-
20
ной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей
между людьми, благодаря
которым они приобретают
вать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему пред-
ставления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоот-
ношений, но они
не позволяют глубоко
зом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и
учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно,
должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее от-
ношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.
Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о
тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее
можно представить двумя группами.
1. Группа личностных
социально-психологических
кающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с дру-
гом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство,
авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подра-
жание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпа-
тия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе
перечисленные явления коллективной психологии используют при раскры-
тии содержания межличностных отношений.
2. Группа коллективных
социально-психологических
которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное на-
строение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные
отечественные психологи в их число включают также коллективные привыч-
ки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую
готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других
компонентов.
Первая группа
социально-психологических
ражает характер и особенности взаимоотношений между военнослужащими,
что позволяет ей играть весьма важную роль в его функционировании и рас-
сматривается в качестве самостоятельной учебной темы. Сейчас же будут
рассмотрены основные структурные элементы второй группы.
Коллективные социально-психологические явления
Некоторые результаты совместной умственной деятельности военно-
служащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согла-
сованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их
формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае гово-
рят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути кол-
21
лективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, вы-
ражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объ-
ектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию,
взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его
основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое
открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа
руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учиты-
вать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно
влияет на формирование других социально-психологических явлений в дан-
ной социальной общности (группе или коллективе).
Мнение воинского коллектива складывается и развивается под воз-
действием различных факторов. Поэтому его можно оценивать как показа-
тель сознательности, идейной направленности и зрелости коллектива, важ-
ную составляющую педагогического воздействия на личность каждого из
входящих в него членов. Коллективное мнение положительной направленно-
сти способствует укреплению организованности и порядка в подразделении,
повышению качества решения стоящих перед ним задач.
Коллективное мнение, как социально-психологическое явление, в
ходе своего формирования проходит три этапа. На первом этапе военнослу-
жащие воспринимают,
анализируют и оценивают
каждого из них появляется своя субъективная оценка и индивидуальное мне-
ние (суждение). На втором этапе военнослужащие обмениваются мыслями и
индивидуальными оценками. Этот этап может происходить либо спокойно,
либо в спорах, в зависимости от того, насколько информация затрагивает
интересы каждой личности, а суждения других соответствуют именно его
точке зрения. На третьем этапе участвуют группы военнослужащих, чьи мне-
ния (индивидуальные оценочные суждения) хотя бы в принципе совпадают.
Чем сильнее
затрагивает обсуждаемое
военнослужащих, тем активнее, а возможно и конфликтнее проходит процесс
формирования коллективного мнения.
В психологии отмечается, что тому, кто первым сообщил о событии
или явлении, значительно легче сформировать групповое отношение к нему.
Это объясняется так называемым феноменом инерции. Зная авторитетность
коммуникаторов (источников информации) и их влияние на формирование
коллективного мнения, на первом этапе проще влиять на его формирование.
Эта задача осложняется на втором этапе, когда у большинства членов кол-
лектива уже сложилось определенное суждение относительно оцениваемых
событий или явлений. В этом случае уже необходимо прикладывать усилия
для изменения сформировавшихся суждений, которые, к тому же, обладают
известной инерцией.
22
Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут
сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами
и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психоло-
гии получило название коллективного настроения.
Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива
на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок вре-
мени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и дина-
мичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллек-
тивное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных от-
ношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные
эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окра-
ску, характеризуются
большей или меньшей
Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования