Положительные аспекты девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – понять, что представляют из себя положительные аспекты девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Положительные аспекты девиации.doc

— 160.50 Кб (Скачать)


 

Введение.

 

Тема девиантного поведения уже продолжительное время интересует представителей различных наук. В любом обществе существует поведение, отклоняющееся от нормального. Большинство исследователей рассматривают только негативные аспекты девиантного поведения, некоторые из них даже используют понятие «девиантное поведение» как синоним негативного поведения, а те немногие исследователи, которые рассматривают положительные девиации, исследуют только какой-либо отдельный аспект положительного девиантного поведения, а не систему положительных девиаций.

  Проблема отклоняющегося поведения была актуальна во все времена, так как девиации существовали всегда.  Но современное общество представляет собой интегрированную совокупность социальных групп с различными ценностями, нормами, правилами поведения. То, что для одних групп является нормальным, для других представляется недопустимым, отклоняющимся. Исходя из того, что на данный момент в мире разделяют ценность толерантности, следует отметить, что отношение к отклонениям тоже меняется. Границы между отклоняющимся и нормальным, положительным и негативным девиантным поведением постепенно стираются. С одной стороны, это хорошо, так как появляются новые формы отношений вместо старых, отживших, а с другой, иногда закрепляются как раз негативные девиации. Поэтому, на мой взгляд, необходимо исследовать не только негативное отклоняющееся поведение, но и положительное, а также их взаимосвязь, трансформацию одного в другое.

Данная проблема посвящена проблеме выявления и изучения положительных аспектов девиантного поведения. Объектом исследования является девиантное поведение в контексте социальных отношений. Предметом – положительные его аспекты, виды положительных девиаций.

Для изучения данной темы мною были изучены работы многих исследователей, изучающих проблему девиантного поведения. Среди них были и фундаментальные исследователи, предлагающие собственные подходы к изучению данного явления, и работы тех, кто специализировался на какой-либо узкой проблеме девиантного поведения.

Моя работа состоит из введения, определения понятия «социальная норма», описания основных подходов к изучению девиантного поведения, заключения, раздела, включающего исследование положительного девиантного поведения, а именно положительных аспектов девиантного поведения молодежи, положительных последствий негативного девиантного поведения, зависимости отношения к девиациям от культурной и исторической среды и заключения.

В работе я постаралась исследовать основные положительные аспекты девиантного поведения, выявить зависимости между различными типами отклоняющегося поведения. Я использовала релятивистский подход к проблеме, исследуя девиантное поведение в конкретном контексте. Конечно, заявленная проблема гораздо глубже, она представляет широкое поле для исследований.

Цель исследования – понять, что представляют из себя положительные аспекты девиантного поведения.

 

 

 

 

Задачами работы являются:

      Выявление видов положительного отклоняющегося поведения и их исследование;

      Изучение взаимосвязей между различными видами девиантного поведения и их взаимовлияния;

      Определение причин, влияющих на положительное девиантное поведение;

      Выявление причин, позволяющих считать тот или иной тип поведения отклоняющимся с позитивным оттенком.

              Прежде чем говорить о положительных аспектах девиантного поведения, о его видах, необходимо дать определение самому понятию девиация. «Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое»[1]. Несмотря на то, что существует большое количество определений, большинство исследователей соглашаются с тем, что девиантное поведение – это отклоняющееся поведение. Девиация – это нарушение индивидом и группами действующих социальных норм. Девиантное поведение – это        «1) действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)». [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь девиантного поведения с понятием нормы.

 

              Понятие девиантного поведения тесно связано с понятием нормы и с процессом ее нарушения, понятие нормы является исходным для изучения девиаций. Норма – это предел, мера допустимого. Нормы являются механизмом, удерживающим общественную систему в условиях перемен в состоянии равновесия. Так как возможность поддерживать равновесие обеспечивает жизнеспособность системы, стремление к упорядочиванию гарантирует жизнеспособность системы, общественной в том числе.

 

Отличительной чертой социальной нормы является то, что она регулирует сферу взаимодействия людей. Социальная норма тоже понимается как предел, интервал, в котором находится дозволенное поведение. «Социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений»[3].

 

Нормы также различаются по значимости, силе влияния на общественную жизнь. Различают нормы-правила и нормы ожидания. «Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества».[4] Нормы-правила – это законы, нарушение которых   влечет за собой суровое наказание. Менее строгие нормы - нормы-ожидания, их нарушение не приведет к серьезному наказанию.

 

Социальная норма обозначает исторически сложившуюся в конкретном обществе меру допустимого поведения, деятельности людей, социальных групп. Нормы выполняют в обществе регулятивную функцию, они служат образцом поведения, позволяют оценивать, прогнозировать человеческое поведение. Они складываются в результате  отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Важными свойствами социальных норм является «объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность».[5] В то же время социальные нормы динамичны и относительны, и они  могут различаться в разных культурах и эпохах. Понимание того, что нормально в том или ином обществе зависит от культурно-исторического контекста. В некоторых случаях  анормальной становится норма, «нормальны» же отклонения от нее. Позитивные отклонения ведут к прогрессивному развитию общества, негативные, наоборот, дезорганизуют систему, являются патологией.

 

              Особенностями девиантного поведения является относительность оценок девиантного поведения, наличие разногласий в отношении санкций, отсутствие ожиданий, как общество поступит с девиацией. К тому же, «девиации могут проходить несколько этапов: могут оставаться отклонениями, а могут модифицироваться в нормы».[6] Именно относительность оценок девиантности поведения является, на мой взгляд, одной из самых больших трудностей при его характеристики. Структура девиантного поведения включает в себя социальную норму, субъект действия, субъект оценки, в качестве которого выступает общество.

 

 

 

 

Подходы к изучению девиантного поведения.

 

«Социология девиантного поведения относится к «сквозным» теориям. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых явлений исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм»[7]. Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. Существуют три основных направления в анализе девиантного поведения: биологический, психологический и социологический. (Приложение 1).

 

Биологический подход включает в себя теории «физических типов». В этом случае обращается внимание на физические черты индивидов, такие как узкий лоб, выступающий подбородок, жидкая борода, которые указывают на возможность социальных отклонений, деградации на ранних стадиях. Автор подобной теории, Ч. Ломброзо, пытается по особенностям лица или телосложения определить степень подверженности социальным отклонениям. «Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Он утверждал, что "криминальный тип" ассоциируется с возвращением к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли»[8]. Другой приверженец данного направления, В. Шелтон, определяет предрасположенность к девиации исходя из рассматриваемой им типологии людей: эндоморф, мезоморф, эктоморф.

Второй подход называется психологическим. Предрасположенность индивида к социальным отклонениям выявляется тогда, когда его сознание не участвует в постановке целей,  принятии решений и рационализации действительности. Эти функции выполняет подсознание. Согласно этим теориям, в состоянии стресса человек в большей степени склонен к социальным отклонениям.

В данном подходе выделяются социально-психологические различия отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Критериями, по которым  выстраиваются психологические классификации, являются: вид нарушаемой нормы, цели поведения индивида и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый им ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В психологии проблема нормальности человека тоже связана с соответствием его поведения нормам. А понятие нормы, в свою очередь, связано с нормальностью личностного развития. Впрочем, сложно дать однозначное определение этому понятию, определить критерии «нормальности». Некоторые ученые связывают благополучие личности со способностью адаптироваться к социальной среде. Однако, способность адаптироваться к жизни в обществе является ненадежным критерием нормы и аномалии личности, так как в этом случае может происходить навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей индивидуальности.

Согласно установкам гуманистической психологии, нормальным развитием человека является такое развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Данное явление проявляется в способности к любви и творчеству, отношении к другому человеку как самоценности, потребности в свободе для чего-то, внутренней ответственности перед собой и другими, свободе волепроявления, обретении смысла жизни. Противоположные проявления являются отклоняющимися.

Согласно другому подходу нормально проявление  личности как целого. Данное понятие отличается равновесием между сознательным и бессознательным, наличием ценностей личности, которые адекватны объективным условиям жизни, а также согласием с самим собой.

Третий подход к изучению девиаций  - социологический. Предыдущие подходы к  объяснению девиации связаны,  главным образом,  с анализом характера человека с отклоняющимся поведением. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами. В этом направлении отклоняющееся поведение связано с социальной средой существования индивида, влиянием общественных процессов и социальных групп на его поведение. Девиантное поведение рассматривается в контексте общественных процессов и норм. Согласно данному подходу индивид может быть склонен к социальным отклонениям, в случае, если он неудачно социализировался, если он испытывает недоверие к социальным институтам, не понимает или не желает понимать необходимость следования социальным нормам.

Родоначальник социологии девиантного поведения, Э. Дюркгейм, выделяет понятие аномии – разрегулированности, социальной дезорганизации, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Другой известный ученый, занимавшийся социологией девиантного поведения, Р. Мертон, в качестве причины отклоняющегося поведения выделял разрыв между культурными целями и социально-одобряемыми средствами их достижения. Нормальным Мертон считал такое поведение, которое  соответствует основной характеристике данной культуры, причем оно не обязательно должно одобряется ею. Мертон обращал большее внимание не на  биологические и индивидуальные различия, а на социальную и культурную основу такого поведения. Исходя из типов социального порядка, он  выделял «пять логически возможных, альтернативных способов приспособления или адаптации индивидуума к условиям, существующим в обществе или группе — носителе данной культуры[9]»: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж.

Тотальный конформизм, не являющийся девиантным поведением – это полное соглашение с социально одобряемыми целями и средствами их реализации. Данное явление широко распространено в обществе, т.к. «если бы дело обстояло иначе, было бы невозможно поддерживать стабильность и преемственность общества»[10].

Инновация представляет собой соглашение с целями, но отвержение легитимных способов их достижения. Именно этот вариант девиантного поведения приводит к открытиям, созданию новых форм общественных отношений, социальных норм, которые в последствие уже не считаются отклонением.

Информация о работе Положительные аспекты девиации