Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.
Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.
Задачи:
1)Раскрыть понятие и сущность педагогики
2)Выделить практические аспекты педагогических технологий
3)Раскрыть структуру характеристик
Объект: современно образовательные технологии.
Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.
Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.
Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.
Задачи:
1)Раскрыть понятие и сущность педагогики
2)Выделить практические аспекты педагогических технологий
3)Раскрыть структуру характеристик
Объект: современно образовательные технологии.
Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.
Таким образом, в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации проекта педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других. Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
1.1.2.Структурные характеристики педагогических технологий.
В педагогическую науку
и практику входят и получают свое
развитие педагогические технологии.
В источниках научного и публицистического
характера предпринимаются
Изучение
этой проблемы как зарубежными,
В
нашем случае рассмотрим
Первый
уровень— педагогическая
Второй уровень — обобщенные (теоретические) педагогические технологии воспитания, обучения, общения.
Третий уровень— конкретные (прикладные) педагогические технологии, непосредственно применяемые в учебном процессе. В структуре этого уровня можно выделить подуровни, выражающие:
—
количество технологических
— степень технологичности;
— сложность технологичности;
—
гибкость и мобильность
Для обобщенных педагогических технологий характерно глубокое психолого-педагогическое обоснование педагогической системы деятельности педагога и учащихся. Например, в основу системы проблемного обучения положены психология мыслительной деятельности и мотивация при постановке и разрешении учебных противоречий; в основу системы формирования познавательных интересов заложено психолого-педагогическое рассмотрение рефлекса И.П. Павлова “Что такое?” и деятельностная концепция развития человека.
Применение
обобщенных педагогических
Наполняясь
разноаспектным конкретным
Обилие
нерешенных педагогических
1.2Классификации педагогических технологий
В зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);
технологические способы,
которые требуют
технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Г. К. Селевко, рассматривая педагогическую технологию и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дает следующую классификацию педагогических технологий:
По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.
По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
По характеру содержания
и структуры: обучающие и воспитывающие,
светские и религиозные, общеобразовательные
и профессионально
По организационным
формам: классно-урочные и
По типу организации и управления познавательной деятельностью (по В.П.Беспалько): классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное), обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное), система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное), обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа, система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения, компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное), система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение, «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. Различают также комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классическая классно-урочная система Я.Л Коменского (лекционный способ + самостоятельная работа с книгой), современное традиционное обучения (классическая система + технические средства), групповые и дифференцированные способы обучения (система малых групп + репетитор), программированное обучение (программное управление с частичным использованием всех остальных видов).
По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.
Выводы:
В своей работе мы
будем рассматривать
Как мы успели уже заметить ,понятие технология имеет широкий круг определений. Определение Ожегова имеет наиболее подходящее толкование для понятия педагогическая технология. И мы постараемся рассмотреть суть исходя из данного определения.
Глава 2 Практические
аспекты организации
Выделим основные технологии:
2.1 Адаптивная технология обучения
Адаптивная
технология обучения
- при
опросе отдельных учащихся
- при
проверке тетрадей — большая
трата времени, а ученика
- безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
- регулярная
самостоятельная работа не
- низкая
контролируемость результатов
- плохая обратная связь;
- сплошной
контроль (письменные задания)
- нет
достаточной возможности
- дифференцированные
задания определяются на
- эффективность
индивидуальной работы
- психологически
не всегда оправдано
- нежелательная
работа со слабыми учениками
после уроков (усиливают перегрузки,
а если ученик больной? Или
у него ослабленное здоровье……)
- ежедневные перегрузки учителя;
- не
все выполняют домашнее
Цель
технологии заключается в
Основная
сущность технологии