Педагогическая технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.

Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

Задачи:

1)Раскрыть понятие и сущность педагогики

2)Выделить практические аспекты педагогических технологий

3)Раскрыть структуру характеристик

Объект: современно образовательные технологии.

Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.

Содержание

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.

Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время находятся на этапе развития и объединения в единую научную дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

Задачи:

1)Раскрыть понятие и сущность педагогики

2)Выделить практические аспекты педагогических технологий

3)Раскрыть структуру характеристик

Объект: современно образовательные технологии.

Предмет: образовательные технологии на основе эффективности организации обучения.

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Введение

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор  характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения  с детьми, производимый в целях  максимального развития личности как  субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Слово “технология” применительно к воспитанию вошло  в лексикон педагогической науки  тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия  на личность ребенка. В энциклопедическом  словаре дается такое определение  технологии: “ …Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ”.

Между тем это  слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос – искусство, мастерство, логос – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально  значимых умений педагогов по организации  воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Одним из новых для  педагогики является понятие «технологии», часто встречающиеся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).

Появление этого термина из сферы информационных технологий и направления исследований в педагогике не является случайностью.

Распространение термина  «технологии» в сфере образования  имеет под собой серьезные  объективные причины.

В любой сфере  деятельности человека создание и широкое использование технологий ведет к усилению возможностей и повышению потенциала данной сферы, а также к опосредованному развитию других смежных сфер человеческой деятельности. Педагогика не является исключением.

Цель данной работы – раскрыть сущность и особенности современной образовательной технологии на основе эффективности организации.

Актуальность работы состоит в том, что педагогические технологии в настоящее время  находятся на этапе развития и  объединения в единую научную  дисциплину, поэтому вопрос о раскрытии сущности педагогической технологи, определении ее основных признаков и элементов является для нас интересным.

Задачи:

1)Раскрыть понятие  и сущность педагогики

2)Выделить практические  аспекты педагогических технологий

3)Раскрыть структуру характеристик

Объект: современно образовательные технологии.

Предмет: образовательные  технологии на основе эффективности  организации обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Общие вопросы  организации и сущности педагогических технологий.

    1. Педагогические технологии.

    1.1.1Определение,сущность  педагогическая технология.

Педагогические технологии – качественно новая ступень  в развитии «производственного аппарата»  педагогики. Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) имеет множество трактовок.

Исторически понятие  «технология» возникло в связи с  техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Остановимся на некоторых из них.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: технология – это «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» [16, с.1338].

В толковом словаре живого великорусского языка В.Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[3, c 404].

В толковом словаре  С.И.Ожегова технология рассматривается  как совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких – либо проблем» [8, с.708].

Содержание понятия  «технология» раскрывается и уточняется в зависимости от области человеческой деятельности.

Технология –  это не просто совокупность методов, все они направлены на получение  конкретной продукции.

С этой точки зрения С.А.Смирнов останавливается на более точном определении, отражающем суть процесса, которое дается в учебнике «Основы менеджмента» М.Х.Мельсон, ср.:

«Под технологией  подразумевается любое средство преобразования исходных материалов –  будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [10, с.247].

Таким образом, подчеркивает Смирнов, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [10, с.247].

Научно – технический  прогресс к концу XX века обусловил  технологизацию не только многочисленных отраслей производства, он неумолимо  вторгся в сферу культуры, гуманитарных областей знаний.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Появляются новые  технические, аудиовизуальные средства с присущими им новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.

Все созданные и  используемые сегодня технологии разделяются  на два вида: промышленные и социальные.

К промышленным технологиям  относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина) или полученных из него полуфабрикатов (готовый металл, прокат, детали изделий и т.п.).

Социальной технологией  называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает  человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств).

Современное понятие  «технология» является содержательным обобщением и имеет три основных аспекта:

· научный – технология является научно разработанным решением определенной проблемы, основывающимся на достижениях психолого – педагогической теории и передовой практики;

· формально –  описательный – технология – это  модель, описание целей, содержания методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов;

· процессуально  – действенный – технология есть сам процесс осуществления деятельности, последовательность и порядок функционирования и изменения всех его компонентов, в том числе объектов и субъектов деятельности.

Таким образом, технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе, решения какой  – либо производственной или социальной проблемы.

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса  в различные области теоретической  и практической деятельности. Нужно  отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, педагогический процесс как технологический.

Любая деятельность, отмечает В. П. Беспалько, может быть либо технологией, либо искусством. Искусство  основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии [1].

Массовое внедрение  педагогических технологий исследователи  относят к началу 1960-х гг. и  связывают его с реформированием  вначале американской, а затем  и европейской школы. К наиболее известным авторам современных  педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хам-блин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А. Г. Ривина, Л.Н.Ланда, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время  педагогические технологии рассматриваются  как один из видов человековедческих  технологий и базируются на теориях  психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента [19].

Первоначально многие педагоги не делали различий между  технологией обучения, обучающей  технологией и педагогической технологией. Термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

• возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

• возможность свободного выбора педагогических технологий в  соответствии с целями, возможностями  и условиями взаимосвязанной  деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Имеются подходы, несколько  сужающие понятие педагогической технологии, низводящие ее до "искусства прикосновения к личности", научно обоснованного воздействия на ребенка в контексте ее взаимодействия с окружающим миром (Н. Е. Щуркова и др.).

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

• технология разрабатывается  под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая  цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает  взаимосвязанную деятельность учителя  и учащихся на договорной основе с  учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной  стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне  зависимости от их содержания и временных  рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.

Информация о работе Педагогическая технология