Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Проблема периодизации психического развития была и остается одной из наиболее актуальных проблем психологии развития человека. Критерии периодизации развития являются наиболее информативными показателями, которые характеризуют особенность отдельных этапов развития человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..……2
Периодизация психического развития как научная проблема……..…….3
Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому ……..……..….8
Периодизация психического развития по Д.Б Эльконтну, Д.И. фельдштейну, Леонтьеву А.Н., Э. Эриксону.……………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

контр по возрастной псих ологии.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

2) стадию  предпонятийного и интуитивного мышления (внутренних действий с образами, символами);

3) стадию  конкретных операций и 

4) стадию  формальных операций.

По аналогии со стадиями, выделенными Ж. Пиаже, в  основу построения периодизации Л. Колберг положил становление морали, описывая с этих позиций доморальный уровень (связанный с ориентацией на избегание наказания и получение поощрения), уровень конвенциональной морали (связанный с ориентацией на образец или авторитет) и уровень автономной морали (связанный с ориентацией на общественный договор и общепринятые моральные нормы).

Перечислять варианты периодизаций этой группы можно  бесконечно. Все они названы Л. С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

Третью группу, по Л. С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, обнаруживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.

Л. С. Выготский  предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью  развития и идеей скачков-переходов  к новому качеству. Он выделял в  развитии стабильные и критические  возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические  периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших  необратимых новообразований.

По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические  периоды в развитии чередуются:

1) кризис  новорожденности 

2) стабильный  период младенчества,

3) кризис  первого года жизни, 

4) стабильное  раннее детство, 

5) кризис  трех лет, 

6) стабильный  дошкольный возраст, 

7) кризис  семи лет, 

8) стабильный  младший школьный период,

9) пубертатный  кризис,

10) стабильный  подростковый возраст, 

11) кризис 17 лет и т.д.

 

 

 

 

4. Периодизация психического развития по Д.Б Эльконтну, Д.И. фельдштейну, Леонтьеву А.Н., Э. Эриксону.

Линию Л. С. Выготского в современной отечественной  психологии продолжили А. Н. Леонтьев и  Д. Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о периодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность  многих периодизаций психического  развития связана с тем, что  за их основания брались хотя  и характерные, но внешне отдельные  признаки развития, а не внутреннее  существо этого процесса, поэтому  основания периодизации надо  искать только во внутренних  противоречиях самого развития;

2) периодизацию  психического развития необходимо  строить с учетом смены одной  целостной деятельности другой; личность ребенка изменяется  как целое в своем внутреннем  строении и законами изменения  этого целого определяется движение  каждой его части;

3) при  рассмотрении источников развития  психики каждый его период  необходимо связывать с наиболее  значимым для него типом целостной  деятельности ребенка {ведущей  деятельностью);

4) целостная  деятельность ребенка, специфическая  для каждого его возраста, определяет  те психические изменения, которые  впервые в нем возникают —  новообразования. Именно эти новообразования  служат основным критерием для  деления детского развития на  отдельные возрасты; на каждой  возрастной ступени всегда есть  центральное новообразование, ведущее  для всего процесса развития  и характеризующее перестройку  всей личности ребенка на новой  основе.

Д.Б. Эльконин считал, что социальная ситуация и ведущая деятельность – основные движущие силы и источники развития. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретного содержания, распадаются на два вида:

1. Формирующие  и развивающие преимущественно  познавательную сферу (знания, умения, как достичь чего-либо, сфера «ребенок - общественный предмет);

2. Способствующие  развитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться, человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественный взрослый»).

1. Младенчество (2 мес-1год) – ведущая деятельность  – непосредственно эмоциональное  общение ребенка со взрослым. Внутри нее формируются ориентировочная и сенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения со взрослым. 2-3 мес. – «комплекс оживления». Но к концу первого года потребностей становится больше, но не развиваются возможности их удовлетворения. Развитие широкой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года. Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенок автономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открыл для себя предметный мир.

2. Раннее  детство (1-3 года) - ведущая деятельность - предметно-манипулятивная. На первом месте собственно исследовательская активность: свои движения, перемещение в пространстве, предметы. Знакомство со свойствами объектов окружающего мира. Освоение общественно выработанных способов действий с предметами происходит в общении с взрослыми. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперь он хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они. Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. Но непосредственно в мире взрослых он жить не может.

3. Дошкольный  возраст (3-7 лет) – ведущая деятельность  – ролевая игра – коллективная  игра в которой расписаны роли участников. Ребенок осваивает новые роли, учится подчинать поведение новым правилам и мотивам. Реальный и идеальный мир ребенка не совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. Основное развитие происходит внутри ролевой игры. В ней происходит ориентация в фундаментальных смыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценка того, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Ребенок понимает, что ему надо учиться.

4. Младший  школьный возраст (7-12 лет) –  ведущая деятельность – учебная,  в ней осуществляется познавательное  развитие. Происходит формирование  интеллектуальных и познавательных  сил. 

5. Подростковый  возраст (12-17 лет) – ведущая  деятельность - интимно-личностное  общение со сверстниками. Формирование  нравственных ценностей, представления  о себе, о смысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в  отношениях между сверстниками  тех отношений, которые существуют  между взрослыми. Отношения строятся  на основе определенных морально-этических  норм. Внутри этой деятельности  формируются общие взгляды на  жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря  этому возникают новые задачи  и мотивы дальнейшей собственной  деятельности.

6. Взрослый  возраст (от 17 лет) – ведущая  деятельность - учебно-профессиональная. В процессе ее происходит развитие  психики и личности.

Эти периоды  сгруппированы в 3 эпохи, по 2 периода. Эпохи отделены большими кризисами, 3 и 12 лет. Первый период каждой эпохи  характеризуется такой ведущей  деятельностью, в рамках которой  происходит освоение мотивов и смыслов  поступков, развивается мотивационно-смысловая сфера. Во втором периоде каждой эпохи ведущие деятельности способствуют развитию познавательной сферы и исполнительской деятельности.

В мировой  психологии широко используется периодизация Э. Эриксона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях:

1) психосоциальные  кризисы; 

2) круг  референтных лиц;

3) элементы  социального порядка; 

4) психосоциальные  модальности; 

5) психосексуальная динамика.

В периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

1) первая  фаза (младенчество, первый год жизни)  характеризуется первичным доверием  или недоверием ребенка к окружению; 

2) вторая  фаза (раннее детство: 2—3-й годы  жизни) характеризуется автономией  или стыдом и сомнением; 

3) третья  фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы  жизни) характеризуется инициативой  или чувством вины;

4) четвертая  фаза (школьный возраст: с 6 до 11—12 лет, т.е. до половозре-лости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или мало-ценности;

5) пятая  фаза (юношество) характеризуется  личностной индивидуальностью, идентичностью  или диффузией идентичности;

6) шестая  фаза (молодость: 20—30 лет) характеризуется  близостью, интимностью и солидарностью  или изоляцией; 

7) седьмая  фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется  творческим началом, интегратив-ностью или застоем;

8) восьмая  фаза (старший взрослый возраст  (плюс старость), от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личности  или раздвоенностью, отчаянием.

Леонтьев  А.Н. обращается к понятию личность через понятие деятельность. Любая деятельность предметна, мотив деятельности – предмет. Представление о личности – представление о мотивационной сфере.

1. Проблема  структуры и генеза.

Строение  личности постоянно меняется. Каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются  определенные противоречия, которые  станут источником последующего развития.

2. Проблема  выделения параметров развития  личности.

Личность определяют параметры:

1) Широта, разнообразие социальных связей. Для личности это – разнообразие  мотивов. Критерий – количество  мотивов.

2) Степень  иерархизации мотивационной сферы. Есть ли структура и какова она (соподчинение мотивов). Ядро личности – структура мотивов.

3) Индивидуальный  профиль мотивационной сферы,  структура в развитии.

Эти параметры  и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием  личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.

1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение  мотивов.

2-е рождение. Самосознание.

Первое  рождение личности происходит у ребенка  в возрасте примерно 3 лет. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая  ситуация – борьба двух равнозначимых побуждений или мотивов, выбор между которыми трудноосуществим (один мотив – будущая награда, конфета, другой мотив – социо-культурный запрет, договоренность со взрослым). Первое рождение личности происходит внутри социального индивида (для ребенка это разделенные отношения со взрослым). Плач ребенка свидетельствует о наличии иерархии мотивов, соподчинении – есть ведущие и подчиненные мотивы. Структура мотивов – ядро личности.

Второе  рождение личности возможно при осознании  своих мотивов, обычно это происходит в подростковом возрасте. Второе рождение – осознание своих мотивов, потому что, осознавая свои мотивы, человек  может изменить их структуру. Мотивационная  сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание  мотивационной сферы, которая сложилась  стихийно.

Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда  возможны изменения, нельзя просто так  сесть и изменить внутренний мир.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом  в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место  различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого  развития отражаются в трех этапах:

1. До  трех лет, когда малыш осознает  наличие других людей.

2.   С трех лет, когда ребенок  осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Информация о работе Периодизация психического развития по Л.С. Выготскому