Периодизация возрастных периодов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.

Содержание

Введение 3
Периодизация психического развития Л.С. Выготского 5
Периодизация Д.Б. Эльконина 10
Социально-психологическая концепция развития личности
А.В. Петровского 14
Критерии возрастной периодизации 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Казанский  государственный технологический  университет»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

(по дисциплине  «Возрастная психология») 
 

Периодизация  возрастных периодов 
 
 
 
 
 
 
 

                    Работу выполнил студент

                    2 курса группы 3171-22

                    Искандаров Т.А.

                  Проверила преподаватель

                  кафедры СРПП Зарипова И.Р. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Казань, 2009

 

Оглавление 

Введение            3

Периодизация  психического развития Л.С. Выготского    5

Периодизация  Д.Б. Эльконина        10

Социально-психологическая  концепция развития личности

А.В. Петровского          14

Критерии возрастной периодизации       19

Заключение           22

Список использованных источников и литературы     24

 

Введение 

   Периодизация  психического развития относится к  числу наиболее сложных и до сих  пор, не имеющих однозначного решения  проблем в психологии развития и психологической науке в целом.

   Потребность в нахождении закономерностей развития человека существовала с древних времен. Для примера приведу периодизации жизненного цикла человека, известные с древности до наших дней.

   Так, древнекитайская классификация  выглядит следующим образом:

  • Молодость - до 20 лет
  • Возраст вступления в брак - до 30
  • Возраст выполнения общественных обязанностей -  до 40
  • Познание собственных заблуждений - до 50
  • Последний период творческой жизни - до 60
  • Желанный возраст - до 70
  • Старость - от 70

   Классификацию возрастов жизни, по Пифагору, VI в. до н.э. можно представить в таком виде:

  • Период становления – 0-20 лет (весна)
  • Молодой человек – 20-40 лет (лето)
  • Человек в расцвете сил – 40-60 лет (осень)
  • Старый и угасающий человек - 60-80 лет (зима)

   Приведенные примеры классификаций жизненного цикла человека указывают на существенные разногласия в возрастном делении. Причиной этих разногласий являются различные основания и критерии, которые были положены в основу классификации жизненного цикла человека.

   Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития и специфику возрастных этапов. Упорядочение имеющихся фактов и закономерностей психических явлений и процессов предполагает открытие всеобщих законов психики, ее становления фило- и онтогенезе.

   Решить  проблему периодизации, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в развитии человека пытались многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин. Именно о периодизациях развития этих, а также других выдающихся психологов я хочу рассказать в своем реферате.

 

Периодизация  психического развития Л.С. Выготского

   Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».

   Проанализировав существовавшие на тот момент схемы  периодизации, он разделил их на 3 группы:

  • «К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием»

   Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия.

   К этой группе принадлежит, например, попытка  периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка.

   Периодизация  Рене Заззо:

    • 0-3 года  - раннее детство;
    • 3-5 лет - дошкольный возраст;
    • 6-12 лет - начальное школьное образование;
    • 12-16 лет - обучение в средней школе;
    • 17 и старше -  высшее или университетское образование.
    • «Ко второй группе следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды»

   Для второй группы характерно построение на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

   Примером  могут служить следующие периодизации:

  • П.П.Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.
  • от 8 мес. до 2,5 года - беззубое детство;
  • 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов;
  • 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).
  • В.Штерн
  • Раннее детство (до 6 лет) – ребенок проявляет лишь игровую деятельность;
  • Период сознательного учения с разделением игры и труда (с 6 до 14 лет);
  • Период юношеского созревания (14-18 лет) с развитием самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.

   З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие,  поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

  1. Оральная стадия (0 - 1год); (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я".
  2. Анальная стадия (1 - 3 года); (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.
  3. Фаллическая стадия (3 - 5 лет); (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".
  4. Латентная стадия (5 - 12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
  5. Генитальная стадия (12 - 18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
  • «Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».

   Примером  является периодизация Гезелла, который пытался построить периодизацию, исходя из внутреннего ритма и темпа развития. Детство делится на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов явной сменой этого темпа.

    • от рождения до 1 года  – максимальные темпы развития;
    • от 1года до 3-х лет – средние темпы развития;
    • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

   Периодизация, выстроенная самим Л.С. Выготским, включает следующие периоды:

— кризис новорожденности;

— младенчество (2 месяца — 1 год);

— кризис одного года;

— раннее детство (1—3 года);

— кризис трех лет;

— дошкольный возраст (3—7 лет);

— кризис семи лет;

— школьный возраст (8—12 лет);

— кризис 13 лет;

— пубертатный  возраст (14—1 7 лет);

— кризис 17 лет. (Выгодский; 256)

   Каждый  психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка. Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

Кризисы открыты  эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.

    Для  критических периодов характерны  следующие особенности: 

  • Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
  • Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
  • Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

      Во  время стабильных периодов ребенок  накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

      К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

 

Периодизация  Д.Б. Эльконина 

      К периодизациям развития, которые  в качестве основания рассматривают  причины, движущие силы развития, выделяя  существенные характеристики каждой стадии, традиционно относят периодизации  не только Л. С. Выготского, но  и Д. Б. Эльконина.

      Основанием  для периодизации психического развития для Д. Б. Эльконина послужили положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева.

      В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных  промежутков. Он рассматривал возраст как «относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития». Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

Информация о работе Периодизация возрастных периодов