Периодизация возрастных периодов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Периодизация психического развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор, не имеющих однозначного решения проблем в психологии развития и психологической науке в целом.

Содержание

Введение 3
Периодизация психического развития Л.С. Выготского 5
Периодизация Д.Б. Эльконина 10
Социально-психологическая концепция развития личности
А.В. Петровского 14
Критерии возрастной периодизации 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      1. Социальная ситуация развития;

      2. Ведущая деятельность;

      3. Основные новообразования.

      Социальная  ситуация развития определяется как  фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них. С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.

      Д. Б. Эльконин рассматривал ребенка как  целостную личность, активно познающую  окружающий мир: мир предметов и  мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: «ребенок вещь» и «ребенок—взрослый». Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно-выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не столько как человек, сколько как представитель определенного общества, имеющий социальные роли, установки, мотивы, стереотипы действий, в  том числе и стереотипы воспитания. Следовательно, взрослый – это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем «ребенок—предмет» и «ребенок—взрослый» в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности определяют последовательное чередование преимущественно систем «ребенок предмет» и «ребенок—взрослый».

      В таблице 1. представлены возрастные периоды  смены ведущей деятельности.

      Периодизация  психического развития Д.Б. Эльконина.

Возрастной  период Ведущая деятельность Система отношений
Младенческий (0-1 год) Общение со взрослым Человек-человек
Раннее  детство Предметная  деятельность Человек-предмет
Дошкольный Игра Человек-человек
Младший школьный Учебная деятельность Человек-предмет
Подростковый Общение со сверстниками Человек-человек
Юношеский Учебно-проф-я деятельность Человек-предмет
 

      Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению для психического развития:

    • в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
    • в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
    • от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

      Все ведущие деятельности можно разбить на две группы в зависимости от системы, которая является доминирующей. Первую группу ведущих деятельностей составляют те, которые ориентируют детей на формирование норм отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, личностное общение подростка. Они отличаются друг от друга содержательно, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие отношение к системе «ребенок-общественный взрослый» или «человек—человек».

      Во  вторую группу входят деятельности, благодаря которым у ребенка формируются представления о предметном мире и способах действий в нем. Это предметно - манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная  деятельность юношей и девушек. Деятельности второй группы имеют дело в основном с системой «ребенок - общественный предмет» или «человек—вещь».

      В деятельностях первой группы развивается  преимущественно мотивационно - потребностная сфера, тогда как в деятельностях второй группы — интеллектуально - познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но с преобладанием одной из сфер на каждом возрастном этапе. Так, мотивационно – потребностная сфера опережает в развитии интеллектуально - познавательную, а в раннем возрасте более быстрыми темпами развивается интеллектуально - познавательная сфера деятельности.

      К каждой точке своего развития ребенок  подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек— человек», и тем, что он усвоил из системы «человек - предмет». Моменты, когда это расхождение становится наибольшим, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предыдущий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

 

Социально-психологическая  концепция развития личности А.В. Петровского 

      Исследуя  данную проблему, А.В. Петровский анализирует  концепцию психического развития Д.Б. Эльконина как наиболее фундаментальную, развернутую и ориентированную на становление когнитивных и мотивационных образующих психики. Д.Б. Эльконин разделяет психическое развитие на эпохи, каждая из которых состоит из двух закономерно связанных между собой периодов. Первый период характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, второй — усвоением способов деятельности. При этом каждому периоду соответствует определенная ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учебная деятельность (от 7 до 12 лет), интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет).

      Отдавая должное значимости концепции Д.Б. Эльконина, А.В. Петровский считает что недостаток периодизации Д.Б. Эльконина в том, что в его периодизации не ставится вопрос об особенностях развития личности.

      Для формирования личности, пишет А.В. Петровский, необходимо усвоение образцов поведения (действий, ценностей, норм и т. п.), носителем и передатчиком которых, особенно на ранних стадиях онтогенеза, может быть только взрослый. А с ним ребенок вступает чаще всего отнюдь не в игровые, а во вполне реальные жизненные связи и отношения. Исходя из предположения, согласно которому главным образом игра в дошкольном возрасте обладает личностно-образующим потенциалом, трудно понять воспитательную роль семьи, общественных групп, отношений, складывающихся между взрослыми и детьми и в большинстве случаев также являющихся вполне реальным, опосредствованным содержанием той деятельности, вокруг которой они формируются. Самым референтным для ребенка лицам (родителям, воспитательницам детсада), подчеркивает автор, личность ребенка открывается именно через его деяния, а не через исполнение ролей в игре. Играя в доктора, ребенок моделирует поведение врача (щупает пульс, просит показать язык и т. д.), важнейшие личностные качества которого связаны с гуманностью, и через действенную идентификацию с врачом формирует это качество как свое и проявляет в реальной жизненной ситуации, когда он, например, заботливо ухаживает за своей больной бабушкой.

      А.В. Петровский, ссылаясь на фундаментальный  тезис Л.С. Выготского о том, что  обучение «забегает вперед развитию, опережает и ведет его», подчеркивает, что в этом отношении обучение, взятое в самом широком смысле этого слова, всегда остается «ведущим»: осуществляется ли развитие человека в игре, учебе или труде, имеем ли мы дело с дошкольником, школьником или взрослым человеком. И нельзя представить себе, что на каком-то возрастном этапе эта закономерность действует, а на каком-то утрачивает свою силу. Разумеется, учебная деятельность является главенствующей для младшего школьника — именно она детерминирует развитие мышления, памяти, внимания и т. д. Однако, будучи обусловлена требованиями общества, она (наряду со многими другими) остается ведущей по меньшей мере вплоть до окончания школы. В этой связи А.В. Петровский считает сомнительным тезис о том, что (согласно схеме Д.Б. Эльконина) к 12-летнему возрасту учебная деятельность утрачивает свою ведущую роль и уступает место интимно-личностному общению.

      В результате проведенного анализа А.В. Петровский приходит к выводу о том, что ранее принятая периодизация психического развития пытается неправомерно закрепить за каждым возрастным периодом одну и раз навсегда данную ведущую деятельность, хотя и признавая при этом наличие других деятельностей.

      Отмечая далее справедливость идеи Л.С. Выготского о ведущем значении обучения для  умственного развития детей школьного возраста, А.В. Петровский подчеркивает, что в данном случае речь идет главным образом о развитии когнитивных процессов. Однако утверждает он, отсюда не следует, что именно учебная деятельность служит детерминантой (единственной или, во всяком случае, ведущей) для развития личности в младшем школьном возрасте, и отсюда тем более не вытекает, что она перестает быть таковой на грани подросткового возраста: на этой стадии, а также в старшем школьном возрасте все более существенную роль начинает играть формирующееся мировоззрение. А.В. Петровский считает, что в ставшей хрестоматийной концепции возрастной периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным и в той или иной степени воспроизведенной В.В. Давыдовым, Д.И. Фельдштейном и другими, объективно происходит смешение этапов развития психики и этапов развития личности. Так, пишет А.В. Петровский, трудно представить себе, что развитие у детей «мотивационно-потребностной сферы» в деятельности, относящейся к системе «ребенок — взрослый», имеет второстепенное, не ведущее значение во все годы обучения в школе, идет ли речь о психическом развитии ребенка или тем более о его развитии как личности.

      А.В. Петровский формулирует тезис о  том, что в аспекте формирования личности для каждого возрастного  периода ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности, предметно-манипулятивной, или игровой, или учебной, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающихся у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом). Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается. Таким образом, автор осуществляет попытку реализовать социально-психологический подход к пониманию личности и построению соответствующей возрастной периодизации.

      Основываясь на изложенных выше положениях, А.В. Петровский построил обобщенную модель развития и периодизации становления социально зрелой личности:

    1. Эпоха детства:
  • раннее детство (от 0 до 3-х лет);
  • дошкольное детство (от 3-х до 7 лет);
  • младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).
    1. Эпоха отрочества:
  • период среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет).
    1. Эпоха юности:
  • старший школьный возраст (от 15 до 17 лет)

      Согласно  этой модели дошкольный и школьный возрастные периоды входят в одну «эру восхождения к социальной зрелости», на протяжении которой выделяются три фазы становления личности, ее вхождения в социальное целое: адаптация, индивидуализация и интеграция.

    1. Вхождение ребенка в референтную группу начинается с адаптации. Ребенок усваивает нормы поведения, овладевает формами деятельности. В это время происходит утрата индивидуальных черт, так как ребенок стремится «быть как все».
    2. Фаза индивидуализации. Ребенок начинает искать способы проявления индивидуальности.
    3. Фаза интеграции. Ребенок «вливается» в группу, при этом сохраняет только те черты, которые принимаются и поддерживаются в этой группе.

      Эра делится на три эпохи: детство (преимущественно  адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Эпохи подразделены на периоды развития личности в конкретной социальной среде. Эпоха детства — наиболее значительная макрофаза развития личности — охватывает три возрастных периода: преддошкольный, дошкольный, младший школьный; эпоха отрочества совпадает с подростковым периодом; эпоха юности лишь частично совпадает с периодом старшего школьного возраста (ранняя юность), выходя за его рамки. 
 
 

 

Критерии  возрастной периодизации 

      Развитие  представлений о критериях возрастной нормы определяют и подходы к возрастной периодизации развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (рост, смены зубов, нарастание массы тела и т.д.). Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В.В. Бунаком, по мнению которого в изменениях размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражаются преобразования метаболизма организма с возрастом.

      Согласно  этой периодизации в постнатальном  онтогенезе выделяются следующие периоды: младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий начальный (1-3, 4-6 мес.), средний (7-9 мес.) и конечный (10-12 мес.) циклы; второго детства (начальный цикл: 8-10 лет - мальчики, 8-9 лет - девочки; конечный: 11-13 лет - мальчики, 10-12 лет - девочки); подростковый (14-17 лет - мальчики, 13-16 лет - девочки); юношеский (18-21 год - юноши, 17-20 - девушки); с 21 года начинается взрослый период. Как видно, эту классификацию возрастных периодов, отражающую в большей степени существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой.

Информация о работе Периодизация возрастных периодов