Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть переговорный процесс, который будет действенным и конструктивным методом устранения противоречий.
Задачи исследования:
- анализ психологической литературы;
- рассмотрение понятия “переговор”:
- характеристика концепций диалога;
- раскрытие условий провидения переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.

Содержание

Введение....................................................................................................................3
1 Теоретические основы в изучении переговорного процесса......................6
1.1 Краткая история развития взглядов на сущность переговорного процесса 6
1.2 Переговоры, виды и функции..........................................................................11
2 Переговорный процесс и его сущность.........................................................16
2.1 Этапы переговорного процесса .......................................................................16
2.2 Условия переговорного процесса .................................................................. 19
Заключение ........................................................................................................... 23
Глоссарий............................................................................................................... 25
Список использованных источников................................................................27
Приложение............................................................................................................

Работа содержит 1 файл

Михайлова Л., Переговорный процесс как способ разрешения конфликта.doc

— 203.00 Кб (Скачать)


Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Узбекистан, г. Ташкент. ООО ARTEHENA

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Социальная психология

Тема

Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Фамилия студента

Михайлова

Имя студента

Лаура

Отчество студента

Сергеевна

№ контракта

24300090701005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение....................................................................................................................3

 

1 Теоретические основы в изучении переговорного процесса......................6

1.1 Краткая история развития взглядов на сущность переговорного процесса  6

1.2 Переговоры, виды и функции..........................................................................11

 

2  Переговорный процесс и его сущность.........................................................16

2.1 Этапы переговорного процесса .......................................................................16

2.2 Условия переговорного процесса .................................................................. 19

 

Заключение ........................................................................................................... 23

 

Глоссарий............................................................................................................... 25

 

Список использованных источников................................................................27

 

Приложение............................................................................................................29

Введение

 

Актуальность изучаемой темы состоит в том, что человеку необходимо разрешить конфликтную ситуацию с минимальными потерями как для себя, так и для окружающих его людей.

Наиболее действенным способов в преодолении разногласий является, переговорный процесс. Он протекают не только в виде беседы и передачи информации, но и виде обязательств и обещаний. Это взаимоотношения между людьми цель которых является достижение совместного решения.

Стороны пытаются добиться желаемого, пойти на определенный компромисс. Процесс разрешения  межличностных отношений может быть организован при следующих условиях:

1)  наличие, как общих интересов, так и противоречащих;

2) достижение определенного понимания или соглашения, более выгодного, чем другие альтернативы;

3)   дискуссия – как поиск взаимно удовлетворяющего решения.

В процессе переговоров преследуются:

                  взаимная договоренность по вопросу, в котором, сталкиваются интересы;

                  достойная выдержка конфронтации, возникающая из-за противоречий, и при этом не разрушающая отношения.

Для этого необходимо:

                   научиться решать проблему;

                   улаживать межличностные контакты;

                   контролировать эмоции и сохранять самообладание.

Цель работы – рассмотреть переговорный процесс, который будет действенным и конструктивным методом устранения противоречий.

Объект  – переговоров процесс.

Предметом – изучения, является переговорный процесс как метод разрешения конфликта.

Задачи исследования:

- анализ психологической литературы;

- рассмотрение понятия “переговор”:

- характеристика концепций диалога;

- раскрытие условий провидения переговорного процесса как способа разрешения конфликтов.

Теоретическим анализом аспекта переговорного процесса, занимались как зарубежные авторы (X. Корнелиус, Дж. Литтерер, Р. Люики, У. Мастенбрук, Г. Райффа, Р. Фишер, Ш. Фэйр, У. Юри, Д. Эртель и др.), так и отечественные (Е. Н. Зарецкая, А. С. Козлов, Ф. А. Кузин, М. М. Лебедева, О. А. Митрошенков, Е. И. Степанов, В. А. Цепцов, А. Н. Чумиков, О.Эрнст и др.).

        Наиболее значимыми в исследованиях политического и социокультурного поведения оказались работы А. В. Глуховой, М. Н. Грачёва, В. И. Добрыниной, Т. Н. Кухтевич, В. А. Лекторского, А. Наумова, Т. В. Павловой, А. С. Панарина, А. И. Пригожина, Б. Риэрдон, А. И. Соловьёва, С. В. Туманова, М. В. Удальцовой, А. Н. Чумикова и других.

Такие авторы как - Д. Диксон, Дж. М. Лэйхифф, Дж. М. Пенроуз, Кр. Сандерс, О. Харджи, А. А. Ивин, В. П. Конецкая, Г. В. Сорина и другие, занимались вопросами о коммуникативных умениях субъектов.

Наиболее значимыми работами авторов в системе управления являются Е. М. Бабосова, А. И. Кравченко, А. И. Пригожина, В. Н. Шаленко, М. В. Удальцовой, Ст. Кэррола, Дж. Риццо, Г. Саймона, Г. Тоси, М. Уилсон, и других.

          Многие исследователи считают, что из-за недостатка информации, у противоборствующих сторон могут возникнуть чувства недоверия и подозрения друг к другу, что может способствовать углублению конфликта. Во избежание негативных последствий, участникам переговоров необходимо договориться о спорных вопросах и  его предмете. В дальнейшем это поможет во многом облегчить напряженную ситуацию.

Основная часть

1 Теоретические основы в изучении переговорного процесса

 

1.1 Краткая история развития взглядов на сущность переговорного процесса

 

Особое значение в нашем динамично меняющемся мире приобретают переговоры.

Их начало было положено в общеевропейской западной культуре диалога, с их главными особенностями и предложениями новых идей. Из глубин философского знания был сформирован дискуссионный процесс со своей многовековой и тысячелетней историй, который в ХХ веке начинает подвергается теоретическим исследованиям.

Четко сконструированные и рационально выстраинные переговоры были представлены в античной философской мысли. Вместе с тем, наиболее ярко классическая дискуссия проявилась, в первую очередь, в истории Европы. Приобретя при этом более выраженный прагматичный и технологичный характер и точную структурную характеристику.  

В России переговорный процесс начал исследоваться позже, чем на Западе. В наше время с одной стороны назрела необходимость, теоретического анализа и философского осмысления, а с другой, взращивание в различных сферах общества как диалоговой, так и диалогической культуры.

Для диагностирования, предупреждения и разрешения множества социальных конфликтов и проблем необходимы, условия таких двух типов как, знания особенностей продуцирования и функционирования.

Западными исследователями в введении диалога  была поставлена проблема в качестве теоретической, включая и ее философский аспект. Они рассматривали ее историю формирования как процесса, роль личности в обсуждениях (Дж.Литтерер и Р. Люки), этической части диалога (Дж. Литере, Р. Люки, Г.Райффа), проблемы принятий решений (Г. Райффа), роль власти на переговорах (Дж. Литер и Р. Люки), и другие.

В западной литературе диалог – часто анализируется в рамках конфликтологии (У. Мастенбрук, У. Хоккер, Дж. Шелленберг), управления организационного (Фр. Лютанс) и организационным (Ст. Кэрролл, Дж. Риццо, Г. Тоси) поведением, а так же менеджмента (Дж. Литер, Р. Люики ).

Схожий круг вопросов исследовался и в отечественной литературе - Е. Н.Зарецкой, А.С Козловым, Ф.А Кузиным, М. М. Лебедевой, О. А. Митрошенковой, Е. И. Степановым, А. Н. Чумиковым, и у другими авторами. На сегодняшний день, существуют работы, в которых переговорный процесс рассматривается, как  объект систематического и системного анализа (М. М Лебедева, О. А. Митрошенкова, А. И Чумиков).

Идея ведения дискуссионного процесса в отечественной литературе, чаще всего обсуждается с прагматической точки зрения, то есть в качестве инструмента в решении каких – либо проблем.

Такие исследователи, как Р. Фишер и У. Юрии рассматривают диалог как “факт повседневной жизни каждого из нас”, как “взаимное общение с целью достижения общего решения”.

У. Мастенбрук выразил схожую точку зрения  на переговорный процесс, который рассматривал не просто как «технологию», применяемую на формальных обсуждениях, а как ежедневно используемый тип поведения; как неотъемлемую часть любой дискуссии и встречи. Взгляды А. Стросса были направлены, на фундаментальный процесс, оказывающий существенное влияние на изменение и развитие социума (“negotiated order” - порядок, устанавливаемый обсуждениями), а не на, возникающий и протекающий процесс между отдельными людьми или группами.

Акцент во многих работах по ведению диалога ставится на социально-психологический аспект (В. А. Цепцов и другие.). Необходимым вместе с этим представляется укрепление философского ракурса и рассмотрение проблемы.

Г. Райфф исследовал вопрос о роли и месте обсуждения в принятии решений. Не смотря на это, данной проблеме все еще уделялось недостаточное внимание. Феномен переговорной культуры так же остается практический не исследованным (исключение является работа “Политическое урегулирование”  М. М. Лебедевой).

М. М. Лебедева среди определений  понятия “дискуссионный процесс”  выделяет те его характеристики, которые представлены в ее работе “Политическое урегулирование конфликтов”. Хотя ею анализируется диалог применительно к политической жизни общества, так же выделяются те особенности, которые можно встретить и в различных социальных кругах.

Взгляды Лебедевой на “ведение переговоров”, от других типов взаимодействия, не зависимо проходят они в условиях партнерских отношений или в условиях конфликтной среды, выглядит таким образом:

o        частичное расхождение или совпадение интересов между сторонами;

o        взаимозависимость между оппонентами;

o        этапы неоднородности обсуждения, каждый из которых отличается своими особенностями;

o        само общение;

o        существование барьера, который необходимо преодолеть совместными усилиями;

o        обсуждения могут считаться переговорами только тогда, когда они ориентированы на обоюдное преодоление преград.

На ряду, с этим можно отметить, что в действительности целью диалога не всегда является совместное решение проблемы. На протяжении всей нашей жизни мы общаемся, обмениваемся обещаниями и обязательствами и, в зависимости от конкретной области можно выделить различные его типы:

      управление международными делами – дипломатическая процедура.

      торговый процесс (bargaining progress).

      обмен идеями, взглядами, мнениями, информацией и предложениями – структурализованный процесс (прямое общение оппонентов).

Переговоры в социальной психологии  рассматриваются, как какой – либо процесс, протекающий между двумя или более людьми (группами), которые взаимодействуют и пытаются договориться о взаимных уступках.

Во многих работах по проведению диалога внимание акцентируется на социально – психологическом аспекте, например  В. А. Цепцов “Психология общения для менеджеров” и многие другие. Необходимо укрепление философского направления данной проблемы.

Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликта