Педагогическая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.

Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

Задачи:

1)Раскрыть понятие и сущность педагогики

2)Выделить практические аспекты педагогических технологий

3)Раскрыть структуру характеристик

Объект: современно образовательные технологии.

Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.

Содержание

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.

Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

Задачи:

1)Раскрыть понятие и сущность педагогики

2)Выделить практические аспекты педагогических технологий

3)Раскрыть структуру характеристик

Объект: современно образовательные технологии.

Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      - управлению  самостоятельной работой всех  учащихся;

      - работе  с отдельными школьниками —  индивидуально;

      - осуществлению  учета и реализации индивидуальных  особенностей и возможностей  детей;

      - максимальному  включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

      В  самой структуре технологии предусмотрена  возможность ее поэтапного внедрения  в учебный процесс.

      Первый  этап технологии начинается с  изменения структуры урока. На  объяснение нового материала  отводится незначительная часть времени (5-7 мин.). Затем учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит его выполнить в классе. Сам учитель в это время осуществляет индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно основное время урока! Учитель наблюдает за работой всех учащихся и работает в это время с отдельными учениками. Схематически это изображается так:

      Учитель  обучает всех учащихся

     Учитель работает индивидуально

      Учащиеся  работают самостоятельно

      В  конце урока учитель обходит  всех учащихся, оценивает их достижения, высокие результаты выполнения  оценивает вслух с целью формирования  веры у учеников в свои силы  и возможности.

      На  первом этапе учитель учит  всевозможным приемам самостоятельной  работы. Для индивидуальной работы  учащихся он готовит многоуровневые  задания по объему и степени  сложности. Ученик имеет право  самостоятельного выбора задания.

      Адаптивная  технология позволяет варьировать обучение, создавать новые структуры уроков. Учащимся дается возможность на каждом последующем уроке продолжать свою деятельность. При этом учитывается влияние индивидуализированных особенностей и условий протекания этой деятельности.

      Кроме  обучения, в частности объяснений, демонстраций и работы в индивидуальном  режиме, учитель осуществляет включенный  в самостоятельную работу контроль  и работает индивидуально, отключая  учащихся от самостоятельной  работы по очереди. При такой  структуре урока учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем; индивидуально; самостоятельно под его руководством. Вот один из вариантов структуры урока: учитель работает со всеми (или всем классом), дает самостоятельную работу, в нее включен и контроль, работают индивидуально.

      На  втором этапе организуется взаимоконтроль  учащихся. При этом экономится  время, есть помощь учителю.  Учащиеся обмениваются тетрадями  с сидящим рядом или слушают  друг друга. У них есть инструк-ции  по проверке и учету ошибок и т.п.

      Материалы  для самостоятельной работы сопровождаются  пояснениями, образцами, чем достигается  надежность системы взаимоконтроля.

      В  целях максимального использования  времени на уроке для устной  самостоятельной работы организуется работа в статических (сидящие за одной партой), динамических (объединяются в группу сидящие за соседними партами, каждый из них работает с каждым) и вариационных парах (вариационная пара включает 4 человека, здесь каждый работает то с одним, то с другим).

      Всем  этим обеспечивается разнообразие  видов работ, возможностей реализовать  свои силы, утвердить себя, проявить  инициативу, находчивость, гибкость  мысли. При организации такой  работы учитываются желания учащихся. Учитель выступает организатором,  готовит соответствующие задания, привлекает к этой работе детей, а также активно включается сам в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра и т.п.

      В  адаптивной технологии самостоятельная  работа учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Индивидуализация обучения направлена на развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения добывать знания, решать проблемные ситуации, проявлять свое творчество при выполнении заданий.

      Индивидуальная  работа может быть организована в двух вариантах: первый вариант — учащиеся приступают к самостоятельной работе, учитель начинает обход всех учащихся в классе (оказывает помощь, советует, отмечает успехи); но может быть и другой вариант— начинается включенный контроль, в процессе которого выявляется уровень самостоятельности, ход взаимоконтроля, часть учащихся оценивается, осуществляется помощь в выполнении дифференцированных заданий.

      Для  учащихся создается благоприятный  психологический микроклимат: ошибки  учащихся не выносятся на всеобщее рассмотрение, обсуждаются вполголоса, чтобы не слышали другие. Оценка успехов, достижений сообщается всему классу.

      Третий  этап технологии предусматривает  обособленную самостоятельную работу (чтение, письмо, решение задач, выполнение практических и лабораторных заданий) и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы. В них включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитаные на определенный период времени (четверть). Каждый учащийся вправе решать задания, двигаясь от легких к сложным.

      Этот  этап связан с переходом к  непрерывному управлению при  помощи сетевого плана и графика  самоучета. Полный переход к  адаптивной технологии связан  с переходом к непрерывному  управлению всей системой работы учащихся при помощи сетевого плана. Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. В графике самоучета оперативного задания развертываются по их количеству. Это помогает осуществлять сплошной контроль результатов всех видов самостоятельной работы.

      Комплексный  блок контроля включает, наряду  с контролем учителя, самоконтроль  опосредованный (технические средства  контроля, безмашинные контрольные программы), самоконтроль (внутренний) и взаимоконтроль (условно-машинный или свободный).

      Контроль  учителя, включенный в самостоятельную  работу учащихся, ориентирован на  помощь им в формировании умения  работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля учитель оценивает творческую деятельность учащихся в момент ее проявления или по ее результатам.

      В  условиях адаптивной системы  обучения (АСО) обучение — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умений добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

      Умение  самостоятельно работать— это  то, чему ученик должен научиться  в школе. Основным признаком  АСО является резкое увеличение  времени на самостоятельную работу  на уроке и, как следствие  этого, нормализация загруженности  учащихся домашней самостоятельной работой.

     2.2 Коллективный  способ обучения 

В современной социокультурной  ситуации особенно востребованными  оказались идеи самоорганизации, саморазвития, самоопределения, самореализации и  самоактуализации, что определило появление  личностно ориентированной парадигмы образования, основными характеристиками которой становятся иная целевая направленность образования и позиции участников образовательного процесса. Ученик становится субъектом учебного процесса, реализует свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а учитель – организатор, координатор деятельности учеников.

Учебная деятельность коллектива по своей природе и  представляет собой систему социальноорганизуемых  взаимомоделей, отношений, общения. Совместная деятельность в коллективе самих учащихся является исходной формой индивидуальной учебной деятельности, а равноправное взаимодействие со сверстниками обуславливает владение ими такими действиями, как целеполагание, планирование, контроль и оценка, без которых невозможно учение.

Решение исходной проблемы практики образования – включение  каждого ребенка в учебный  процесс.

Коллективная форма  обучения означает такую организацию  обучения, при которой все участники  работают друг с другом в парах  и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания  различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие  виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных  и разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

Обучающиеся реализуют  разные цели, изучают разные фрагменты  учебного материала, разными способами  и средствами, за разное время;

Разные ученики  осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

Наличие сводных  учебных групп как мест пересечения  разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая  и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс  обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы самостоятельно изучают тему, обучают товарища.

Особенностью КСО  является то, что оценка (отметка) открытая (учащиеся имеют возможность изучать  каждую тему на разном уровне усвоения).

Практический опыт применения КСО позволяет выделить следующие его преимущества:

В результате постоянного  повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

В процессе постоянной, активной деятельности развиваются  навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

Каждый чувствует  себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

Повышается ответственность  не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Обсуждение одной  информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных  связей, а значит обеспечивает более  прочное усвоение.

В заключении, следует  отметить, что успешность социализации учащихся общеобразовательной школы, опосредованная особенностями образовательного пространства, педагогически организованной социальной средой, а именно, включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развить у них такие ценностные и социально значимые отношения, которые в относительно близком будущем станут внутренним, духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности.2.3 Групповое обучение

«Общественный контакт  вызывает своеобразное возбуждение  жизненной энергии людей,  результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий.»

К. Маркс

К групповым способам обучения можно отнести:

-классно урочную  организацию;

-лекционно-семинарскую  систему;

-Формы дифференциации  учебного процесса;

-дидактические игры;

-метод проектов и др.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: все уровни

По основному фактору  развития: социогенная

По концепции усвоения: приспосабливающаяся

По характеру содержания: проникающая

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

Информация о работе Педагогическая технология