Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, реферат
Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.
Введение 3
Периодизация психического развития Л.С. Выготского 5
Периодизация Д.Б. Эльконина 10
Социально-психологическая концепция развития личности
А.В. Петровского 14
Критерии возрастной периодизации 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях! (В частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс)).
Также распространенная в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности.
Согласно возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г.Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:
Новорожденный - 1-10 дней
Грудной возраст - 10 дней - 1 год.
Раннее детство - 1-3 года.
Первое детство - 4-7 лет.
Второе детство - 8-12 лет мальчики
- 8-11 лет девочки
Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики
- 12-15 лет девочки
Юношеский возраст - 17-21 год юноши
- 16-20 лет девушки
Зрелый возраст
I период - 22-35 лет мужчины
- 21-35 лет женщины
II период - 36-60 лет мужчины
- 36-55 лет женщины
Пожилой возраст - 61-74 год мужчины
- 56-74 лет женщины
Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины
Долгожители - от 90 лет и более
Эта периодизация несколько отличается от предложенной В.В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, смещения границ второго детства и подросткового периода и, кроме того, в данной классификации представлены все периоды постнатального онтогенеза. Однако следует учитывать, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны здоровья, системы обучения, разработки социальных программ и так далее. Также не следует забывать, что не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологической зрелости, возможны и задержка биологического развития, и его ускорение. Следует признать, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена, прежде всего, потому что все существующие периодизации, включая и общепринятую, недостаточно физиологически обоснованы. Они, в частности, не учитывают адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологических систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет необходимость выбора наиболее информативных критериев периодизации. Одним из таких критериев может служить оценка энергетических возможностей организма, предложенная Рубнером (1908), и претендующих на объяснение различных количественных особенностей энергетических процессов и физиологических отправлений организма в разные возрастные периоды.
Учитывая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что для решения задачи возрастной периодизации необходима всесторонняя характеристика возрастных особенностей функционирования целостного организма и отдельных его физиологических систем и опираться на три уровня изучения физиологии организма:
Заключение
Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.
Решить проблему периодизации психического развития помимо Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, пытались также А.В. Петровский и многие другие отечественные учёные.
Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С.Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.
Критерием возрастной периодизации Д.Б.Эльконина являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. "Дело в том, что, как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности".
А.В.Петровский
для каждого возрастного
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит:
- от условий его развития,
-
от особенностей созревания
-
от внутренней позиции самого
человека, которая определяет развитие
на более поздних этапах
Для каждого возраста существует своя специфическая "социальная ситуация", свои "ведущие психические функции" (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития.
Список
использованных источников и литературы