Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:56, реферат
На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению, многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом школьные психологи, в меру своей компетентности, теоретических предпочтений используют различные наборы методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Поэтому целью данной работы является изучение основных критериев психологической готовности к обучению детей младшего школьного возраста.
№4.
Четвёртый мальчик сказал: "Я
хожу в школу потому, что хочу
быть большим. Когда я в школе,
я чувствую себя взрослым, а до школы
я был маленьким". Психолог выкладывает
карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые
спиной друг к другу: у той, что повыше,
в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный
автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5.
Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я
хожу в школу потому, что нужно
учиться. Без учения никакого дела не
сделаешь, а выучишься - и можешь
стать, кем захочешь". Психолог выкладывает
карточку с рисунком № 5: фигурка
с портфелем в руках
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Внешний мотив - 0 баллов;
учебный мотив - 5 баллов;
позиционный мотив - 3 балла;
социальный мотив - 4 балла;
отметка - 2 балла;
игровой
мотив - 1 балл.
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву.
Доминирующая
мотивация учения диагностируется
по наибольшему количеству баллов.
Вместе с тем, ребёнок может
О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
2.3.4. Методика «Беседа о школе» (авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер).
Цель
исследования: определение сформированности
«внутренней позиции школьника»
Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада -- хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».
1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?».
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой».
Представь
себе, что сегодня вечером мама
вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь еще
маленький, трудно тебе еще в школу
ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу,
чтобы тебя из школы отпустили на месяц,
на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь
маме?
Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) -- договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома? 6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?
7-8. Представь, что есть две школы -- школа А и школа Б
В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-' сования, музыки, физкультуры -- не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко -- по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?
Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам -- дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».
Классификация ответов
Все ответы разделяются на две категории -- А и Б.
А Вопрос I: уроки грамоты, счета -- занятия, по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.
Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск*.
Вопрос 3: учебные занятия -- высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор учителя.
Вопрос 7: выбор школы А.
Вопрос 8; выбор школы А.
Вопрос 9: выбор отметки.
Б Вопрос
1: дошкольные виды деятельности -- уроки
художественно-физкультурно-
Вопрос
2: согласие на «отпуск».
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе -- приобретение формы, портфеля и т.д.
Вопрос 5: согласие на обучение на дому.
Вопрос 6: выбор родителей.
Вопрос 7: выбор школы Б.
Вопрос 8: выбор школы Б.
Бодрое 9: выбор игрушки или шоколадки.
Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
2.3.5
Экспериментальная
беседа по определению"
Содержание экспериментальной беседы определено характерными особенностями „внутренней позиции школьника", выявленными в экспериментальных работах по ее изучению. Так, сформированность „внутренней позиции школьника" своеобразно проявляется в игре в школу: дети предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования дети предпочитают в игре в школу роль учителя, а не ученика, а также вместо конкретной учебной деятельности игру в перемены, разыгрывание прихода и ухода из школы и т.д.
Беседа состоит из 12 вопросов. Ключевыми являются вопросы 2 - 8,10 -12.
Вопросы №1 и №9 не являются ключевыми, так как на них практически все дети отвечают утвердительно, а потому они не являются информативными.
Если ребенок хочет в школу, то, как правило, он отвечает на вопрос №2 несогласием еще на год остаться в детском саду или дома и наоборот.
Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу, отвечая на вопрос №7. Часть детей говорит, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т.д. Но некоторые ребята отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что надоело в детском саду или не хочется спать днем в детском саду и т.д., то есть желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.
Вопросы №3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. О последнем дает некоторое представление ответ на вопрос №6 о любимых книгах.
Ответ
на вопрос №8 дает
Если испытуемый еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая ему в вопросе №10 и наоборот.
Если ребенок хочет учиться,
то, как правило, в игре в
школу он выбирает роль
Анализ ответов на вопросы показывает сформированность (+) или несформированность (-) „внутренней позиции школьника", В неясных случаях ставится знак (±).
Фамилия,
имя ребенка___________________
Ты хочешь идти в школу?
Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
Ты любишь, когда тебе читают книжки?
Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
Какие у тебя любимые книжки?
Почему ты хочешь идти в школу?
Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?
Тебе нравятся школьные принадлежности?
Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит? Почему?
Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Почему?
В игре в школу что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена? Почему?
2.4. Диагностические методики определения интеллектуальной готовности к обучению в школе.