Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Возраст - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития. Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Славянский университет Факультет Психологии |
Реферат
по дисциплине Возрастная психология |
Тема: „ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА. ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВА” |
Исполнитель:
Полежаева Анна
Научный руководитель:
Синицару Л. А.
Кишинэу, 2011
Содержание 2
Введение 3
1. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 4
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА 6
Эпоха раннего детства (до 3 лет) 6
Эпоха детства (3-11 лет) 7
Эпоха подростничества (11-17 лет) 7
3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ 9
Период младенчества 9
Новорожденность 9
Психическая жизнь 9
Младенчество 9
Познавательное развитие р-ка 9
Движение и действия 9
Память 10
Эмоциональное развитие 10
Речь 10
Кризис 1 года 10
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) 10
Речь 11
Восприятие 11
Память 11
Действия и мышление 11
Эмоциональное развитие 12
Кризис 3 лет 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 15
Возраст
- в психологии - категория, означающая
качественно специфическую
В истории становления возрастной психологии было представлено достаточно много подходов к решению вопроса о возрастной периодизации.
В
отечественной возрастной психологии
наиболее распространенной является периодизация
Д. Эльконина.
Д.Б.
Эльконин писал, что проблема периодизации
психического развития в детском возрасте
является фундаментальной проблемой детской
психологии. Ее разработка имеет важное
теоретическое значение, ибо через определение
периодов психического развития и через
выявление закономерностей переходов
от одного периода к другому, в конечном
счете, может быть решена проблема движущих
сил психического развития. От правильного
решения проблемы периодизации во многом
зависит построение системы воспитания
и обучения детей.
Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:
Согласно Д.Б. Эльконину, при создании возрастной периодизации целесообразно оперировать системой "ребенок в обществе", внутри которой существуют системы "ребенок - вещь" и "ребенок - отдельный взрослый". Из двух самостоятельных они превращаются в единую, существенно изменяя свое содержание. В системе "ребенок - вещь" вещи, обладающие определенными физическими и пространственными свойствами, начинают открываться ребенку как общественные предметы, главным образом выработанные способами действий с ними. Система "ребенок - вещь" в действительности является системой "ребенок - общественный предмет" Общественно выработанные способы действий с предметом не даны непосредственно как некие физические характеристики вещей. На предмете не указаны его общественное происхождение, способы действий с ним. Поэтому овладение этим предметом невозможно путем простого "уравновешивания" с его физическими свойствами. Внутренне необходимым становится особый процесс усвоения ребенком общественных способов действий с этим предметом (ложкой он ест, лопаткой копает и т.п.).
При усвоении общественно выработанных способов действий с предметами происходит формирование ребенка как члена общества, включая его интеллектуальные, познавательные и физические силы. Для самого ребенка это развитие представлено, прежде всего, как расширение сферы и повышение уровня овладения действий с предметами. Именно по этому параметру дети сравнивают свой уровень, свои возможности с уровнем и возможностями других детей и взрослых. В процессе такого сравнения взрослый открывается ребенку не только как носитель общественных способов действий с предметами, но и как человек, решающий определенные общественные задачи.
В
системе "ребенок - взрослый" взрослый
начинает выступать как носитель
определенных видов деятельностей,
вступающий при этом в разнообразные
отношения с другими людьми, подчиняющийся
определенным нормам. При этом на самой
деятельности взрослого внешне не указаны
ее мотивы и задачи. Внешне она выступает
перед ребенком как производство
и преобразование предметов и
вещей. Поэтому возникает
В раннем детстве установлен переход ребенка к собственно предметным действиям, непосредственное эмоциональное общение со взрослыми уступает место деловому практическому сотрудничеству.
В раннем детстве ученые отмечают своеобразный "предметный фетишизм" - ребёнок занят предметом и действием с ним. На основе активного овладения предметно-орудийными операциями развивается "практический интеллект".
Для
дошкольного детства
Для психического и умственного развития детей школьного возраста наиболее значимо учение. Учебная деятельность обеспечивает усвоение новых знаний, интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных возможностей.
Учебная деятельность опосредует всю систему отношений ребенка со взрослыми в этот возрастной период.
Для подростка учебная деятельность остается чрезвычайно значимой, т.к. ее результаты остаются главными критериями оценки его взрослыми.
Однако в исследованиях Т.В. Драгуновой и Д.Б. Эльконина была открыта специфически подростковая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками.
В этой деятельности воспроизводятся те отношения, которые характеризуют взрослых людей. Причем происходит углубленная ориентация в этих отношениях и их усвоение. Внутри этой деятельности формируются взгляды на жизнь, на свое будущее (личные смыслы жизни) и самосознание как "социальное сознание, перенесенное внутрь"3.
Определяя значимость для каждого возрастного периода того или иного вида деятельности, можно сказать, что она ведет за собой психическое развитие.
Поэтому целесообразно говорить о ней как о ведущей деятельности. Рассмотрение ведущих видов деятельностей показывает, что в детском развитии имеют место периоды, дающие преимущественное осмысление задач, мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе - развитие мотивационно-потребностной сферы, а также периоды, где преимущественно усваиваются способы действий, а значит - происходит формирование интеллектуально-познавательных возможностей детей.