Положительные аспекты девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – понять, что представляют из себя положительные аспекты девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Положительные аспекты девиации.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Ритуализм – это отрицание целей культуры, но соглашение со средствами, негибкое воспроизведение заданных или привычных средств. Главные усилия предпринимаются в направлении строгого подчинения ритуалу, рационализации не играет значительной роли. Ритуал особенно охраняется в том случае, когда такая рационализация совсем не имеет места.

Ретризм - пассивный уход от выполнения социальных норм, «бегство от действительности». «Люди, которые «приспособлены» (или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако они не принадлежат к нему. В социологическом смысле они являются подлинными «чужаками». Не разделяя общую ориентацию, они могут быть отнесены к числу членов данного общества чисто фиктивно. Под эту категорию подпадают некоторые виды активности психопатов, психоневротиков, лиц, страдающих хроническим психическим расстройством, выражающемся в уходе от реального мира во внутренний мир болезненных переживаний, париев, отщепенцев, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов».[11]

Мятеж - отрицание социальных норм, бунт, несогласие с целями и методами.

Существует также ряд культурологических теорий, объясняющих природу девиантного поведения. Данные теории делают  акцент на анализе культурных ценностей, которые подталкивают людей к девиантному  поведению.

С точки зрения культурологических теорий причиной девиации является конфликт между нормами культуры. Селлин изучал поведение отдельных групп, нормы поведения которых отличаются от норм остального общества, с точки зрения которых его поведение – отклоняющееся.

Габриэль Тард, Миллер изучали зависимость девиантного поведения от культурной среды, в которой индивид проходит социализацию. Если он взаимодействует, к примеру, с преступниками, то, вероятно, он будет подражать их поведению.  По их мнению направленность поведения зависит от ценностей субкультуры, в которой люди проходят социализацию. Важное значение в данной концепции придается взаимодействию с окружением. Возникновение отрицательной девиации, во многом, обуславливается общением с носителями преступных норм. Частота контактов с ними, их количество и продолжительность могут оказать  влияние на интенсивность усвоения человеком негативных девиантных ценностей. Р. Клауорд и Л. «Оулин пытались соединить концепцию аномии и теорию дифференцированной связи (Э. Сатерленд), объясняющую девиантное поведение как результат обучения, передачи норм делинквентной субкультуры входящим в нее индивидам. Так появилось представление о дифференцированном использовании незаконных средств для достижения успеха».[12]

 

 

 

 

             

Положительные аспекты девиантного поведения.

 

Несмотря на то, что большинство исследователей изучают девиацию как негативное явление,  нарушающее социальные              нормы, существуют также и положительные аспекты девиантного поведения. Я считаю, что при рассмотрении положительных аспектов девиантного поведения нужно, прежде всего, ясно представлять, что понимается под этими «положительными аспектами». Между различными формами девиантного поведения (и негативного, и позитивного) существует постоянная сложная связь. Во-первых, положительными могут быть последствия девиантного поведения,  во-вторых, само отклоняющееся поведение может быть положительным, а не отрицательным, а в-третьих, некоторые виды поведения, являющиеся, по сути, негативным отклонением, в некоторых случаях могут быть расценены как положительные.

Также отношение общества к некоторым  видам  девиантного поведения может быть нейтральным. В различных культурных, социальных и исторических средах понимание того, что считается нормой, а что – отклонением, различается. «Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей»[13]. Теперь я хочу подробнее рассмотреть каждый из перечисленных видов девиантного поведения.

 

 

 

 

 

Девиантное поведение молодежи: положительные аспекты.

 

Как уже говорилось выше, девиантность поведения зависит от конкретной среды. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны, они изменяются во времени и пространстве социума. Позитивные являются  средством прогрессивного развития системы, они повышают  уровень ее организованности, способствуют преодолению устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Примером  подобного позитивного девиантного поведения служит   социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.

 

Кроме того, в каждом обществе существуют отдельные общности, субкультуры. Люди, принадлежащие к ней, разделяют общие для данной группы ценности. «Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами».[14]

Субкультура – это часть культуры общества, в отдельных аспектах отличающаяся от преобладающей или противостоящая ей.  Субкультура может отличаться от общей, доминирующей культуры собственной системой ценностей, взглядами на жизнь, манерой поведения, одеждой прической обычаями и другими аспектами. Субкультура в главных чертах не противостоит доминирующей культуре, она   добавляет к ценностям доминирующей культуры новые ценности, характерные только для нее. Люди, принадлежащие к какой-либо субкультуре,  разделяют групповые нормы, характерные для этой общности. «Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемые каждой реально        функционирующей    общностью     и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения»[15].

              Субкультура формируется людьми, чьи ценности не соответствуют ценностям общества. Субкультуры более сплочены по сравнению с господствующей культурой. Молодежь чаще образовывает субкультуры. Это объясняется естественным желанием молодых людей обособиться от враждебного и непонимающего их «мира взрослых»,   поисками столь значимых для них дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, пониманием ровесников при непонимании молодежи взрослыми.

              Позитивными последствиями молодежных объединений в субкультуры является, на мой взгляд, является взаимопомощь индивидов, составляющих микрогруппу, образованную в субкультуре. Также к позитивным последствиям относится тот факт, что включенность подростка в какую-либо субкультуру, обеспечивает более успешную его социализацию. Отношения внутри этой группы способствуют выработке у подростка социально активного поведения.

 

              Молодежные движения могут подталкивать молодежь к возникновению социальной инициативы, молодежь не только просто приспосабливается к обществу посредством социализации, но и становится субъектом социальной деятельности. «Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества»[16].

 

              Общаясь в коллективе единомышленников, принадлежащих к той же субкультуре, молодой человек получает опыт демократического общения, признания, понимания, принятия его сверстниками, испытывает чувство защищенности.

              Перечисленные особенности молодежных субкультур  относятся, на мой взгляд, к положительным девиациям.

             

 

              Л.Г. Борисова в статье «Подросток в бизнесе: социализация или девиация» исследует опыт предпринимательства молодежи, выявляя позитивные и негативные аспекты данного явления. На мой взгляд, занятие бизнесом нехарактерно для большинства старшеклассников, поэтому подобное поведение, я считаю, можно назвать отклоняющимся. «Развитие рыночных отношений в экономике современной России способствует появлению новых социальных норм и ценностей, статусов и ролей, видов деятельности… Изменяются требования к людям, становятся социально востребованными такие человеческие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, организаторские способности»[17].

 

              Из приведенных в статье результатов исследования понятно, какое именно  положительное влияние оказывает на подростков предпринимательская деятельность, в которой они принимали участие. Молодые люди отметили, что занятие предпринимательством повлияло на их жизненный опыт, они приобрели полезные деловые связи, друзей, обрели  уверенность в себе.

 

Участие подростков в экономической жизни в достаточно раннем возрасте оказывает влияние на их будущую жизнь. Они развивают организаторские способности, приобретают умение конкурировать. Молодые люди становятся более самостоятельными, в раннем возрасте они уже могут помогать своей семье. Выпускникам школы порой бывает трудно выбрать дальнейший жизненный путь, и опыт работы перед этим трудным выбором, на мой взгляд, гораздо эффективнее профориентационных тестов. Известно, что без опыта работы выпускникам очень сложно устроиться куда-либо, поэтому занятие предпринимательской деятельностью является ценным опытом.

 

 

 

 

Позитивные последствия негативного поведения.

 

Любому обществу свойственны социальные отклонения. Их масштабы  зависят от  конкретно-исторических условий существования общества:  экономических, социальных, политических, нравственных. Объем социальных отклонений, их характер, позволяет судить о многих  характеристиках общества: уровне законности и правопорядка, нравственности, степени сплоченности социальных групп. Как уже говорилось, отклонения присущи любой системе. Они являются всеобщим способом изменчивости, значит, и жизнедеятельности, развития каждой системы. Отклонения в неживой природе называются флуктуациями, без которых было бы невозможно разнообразие, в живой – мутациями. Хотя мутации нарушают организованность живой системы, без них невозможно возникновение нового, они служат первичным фактором эволюции. Полезные для вида мутации закрепляются и способствуют сохранению вида.  Они могут привести как к гибели системы, так и к ее развитию. Чем выше уровень организации системы, тем более она динамична.

 

Итак, можно сказать, что у отклонений двойственная природа, последствия отклонений могут быть как позитивными, так и негативными.

Впрочем, девиантное поведение не всегда разрушительно. Следует различать созидательную и разрушительную девиацию. По мнению социальных психологов, девиантное поведение тогда, когда существует фрустрация.

             

«Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых, - от того, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности».[18]

 

              Разрушительные девиации связаны с насилием, агрессией, как способом борьбы с возникшими трудностями. «Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества».[19] Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения.

 

              Итак, если рассматривать девиантное поведение в контексте системной теории, то положительной будет девиация, способствующая ее развитию. Впрочем, в данном случае положительными будут скорее  последствия отклоняющегося поведения, которые способствуют прогрессу системы, повышают ее организованность, позволяют преодолеть устаревшие стандарты поведения, мешающие ее развитию.

 

              Еще одно положительное последствие негативного девиантного поведения – «научение от обратного» - нарушитель социальной нормы, девиант, подвергается наказанию, остальные, не желая оказаться на их месте, с большей вероятностью будут следовать норме. Органами контроля давно используется этот вариант реакции на наказание за отклоняющееся поведение: «одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является реклама их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда».[20]

 

Второй вывод, который можно сделать – девиации, по аналогии с мутациями, могут закрепляться. Если какое-либо поведение, которое ранее считалось девиантным, становится широко распространенным и повторяющимся, возможен пересмотр нормы, и бывшее отклоняющееся поведение становиться нормальным.

 

Примером подобного вида девиантного поведения является борьба людей за свои права (права женщин, меньшинств, борьба за свободу слова, собраний, 8-часовой рабочий день и т.д.)  в различные эпохи. С одной стороны, они нарушали социальные нормы того времени, а с другой их поведение послужило толчком к изменению этих норм в сторону либерализации. В переломные времена, когда общество претерпевает серьезные изменения, роль девиантного поведения возрастает. А.Ю. Рожков в статье «Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение» на примере действий молодежи 20-х годов рассматривает влияние девиантного поведения на изменение общественной жизни: «Студенты требовали освобождения политзаключенных, предоставления реальных демократических свобод, перевыборов Советов при тайном голосовании, автономии высшей школы, освобождения учебных программ от излишней политизации. Студенты Петровской сельскохозяйственной академии приняли декларацию недоверия советской власти. В МВТУ весной 1921 г. студенты отказались сдавать экзамены в знак протеста против снятия с работы избранного ректора. Студенты собрали сходку и требовали сохранить самоуправление вуза».[21]

Информация о работе Положительные аспекты девиации