Периодизация возрастных периодов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.

Содержание

Введение 3
Периодизация психического развития Л.С. Выготского 5
Периодизация Д.Б. Эльконина 10
Социально-психологическая концепция развития личности
А.В. Петровского 14
Критерии возрастной периодизации 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      В возрастной и педагогической психологии часто используют периодизацию, основанную на педагогических критериях! (В частности, периоды дошкольного возраста подразделяются в соответствии с группами детского сада; школьный возраст подразделяют на три этапа: (1-4 класс, 4-8 класс, 8-10 класс)).

      Также распространенная в настоящее время  возрастная периодизация с выделением периодов новорожденности, ясельного, дошкольного и школьного возрастов у детей отражает скорее систему детских учреждений, нежели истинные возрастные особенности.

      Согласно  возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г.Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

      Новорожденный - 1-10 дней

      Грудной возраст - 10 дней - 1 год.

      Раннее  детство - 1-3 года.

      Первое  детство - 4-7 лет.

      Второе детство - 8-12 лет мальчики

      - 8-11 лет девочки 

      Подростковый  возраст - 13-16 лет мальчики

      - 12-15 лет девочки 

      Юношеский возраст - 17-21 год юноши 

      - 16-20 лет девушки 

      Зрелый  возраст 

      I период - 22-35 лет мужчины 

      - 21-35 лет женщины 

      II период - 36-60 лет мужчины

      - 36-55 лет женщины 

      Пожилой возраст - 61-74 год мужчины 

      - 56-74 лет женщины 

      Старческий  возраст - 75-90 лет мужчины и женщины 

      Долгожители - от 90 лет и более 

      Эта периодизация несколько отличается от предложенной В.В. Бунаком за счет выделения периода раннего детства, смещения границ второго детства и подросткового периода и, кроме того, в данной классификации представлены все периоды постнатального онтогенеза. Однако следует учитывать, что всякая возрастная периодизация довольно условна, но необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны здоровья, системы обучения, разработки социальных программ и так далее. Также не следует забывать, что не всегда календарный (паспортный) возраст соответствует их биологической зрелости, возможны и задержка биологического развития, и его ускорение. Следует признать, что проблема возрастной периодизации окончательно не решена, прежде всего, потому что все существующие периодизации, включая и общепринятую, недостаточно физиологически обоснованы. Они, в частности, не учитывают адаптивно-приспособительный характер развития и механизмы, обеспечивающие надежность функционирования физиологических систем и целостного организма на каждом этапе онтогенеза. Это определяет необходимость выбора наиболее информативных критериев периодизации. Одним из таких критериев может служить оценка энергетических возможностей организма, предложенная Рубнером (1908), и претендующих на объяснение различных количественных особенностей энергетических процессов и физиологических отправлений организма в разные возрастные периоды.

      Учитывая  вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что для решения задачи возрастной периодизации необходима всесторонняя характеристика возрастных особенностей функционирования целостного организма и отдельных его физиологических систем и опираться на три уровня изучения физиологии организма:

    • внутрисистемный,
    • межсистемный,
    • целостного организма.

 

Заключение 

      Существующая  сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

      Решить  проблему периодизации психического развития помимо Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, пытались также А.В. Петровский и многие другие отечественные учёные.

      Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С.Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

      Критерием возрастной периодизации Д.Б.Эльконина являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. "Дело в том, что, как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности".

      А.В.Петровский для каждого возрастного периода  выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит развитие и перестройка структуры личности.

      Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит:

      - от условий его развития,

      - от особенностей созревания морфологических  структур, ответственных за развитие,

      - от внутренней позиции самого  человека, которая определяет развитие  на более поздних этапах онтогенеза.

      Для каждого возраста существует своя специфическая "социальная ситуация", свои "ведущие психические функции" (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития.

 

Список  использованных источников и литературы 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская  психология/ под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: AKADEMA, 1999
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2001
  4. Психология развития. Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005
  5. Психология развития. Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2005
  6. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2005
  7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005
  8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Избр. психол. тр.- М.: 1989

Информация о работе Периодизация возрастных периодов