Подготовка ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению, многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом школьные психологи, в меру своей компетентности, теоретических предпочтений используют различные наборы методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Поэтому целью данной работы является изучение основных критериев психологической готовности к обучению детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 525.50 Кб (Скачать)
"justify">     №3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно  поиграть". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

     №4. Четвёртый мальчик сказал: "Я  хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы  я был маленьким". Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.) 

     №5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я  хожу в школу потому, что нужно  учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь". Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 5: фигурка  с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

     №6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю  там пятёрки". Психолог выкладывает  карточку с рисунком № 6. фигурка  ребёнка, держащего в руках раскрытую  тетрадь. (Отметка.)

     После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

     А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

     С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

     С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

     Дети  последовательно осуществляют три  выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

     Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

     Внешний мотив - 0 баллов;

     учебный мотив - 5 баллов;

     позиционный мотив - 3 балла;

     социальный  мотив - 4 балла;

     отметка - 2 балла;

     игровой мотив - 1 балл. 

     Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву.

     Доминирующая  мотивация учения диагностируется  по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться  и другими мотивами.

     О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.

     2.3.4. Методика «Беседа о школе» (авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер).

     Цель  исследования: определение сформированности «внутренней позиции школьника».

     Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада -- хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

     1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что  для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».

     Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории  не про то, что с тобой уже  бывало или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».

     Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще  маленький, трудно тебе еще в школу  ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме? 

     Представь себе, что мама так и сделала (или  не послушалась тебя и поступила  по-своему) -- договорилась, и тебя отпустили  из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?

     Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

     Представь себе, что тебе предложили учиться  так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

     7-8. Представь, что есть две школы  -- школа А и школа Б

     В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-' сования, музыки, физкультуры -- не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко -- по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

     В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно  слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

     Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам -- дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

Классификация ответов

Все ответы разделяются на две категории -- А  и Б.

А   Вопрос I: уроки грамоты, счета -- занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

     Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск*.

     Вопрос 3: учебные занятия -- высказывания, описывающие  распорядок дня, в который обязательно  включены действия по самообразованию.

     Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков  чтения, счета, письма.

     Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

     Вопрос 6: выбор учителя.

     Вопрос 7: выбор школы А.

     Вопрос 8; выбор школы А.

     Вопрос 9: выбор отметки.

Б Вопрос 1: дошкольные виды деятельности -- уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

     Вопрос 2: согласие на «отпуск». 

     Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

     Вопрос 4: формальные стороны подготовки к  школе -- приобретение формы, портфеля и т.д.

     Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

     Вопрос 6: выбор родителей.

     Вопрос 7: выбор школы Б.

     Вопрос 8: выбор школы Б.

     Бодрое 9: выбор игрушки или шоколадки.

     Преобладание  в ответах ребенка категории  А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

     2.3.5 Экспериментальная  беседа по определению"внутренней позиции школьника" (разработана Н.И.Гуткиной)    

     Содержание  экспериментальной беседы определено характерными особенностями „внутренней  позиции школьника", выявленными  в экспериментальных работах  по ее изучению. Так, сформированность „внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.

             Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми     являются вопросы 2 - 8,10 -12.

   Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.

           Если ребенок хочет в школу,  то, как правило, он отвечает  на вопрос №2 несогласием еще  на год остаться в детском  саду или дома и наоборот.

           Важно обратить внимание на  то, как ребенок объясняет свое  желание идти в школу, отвечая  на вопрос №7. Часть детей говорит,  что они хотят в школу, чтобы  научиться читать, писать и т.д.  Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

              Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.

 Ответ  на вопрос №8 дает представление  о том, как ребенок относится  к трудностям в работе. 

             Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.

             Если ребенок хочет учиться,  то, как правило, в игре в  школу он выбирает роль ученика,  объясняя это желанием учиться  (вопрос №11), и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос №12). Если же ребенок еще не очень хочет учиться, то соответственно выбирается роль учителя, и предпочтение отдается перемене.

            Анализ ответов на вопросы  показывает сформированность (+) или  несформированность (-) „внутренней  позиции школьника", В неясных  случаях ставится знак (±).

Фамилия, имя ребенка___________________________возраст______________

     Ты  хочешь идти в школу?

     Ты  хочешь еще на год остаться в детском  саду (дома)?

     Какие занятия тебе больше всего нравились  в детском саду? Почему?

     Ты  любишь, когда тебе читают книжки?

     Ты  сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

     Какие у тебя любимые книжки?

     Почему  ты хочешь идти в школу?

     Стараешься  ли ты выполнить работу, которая  у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

     Тебе  нравятся школьные принадлежности?

     Если  тебе разрешат дома пользоваться школьными  принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?

     Если  ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?

     В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?

2.4. Диагностические методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Информация о работе Подготовка ребенка к школе