Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Мышление
первоначально проявляется в
самом процессе практической Деятельности,
поэтому, как считают отечественные
психологи, оно отстает от нее
по общему уровню развития и по составу
операций. Совершенствуются и сами
предметные действия. Происходит перенос
освоенных действий в другие условия.
Ведущая
Деятельность в этот период – предметно-манипулятивная.
Ребенок не играет, а манипулирует предметами,
в том числе игрушками, сосредоточиваясь
на самих действиях с ними. Тем не менее,
в конце раннего возраста игра в своих
первоначальных формах все же появляется
игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская
игра, в которой используемые ребенком
предметы наделяются игровым смыслом.
Для развития игры важно появление символических
или замещающих действий.
Эмоциональное
развитие. Развитие
психических функций неотделимо от развития
эмоционально-потребностной сферы ребенка.
Доминирующее в раннем возрасте восприятие
аффективно окрашено. Ребенок эмоционально
реагирует только на то, что непосредственно
воспринимает. Желания ребенка неустойчивы
и быстро преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать,
остановиться на чем-то одном ребенок
еще не может – он не в состоянии принять
решение.
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Один
из наиболее трудных моментов в жизни
ребенка. Это разрушение, пересмотр
старой системы социальных отношений,
кризис выделения своего «Я», по Д.Б.
Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более
глубокие отношения. Л.С. Выготский описывает
7 характеристик кризиса 3 лет. Негативизм–
негативная реакция не на само действие,
которое он отказывается выполнять, а
на требование или просьбу взрослого.
Главный мотив действия – сделать наоборот.
Меняется
мотивация поведения ребенка. В 3
года он впервые становится способен
поступать вопреки своему непосредственному
желанию. Поведение ребенка определяется
не этим желанием, а отношениями
с другим, взрослым человеком. Мотив
поведения уже находится вне
ситуации, данной ребенку. Упрямство. Это
реакция ребенка, который настаивает на
чем-то не потому, что ему этого очень хочется,
а потому, что он сам об этом сказал взрослым
и требует, чтобы с его мнением считались.
Строптивость. Она направлена не против
конкретного взрослого, а против всей
сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм
воспитания.
Ярко
проявляется тенденция к
У
некоторых детей конфликты с
родителями становятся регулярными, они
как бы постоянно находятся в
состоянии войны со взрослыми. В
этих случаях говорят о протесте-бунте.
В семье с единственным ребенком может
появиться деспотизм. Если в семье несколько
детей, вместо деспотизма обычно возникает
ревность: та же тенденция к власти здесь
вы-ступает как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к другим детям, которые не имеют
почти никаких прав в семье, с точки зрения
юного деспота.
Обесценивание.
3-летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или даже сломать любимую
игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и
т.п. У ребенка изменяется отношение
к другим людям и к самому себе.
Он психологически отделяется от близких
взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
В своей теории Д.Б. Эльконин основывался на социально-исторических условиях развития ребенка. Каждый период истории, каждая культура формирует свои собственные законы развития детской психики в зависимости от требований, предъявляемых обществом.
В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Подход
к возрастной периодизации Д.Б. Эльконина
интересен тем, что представляет процесс
развития как идущий по восходящей спирали,
а не как линейный; позволяет показать
противоречивое единство мотивационно-потребностной
и интеллектуально-познавательной сторон
развития личности; установить значение
каждого отдельного периода для последующего;
выстроить периодизацию по эпохам и стадиям
на основе внутренних законов развития.