Подготовка ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению, многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
В разных школах существуют свои способы и методы организации приема детей. При этом школьные психологи, в меру своей компетентности, теоретических предпочтений используют различные наборы методических процедур, позволяющих получать данные о сформированности психологической готовности к школьному обучению. Поэтому целью данной работы является изучение основных критериев психологической готовности к обучению детей младшего школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

     Выявление детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

     Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

     Отсрочка  на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

     По  итогам диагностического обследования могут создаваться специальные  группы и классы развития, в которых  ребенок сможет подготовиться к  началу систематического обучения в  школе. 

2.3. Диагностические методики определения личностной готовности к обучению в школе.

Личностная  готовность к школе включает, прежде всего, определенное отношение к  себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение  ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И.Гуткиной), и особые экспериментальные приемы.

2.3.1Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка Н.И. Гуткиной. 

     Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и просят в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом волнующем месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.

     Дети  с выраженным познавательным интересом обычно выбирают сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

     Экспериментальная беседа по выявлению «внутренней  позиции школьника», которая понимается как новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее из сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. В специальных экспериментальных исследованиях по изучению этого новообразования кризиса 7 лет было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной учебной деятельности (письмо, чтение, решение примеров и т.д.)

Наоборот, в случае несформированности этого  образования дети, играя «в школу», выбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной деятельности – игру «в перемены», разыгрывание прихода в  школу и ухода из нее и т.д.

     Таким образом, «внутреннюю позицию школьника» можно выявить в игре, но этот путь занимает слишком много времени. Вместе с тем в том же исследовании было показано, что некоторые эксперименты могут быть заменены специальной экспериментальной беседой, дающей аналогичный эксперименту результат. В частности, это относится к экспериментальной игре, позволяющей определить «внутреннюю позицию школьника».

В связи  с вышесказанным беседа, направленная на определение «внутренней позиции  школьника», включает вопросы, косвенным  образом помогающие определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе

     Определяя личностную готовность ребенка к  школе необходимо выявить и специфику  развития сферы производительности. Производительность поведения ребенка  проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

     Достаточно  широко известный ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу.

     2.3.2 Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека.

     Данный  тест был предложен Я.Йирасеком  как модификация существующей методики А.Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском  языке, однако массовое применение получил  лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.

     Данная  методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

     Методика  проведения.

     Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и  простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее написанно короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.

       
 
 

     Внизу вы рисуете группу точек так, как  показано на образце бланка.. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание  по срисовыванию.

     Сидеть  он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

     Задание 1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину. Тогда делаем следующее задание.

     Задание 2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. предлагаем ему скопировать фразу. Если ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.

     Задание 3. Затем он переходит к группе точек. “Посмотри,  здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.”

     Интерпретация результатов.

Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.

     По  первому заданию

     1 балл – фигура мужчины имеет  голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т.е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.

     2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.

     3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги  нарисованы двумя линиями, допускается  отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

     4 балла – примитивный рисунок  с головой и туловищем. Конечности  нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.

     5 баллов – отсутствует четкое  изображение туловища типа “головоножка”  и обеих пар конечностей.

     По  второму заданию:

     1 балл – хорошо и полностью  разборчиво скопирован написанный  образец. Буквы превышают размер  букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.

     2 балла – достаточно разборчиво  скопирован образец. Размер букв  и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

     3 балла – явная разбивка надписи  минимум на две части. Можно  понять хотя бы четыре буквы  образца.

     4 балла – с образцом совпадают  хотя бы две буквы. Воспроизведенный  образец все еще создает строку  записи.

     5 баллов – каракули.

     По  третьему заданию:

     1 балл – почти совершенное копирование  группы точек. Допускается небольшое  отклонение одной точки от  строки или колонки. Уменьшение  образца разрешается, а увеличение  – не более чем в 2 раза. Рисунок  должен быть параллелен образцу.

     2 балла – число и расположение  точек соответствует образцу,  можно не учитывать отклонение  не более трех точек на половину  ширины зазора между строкой  и колонкой.

     3 балла – рисунок в целом  похож на образец, не превышая  по ширине и высоте более  чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.

     4 балла – контур рисунка не  соответствует образцу, но все  же состоит из точек. Размеры  образца и число точек не  учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.

     5 баллов – каракули.

Сумма баллов: 3-6 расценивается как высокий показатель развития.

                          7-11 – средний показатель.

                   12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т.к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.

     2.3.3. Методика «Мотивы  учения» (разработка  — М.Р. Гинзбург)

     В основу данной методик положен принцип  «персонификации» мотивов.

     Методика  состоит из предъявления ребенку шести картинок, каждая из которых сопровождается рассказом-позицией. Эти рассказы соответствуют одному из шести мотивов: внешнему, учебному, игровому, позиционному, социальному и мотиву получения высокой отметки. В соответствии с выбором, делался вывод о наличии у ребенка того или иного мотива учения. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

     

     Инструкция

     Сейчас  я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу.

     №1. "Мальчики (девочки) разговаривали  о школе. Первый мальчик сказал: "Я  хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я  бы в школу не ходил".

     На  стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

     №2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я  хожу в школу потому, что мне  нравится делать уроки. Даже если бы школы  не было, я всё равно бы учился". Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Информация о работе Подготовка ребенка к школе