Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим элементом любого метода урегулирования конфликта являются переговоры. Без переговоров невозможно разрешение конфликта. Переговоры - наиболее существенное звено в деятельности любого человека, особенно в области урегулирования конфликта. Безусловно, переговоры это не менее древняя наука. Следует полагать, что переговоры термин и само искусство переговоров появились не позднее конфликтологии, а если заглянуть более глубоко, то это две составляющие части одного целого.

Содержание

Введение
1. Характеристика переговоров: сущность, виды и функции
2. Переговоры в конфликтных ситуациях.
3. Психологические условия успеха на переговорах.
3.1 Психологические механизмы и технология переговорного процесса
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Бурка Т.Л..doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     6. Растущие требования. Как только противник в чем-то уступил, тут же предъявляется новое требование.

     7. Оправдание неуступчивости ссылками на объективные обстоятельства.

     8. Возвращение на доработку предложений.

     9. Возвращение к дискуссии может быть применено в двух случаях: для того чтобы избежать принятия соглашений и если для одного из участников действительно какие-то вопросы остались неясными и он вновь предлагает их обсудить.

     10. Двойное толкование. Стороны в результате переговоров выработали соглашение. При этом одна из них «заложила» в формулировки двойной смысл, который не был замечен оппонентом. Затем соглашение трактуется в своих интересах, без его нарушения. Понятно, что подобное поведение может таить вероятность возникновения нового конфликта.

     Заключение

     Итак, переговоры - способ разрешения конфликта, который заключается в использовании приемов для решения проблемы. Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации действий, контроля, отвлечения внимания, пропаганды, а также функция проволочек. В динамике переговоров выделяют период подготовки (решение организационных и содержательных вопросов), ведение переговоров (этапы: уточнение интересов и позиций, обсуждение и согласование позиций, выработка соглашения), анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Психологическими механизмами переговорного процесса являются согласование целей и интересов, стремление к взаимному доверию, обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Технология переговоров включает в себя способы подачи позиции, принципы взаимодействия с оппонентом и тактические приемы. Успех переговоров зависит от ряда психологических условий. Мастерство вести переговоры, как и всякое другое мастерство, приходит с опытом, практикой, умением учиться на ошибках – чужих и собственных, с желанием работать. Но, как известно, опыт бывает не только положительным, но и отрицательным. Такой опыт, наверное, скорее мешает, чем помогает. Нельзя руководствоваться только тем, что можно отвергать, что нельзя. Умение использовать во благо все, в том числе и то, что опасно и рискованно - величайшая наука, которую постиг человек. Также как говорилось в курсовой работе, большое внимание должно уделяться подготовке переговоров, неоднократно обдумать детали до мелочей. Если переговоры ведутся экспромтом, может сложиться самая непредсказуемая ситуация и в этом случае надо быть предельно внимательным и корректным в отношении собеседника.

     У древних мудрецов было хорошее правило  ведения беседы: после окончания  высказывания одного, второй повторял его мысль с вопросом — правильно ли он понял это высказывание. В простой беседе это не всегда необходимо, но в серьезном разговоре помогает его эффективности. Помогают взаимопониманию компетентность, умение логично и убедительно, темпераментно и заинтересованно высказывать свои мысли, открыто проявлять теплое и доброжелательное отношение к собеседнику. Понятные и доступные высказывания, контроль правильного понимания собеседником: необходимо смотреть собеседнику в глаза, выдерживать дружелюбный тон, мимику, жестикуляцию. Хорошему коллективу свойственно открытое выражение чувств, способность делиться радостями и печалями.

     Глоссарий

  1. Переговоры
Процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон.
  1. Интерес
Эмоционально  окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
  1. Деловая беседа
Специфическая форма контактов между людьми, имеющими полномочия от своих организаций, в ходе которой происходит обмен  мнениями и целенаправленное обсуждение конкретной проблемы с целью поиска взаимовыгодного варианта решения.
  1. Позиционирование
Создание и  поддержание понятного клиентам образа, имиджа
  1. Проблемная ситуация
(от греч. problema задача, задание и лат. situatio положение) 1) содержащее противоречие и не  имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
  1. Тактика переговоров
Заранее разработанная последовательность ведения переговоров с изложением обоснованных аргументов, направленная на достижение поставленной цели.

Управление конфликтами

целенаправленное  воздействие: - на устранение или минимизации  причин, породивших конфликт; и/или - на коррекцию поведения участников конфликта. Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

  1. Эмоциональность
Характеристика  личности, проявляющаяся в частоте  возникновения разнообразных эмоций и чувств.
Ценностные  ориентации То, что человек  особенно ценит в жизни, чему он придает  особый, позитивный жизненный смысл.
Убежденность Уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и  фактами.
Схема мышления Система понятий или логика рассуждений, привычно применяемых человеком при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.
Сотрудничество Стремление  человека к согласованной, слаженной  работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. (Противоположно соперничеству.)
Конфликт (от лат. - conflictus, столкновение) - высшая степень развития  разногласий в системе отношений  людей, социальных групп, социальных  институтов, общества в целом,  характеризующаяся противоборством,  приводящим к устранению этих  противоречий".
Конфликтология  междисциплинарная  область знаний, в разработку  которой внесли свой вклад  социология, психология, философия,  политология, а также различные  сферы практической деятельности  человека.
Источники конфликтов стечение неблагоприятных  жизненных обстоятельств, воздействующих на поведение людей, проблемы трудовой мотивации, обрывы в коммуникативных связях, различия в темпераменте и характере, возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях и т.п.
Компромисс вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся  расхождений и поля проблем.
Завершение  конфликта устранение  объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.
Конфликтная ситуация исходное положение, основа конфликта, порождаемая накоплением  и обострением противоречий в  системе социальных связей, групповом  поведении, межличностных отношениях.

     Список  использованных источников

1. Андреев В.В. Тренинги переговорной деятельности
2. Аллахвердова  О. В. и др. Конфликтология. - СПб.: Лань. 1999.
3. Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ.1999.
4. Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций. - М.: Феликс, 1992;
5. Бабосов Е.М. Конфликтология. - Киев, 1997. - 426с.
6. Бородкин Ф.М., Корняк Н.М. Внимание: конфликт. - Н-к.: 1989. - 92с.
7. Гибсон Д.Г., Иванцевич Д., Донелли Д.Х.-мл. Организации, поведение, структура, процессы. - М., 2000. – 459с.
8. Латынов B.B. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон //Иностр. Психология.- 1993. Т. 1. - №2.- С. 87 -93.
9. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. - М.: Экономика, 1993 - 156 с.
10. Нергеш Я. Поле битвы - стол переговоров. - М.: Международные отношения, 1989.  264 с.
11. Ниренберг Дж. Гений переговоров. - М., 1997. - 341с.
12. Конфликты в  современной России / Пол ред. Е. И. Степанова - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
13. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать  конфликты. -  М.: Стрингер. 1992.
14. Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Т. В. Кутасовой. -  М.: Международная педагогическая академия. 1994.
15. Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: Институт практической психологии. 1996.
16. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — СПб: ВИС. 1994
17. Мастенбрук  В. Переговоры. — Калуга. 1993

Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов