Понятие коллектива подразделения и условия его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллекти-
вом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством
единоначальника.

Работа содержит 1 файл

Понятие коллектива подразделения.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

вующими психологическими признаками.

Основные психологические  признаки

сформированности  воинского коллектива

Для определения уровня сформированности коллектива подразделе-

ния на конкретный момент времени  используются соответствующие крите-

рии, в основу которых  положены специально выявленные признаки. В отече-

ственной военной психологии к их числу относят: общность профессиональ-

ной деятельности; опосредование  межличностных отношений целями, цен-

ностями и содержанием  профессиональной деятельности; единство и спло-

ченность; наличие определенной организационной формы объединения; со-

гласованность и учет основных интересов всех членов коллектива; устойчи-

вость и гармоничность  отношений, основанных на взаимной контактности и

ответственности.

Войсковыми и флотскими  психологами в последние годы выявлены

еще целый ряд других признаков, но они, имея многие из перечисленных

ранее, отражают другие специфические  особенности воинских коллективов,

например, боевых частей корабля, расчетов, береговых подразделений  и час-

тей и т.д.

Как уже отмечалось, используя  перечисленные признаки в качестве

соответствующих критериев, можно предположить, что не все воинские под-

разделения могут достигать  в своем развитии уровня, позволяющего назы-

вать их коллективами. Достаточно часто встречаются расчеты, экипажи  и др.,

остановившиеся  на уровне организованной социальной группы. Однако, как

показывает  сравнительный анализ, их функционирование в этом случае вы-

глядит менее  эффективным, чем воинских коллективов. Считается, что имен-

но в коллективе полностью  реализуются возможности групповой  деятельно-

сти, а входящие в его  состав военнослужащие имеют все условия для полной

личностной самореализации.

В то же время для командира (начальника) подразделения весьма

важным является учет в  своей руководящей деятельности не только уровня

социальной общности его  подчиненных, но некоторых других особенностей,

например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики

решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеоб-

разное сочетание в  каждом конкретном случае позволили  военным психоло-

гам выделить несколько видов  коллективов, среди которых, прежде всего,

представлены:

18

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом,

взаимодействие между  собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж ко-

рабля 4 ранга и др.);

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких пер-

вичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении

между собой (боевая часть  корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга  и др.).

Применение изложенных психологических  признаков для анализа и

оценки качественного  состояния воинского коллектива выявить в каждом из

них своеобразную структуру.

Структура воинского коллектива

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (пер-

вичных) коллективов. В структуре их психологии много  общего. В то же

время все они  отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские

коллективы  решают различные задачи, имеют свои военно-

профессиональные  особенности (например, в зависимости  от структурности

подразделения – боевая часть, экипаж, береговая  часть и т.д.).

Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективно-

го общения: в одних  коллективах оно составляет основу коллективной дея-

тельности (там, где имеются  коллективная боевая техника и оружие, обслу-

живаемая _____группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в

основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так  как члены

коллектива заняты, главным  образом, индивидуальной военно-

профессиональной (специалисты  связи, акустики и др.) деятельностью.

Коллективы, созданные в  соответствии со штатно-организационной

структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными)

воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художе-

ственные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам,

регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие во-

еннослужащих друг с другом, называется контактным. Его может  составлять

группа, башня.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные,

функционирующие в рамках одного подразделения – боевой части корабля 2

и 3 ранга, батареи, экипаж корабля 4 ранга. Однако бывает, что первичные  и

контактные коллективы несколько  разнятся по своей групповой психологии.

В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижает-

ся.

19

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом несколь-

ких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а

также других. Например, являясь конкретным специалистом в  коллективе

подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в

состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллек-

тива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллек-

тивов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных

целей и задач, превращать их в настоящую военную  организацию, устойчи-

вую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование во-

инских коллективов  является следствием действия как объективных  законов,

так и субъективной деятельности его членов. Вместе с  тем необходимо учи-

тывать, что  люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или

другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уни-

кальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на

межличностном уровне формируются своеобразные психологические  явле-

ния, получившие название психологии коллектива.

СУЩНОСТЬ  И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВА

Существование воинского коллектива, его повседневное военно-

профессиональное  функционирование предполагают наличие  совместной

психической активности входящих в него людей. Это коллективная мысли-

тельная работа, обмен впечатлениями и переживаниями, совместное волевое

напряжение  для преодоления трудностей и  т.д. Эту групповую психическую

активность, а  также ее результаты принято называть коллективной психоло-

гией.

Понятие "психология коллектива"

По своей  сущности психология коллектива представляет собой те

непосредственные  психологические реакции, которые  формируются в ре-

зультате  межличностных взаимодействий военнослужащих с другими чле-

нами  коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это

возникающий в  процессе общения, совместной жизни, служебной, вахтен-

20

ной, боевой и  всякой другой деятельности комплекс психологических связей

между людьми, благодаря  которым они приобретают способность  действо-

вать как  единое целое. Отдельные, не связанные  в логическую схему пред-

ставления, достаточны для поддержания нормальных будничных  взаимоот-

ношений, но они  не позволяют глубоко ориентироваться  и, должным обра-

зом, реагировать  на происходящие общественные события, предвидеть и

учитывать следствия  совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно,

должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее от-

ношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о

тех психологических  компонентах, в которых заключено  ее содержание, то ее

можно представить  двумя группами.

1. Группа личностных  социально-психологических явлений,  возни-

кающих из непосредственного  взаимодействия военнослужащих друг с дру-

гом. К ним  относятся притязания, самоутверждение  личности, лидерство,

авторитет, психическое  заражение, взаимные требования и внушения, подра-

жание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпа-

тия, симпатия или  антипатия и др. Нередко в психологической литературе

перечисленные явления коллективной психологии используют при раскры-

тии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных  социально-психологических явлений  среди

которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное на-

строение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные

отечественные психологи в их число включают также коллективные привыч-

ки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую

готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других

компонентов.

Первая группа социально-психологических явлений  коллектива от-

ражает характер и особенности взаимоотношений  между военнослужащими,

что позволяет  ей играть весьма важную роль в его функционировании и рас-

сматривается  в качестве самостоятельной учебной  темы. Сейчас же будут

рассмотрены основные структурные элементы второй группы.

Коллективные  социально-психологические явления

Некоторые результаты совместной умственной деятельности военно-

служащих - общие  взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согла-

сованные решения  по текущим проблемам службы, а  также сам процесс их

формирования  называют коллективным мнением. Иногда в этом случае гово-

рят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути кол-

21

лективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, вы-

ражающее  отношение воинского коллектива или его большей части к  объ-

ектам, явлениям или событиям окружающего  мира. Оно выражает позицию,

взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его

основных видов  можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое

открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего  из числа

руководящего  состава) коллективное мнение. При этом необходимо учиты-

вать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно

влияет на формирование других социально-психологических  явлений в дан-

ной социальной общности (группе или коллективе).

Мнение воинского  коллектива складывается и развивается под воз-

действием различных  факторов. Поэтому его можно оценивать  как показа-

тель сознательности, идейной направленности и зрелости коллектива, важ-

ную составляющую педагогического воздействия на личность каждого из

входящих в  него членов. Коллективное мнение положительной направленно-

сти способствует укреплению организованности и порядка  в подразделении,

повышению качества решения стоящих перед ним  задач.

Коллективное  мнение, как социально-психологическое  явление, в

ходе своего формирования проходит три этапа. На первом этапе военнослу-

жащие воспринимают, анализируют и оценивают поступок или событие, у

каждого из них  появляется своя субъективная оценка и индивидуальное мне-

ние (суждение). На втором этапе военнослужащие обмениваются мыслями и

индивидуальными оценками. Этот этап может происходить либо спокойно,

либо в спорах, в зависимости от того, насколько  информация затрагивает

интересы каждой личности, а суждения других соответствуют  именно его

точке зрения. На третьем этапе участвуют группы военнослужащих, чьи мне-

ния (индивидуальные оценочные суждения) хотя бы в принципе совпадают.

Чем сильнее  затрагивает обсуждаемое событие  интересы различных групп

военнослужащих, тем активнее, а возможно и конфликтнее  проходит процесс

формирования  коллективного мнения.

В психологии отмечается, что тому, кто первым сообщил о  событии

или явлении, значительно  легче сформировать групповое отношение  к нему.

Это объясняется  так называемым феноменом инерции. Зная авторитетность

коммуникаторов (источников информации) и их влияние на формирование

коллективного мнения, на первом этапе проще влиять на его формирование.

Эта задача осложняется  на втором этапе, когда у большинства  членов кол-

лектива уже  сложилось определенное суждение относительно оцениваемых

событий или явлений. В этом случае уже необходимо прикладывать усилия

для изменения  сформировавшихся суждений, которые, к  тому же, обладают

известной инерцией.

22

Социально-психологический  климат коллектива всегда проникнут

сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами

и существенно  влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психоло-

гии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива

на  явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок вре-

мени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и дина-

мичностью. Рассматриваемое  явление мобилизует или сдерживает коллек-

тивное сознание, определяет характер общего мнения и  межличностных от-

ношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные

эмоциональные реакции и переживания, которые  имеют определенную окра-

ску, характеризуются  большей или меньшей интенсивностью и напряженно-

Информация о работе Понятие коллектива подразделения и условия его формирования