Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
В основе возрастной переодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
Вот
как представляется в целом периодизация
психического развития Д.Б. Эльконина.
Таблица 1. Периодизация психического развития по Д Б. Эльконину4
Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина | ||
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий Раннее детство Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Юношеский возраст | Общение со взрослым Предметная деятельность Игра Учебная деятельность Общение со сверстниками Учебно-профессиональная деятельность | человек-человек человек-вещь человек-человек человек-вещь человек-человек человек-вещь |
Эпоха раннего детства (до 3 лет)
1. Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. В 2-2,5 месяца у ребенка появляется комплекс оживления на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция и т.д. К 6 месяцам эта деятельность общения развивается, ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему игрушку, включают его в общение через предмет, ведущее к действиям с пред метом. К году у ребенка начинает возникать потребность в вербальном общении.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования гак называемого практического, или сенсомоторного интеллекта.
2.
Ранний возраст (собственно
В
этот период времени предметные действия
служат для ребенка способом налаживания
межличностных контактов. Общение,
в свою очередь, опосредуется предметными
действиями ребенка и практически
не отделено от них. Но к 3 годам ребенок
начинает сравнивать себя со взрослыми
и заявлять "Я", "Я сам".
Эпоха детства (3-11 лет)
1
Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление
к самостоятельности выводит
ребенка паролевую игру, имитирующую
отношения людей в процессе
труда. Благодаря игровым
Таким
образом, ролевая игра, объединяя общение
и предметную деятельность, обеспечивает
их совместное влияние на развитие ребенка.
У него возникает потребность занять новую
социальную позицию, и к концу этого периода
у ребенка появляется стремление чему-то
научиться, он хочет получить результат
своей деятельности в качестве оценки,
тянется к учению.
2.
Младшее школьное детство (7-11
лет). Это фаза операционно-
Эпоха подростничества (11-17 лет)
1. Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости" - особая форма новообразования сознания, через которое под росток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельность и отношения.
Здесь
важно, чтобы круги общения ребенка
не выходили из-под контроля взрослых
- "трудный возраст", "переломный
возраст".
2. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется само сознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы5.
Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии.
Содержательное раскрытие особенностей возраста предполагает: выделение возрастных особенностей в натуральном ряду развития, осмысление особенностей социального положения, понимание их преломления в психике и поведении ребенка.
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Новорожденность – переходный этап.
Кризис новорожденности. Приспособление
при помощи наследственно закрепленных
механизмов – система пищевых рефлексов
(пищевое сосредоточение). Безусловные
рефлексы – защитные и ориентировочные.
К концу первого месяца появляются первые
условные рефлексы (ребенок начинает реагировать
на позу кормления), но в целом они развиваются
позже.
Психическая
жизнь. Мозг
продолжает развиваться, он не вполне
сформирован, поэтому психическая жизнь
связана, главным образом с подкорковыми
центрами, а также недостаточно зрелой
корой. Ощущения новорожденного недифференцированы
и неразрывно слиты с эмоциями, что дало
возможность Л.С. Выготскому говорить
о «чувственных эмоциональных состояниях
или эмоционально подчеркнутых состояниях
ощущений». Важные события – возникновение
слухового (на 2 – 3 неделе) и зрительного
(3 – 5 неделя) сосредоточения. Специфическая
социальная ситуации развития – беспомощность,
биологическая связь с матерью, зависимость
от взрослого человека.
Примерно
в 1 месяц – «комплекс оживления»
– бурная эмоциональная реакция
на появление матери, включающая улыбку,
что означает первую социальную потребность
– потребность в общении. Это
знаменует новый
Познавательное
развитие р-ка:
восприятие – к 4 мес. не просто видит,
но уже смотрит, активно реагирует на увиденное,
двигается. Воспринимает форму предметов,
выделяет контур и другие их элементы,
способны ориентироваться во многих параметрах
объектов (движения, контрасты и т.д.). Реагируют
на цвет. Развивается пространственное
восприятие, в частности, восприятие глубины.
Для развития необходимо удовлетворять
его потребность в новых впечатлениях,
стараясь, чтобы окружающая его обстановка
не была однообразной, неинтересной. Младенец
имеет целостную картину мира.
Движение
и действия.
Движения рук, направленные к предмету,
ощупывание предмета по-являются примерно
на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев хватает
предмет, что требует сложных зрительно-двигательной
координации – первое целенаправленное
действие. Развертываются цепи одинаковых,
повторяющихся действий, которые Ж. Пиаже
назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев
встречаются «соотносящие» действия:
вкладывает маленькие предметы в большие,
открывает и закрывает крышки коробочек.
После 10 месяцев появляются первые функциональные
действия, но они еще не предметны (подражание
взрослым).
Восприятие
и действие позволяют судить о
первоначальных формах наглядно-действенного
мышления. Усложняются познавательные
задачи, которые способен решить ребенок,
сначала только в плане восприятия,
затем используя двигательную активность.
Память. Первым появляется
узнавание. 4-месячный ребенок отличает
знакомое лицо от незнакомого. После 8
месяцев появляется воспроизведение –
восстановление в памяти образа.
Эмоциональное
развитие. В
первые 3 – 4 месяца. Проявляются разнообразные
эмоциональные состояния: удивление в
ответ на неожиданность (торможение движений,
снижение сердечного ритма), тревожность
при физическом дискомфорте (усиление
движений, повышение сердечного ритма,
зажмуривание глаз, плач), расслабление
при удовлетворении потребности. После
3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но
несколько теряется при виде незнакомого
взрослого человека. В 7 – 8 месяцев беспокойство
при появлении незнакомых резко усиливается.
Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцем,
появляется так называемый «страх расставания».
К концу 1 года стремится не только к эмоциональным
контактам, но и к совместным действиям.
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Переходный
период между младенчеством и
ранним детством. Всплеск самостоятельности,
появление аффективных реакций (когда
родители не понимают его желания).
Главное приобретение переходного
периода – автономная речь (Выготский).
У младенца своя логика, и его
слова становятся многозначными
и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Следующий
этап – психологическое отделение
от матери – наступает уже в
раннем детстве. Это связано с
тем, что у ребенка не только возникают
новые физические возможности, но и
интенсивно развиваются психол. функции,
а к концу периода появляются
первоначальные основы (зачатки) самосознания.
Развитие
психических функций. Сензитивный период
к усвоению речи.
Речь. К 3 годам речь ребенка
приобретает предметное значение и в связи
с этим появляются предметные обобщения.
Быстро растет активный и пассивный словарь.
К 3 годам ребенок понимает практически
все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В раннем возрасте
развиваются другие психические функции
– восприятие, мышление, память, внимание.
Доминирует восприятие. Это означает определенную
зависимость от него остальных психических
процессов. Это проявляется – дети раннего
возраста максимально связаны наличной
ситуацией. Их поведение является полевым,
импульсивным; ничто из того, что лежит
вне наглядной ситуации, их не привлекает.
До 2 лет ребенок вообще не может действовать
без опоры на восприятие. Элементарные
формы воображения. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Восприятие аффективно окрашено – импульсивное
поведение. Наблюдаемые предметы действительно
«притягивают» ребенка, вызывая у него
яркую эмоциональную реакцию. Аффективный
характер восприятия приводит к сенсомоторному
единству. Ребенок видит вещь, она его
привлекает и благодаря этому начинает
разворачиваться импульсивное поведение
– достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном, это узнавание,
нет опоры на прошлый опыт.
Действия
и мышление.
Мышление в этот возрастной период принято
называть наглядно-действенным. Оно основывается
на восприятии и действиях, осуществляемых
ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте
у ребенка появляется внутренний план
действий, на протяжении всего раннего
детства важной основой и источником интеллектуального
развития остается предметная Деятельность.
В совместной Деятельности со взрослым
ребенок усваивает способы действия с
разнообразными предметами.