Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:56, реферат
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению, многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом школьные психологи, в меру своей компетентности, теоретических предпочтений используют различные наборы методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Поэтому целью данной работы является изучение основных критериев психологической готовности к обучению детей младшего школьного возраста.
Материал к методике
Утро - вечер.
Корова - лошадь.
Летчик - танкист.
Лыжи- коньки.
Трамвай - автобус.
Река - озеро.
Велосипед - мотоцикл.
Собака - кошка.
Ворона - рыба.
Лев - тигр.
Поезд - самолет.
Обман - ошибка.
Ботинок - карандаш.
Яблоко - вишня.
Лев - собака.
Ворона - воробей.
Молоко - вода.
Золото - серебро.
Сани - телега.
Воробей - курица.
Дуб - береза.
Сказка - песня.
Картина - портрет.
Лошадь - всадник.
Кошка - яблоко.
Голод
- жажда.
Вывод
по главе 2: Интеллектуальная готовность
предполагает достаточную зрелость познавательных
процессов (восприятия, памяти, мышления,
воображения, речи), владение знаниями,
умениями и навыками по программе обучения
и воспитания в детском саду, сформированность
общих интеллектуальных умений. Личностная
готовность предполагает зрелость мотивов
учебной деятельности, развитое познавательное
отношение к внешнему миру, определенный
уровень самосознания, коммуникативную
зрелость как сформированность средств,
навыков и желания общаться, достаточный
уровень эмоционального и волевого развития
психики ребенка. В настоящее время существует
большое количество диагностических программ,
которые можно с определенной долей условности
разделить на 2 группы: 1) программы, диагностирующие
уровни развития отдельных психических
функций, используемых в учебной деятельности;
2) программы, диагностирующие сформированность
предпосылок овладения учебной деятельностью.
Существует огромное количество разнообразных
методик диагностирования готовности
к школьному обучению, в работе были рассмотрены
только несколько вариантов из них. И выбор
той или иной методики зависит от предпочтений
психолога и требованиями школы, куда
поступает ребенок или от программы установленной
в ДОУ. Основными направлениями работы
являются: сопровождение адаптации детей
к детскому саду; сопровождение формирования
познавательной деятельности и ее отдельных
компонентов; исследование аффективно-эмоциональной
сферы; исследование личностного развития;
исследование межличностных отношений;
оценка сформированности ведущего вида
деятельности.
Заключение
Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная и личностная готовность.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
От интеллектуальной готовности к школе зависит успех обучения. Если у ребенка плохо развиты основные психические процессы, то учебная деятельность будет проходить тяжело. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Необходимо отметить, что под пристальным вниманием учителей должны быть и индивидуальные особенности детей. Каждому ребенку с самого начала овладения учебными навыками следует помочь найти и сформировать свой стиль учебной деятельности - адекватной его природным особенностям и уровню готовности к новому виду учебной деятельности.
Все ведущие специалисты считают, что ориентироваться надо на новообразования, на то, что составляет завтрашний день развития, а не на то, что уже сложилось у ребенка, что он может делать самостоятельно.
«Педагогика - писал Л.С. Выготский, - должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»
Список литературы
1. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.
2. Божович
Л.И. Избранные
3.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
4.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).
Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
6. Диагностическая
и коордиационная работа
7. Кулачина
И.Ю. Возрастная психология
8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983 г.
9. Мухина
В.С. Детская психология
10.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1986.
11. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
12. Степанова Н. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С. 43-46.