Педагогическая психология

Автор: Наталья Сухина, 13 Ноября 2010 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

психологические особенности организации самовоспитания.

Работа содержит 1 файл

Контрольная педагогическая психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Результатом такой обработки текста должно быть не только составление (мысленно или на бумаге) плана его, но и выделение в нём наиболее существенного, того, что надо запомнить в первую очередь; остальное должно временно отодвигаться на задний план и заучиваться лишь после того, как прочно усвоен основной смысловой каркас текста.

     Таким образом, первый этап заучивания —  не простое чтение текста, а специальная  обработка его. Этим объясняется, что  огромное большинство людей лучше  запоминают, когда имеют возможность  сами читать текст, чем когда слушают  чужое чтение: при слушании невозможно производить эту обработку, и человек вынужден ограничиваться пассивным восприятием.

     Когда произведено изучение текста, надо переходить ко второму этапу, который  должен состоять в попытках воспроизводить текст, чередующихся с повторными чтениями этого текста. Учим ли мы наизусть стихотворение, или перед нами стоит задача усвоить какой-либо учебный материал, не требующий дословного запоминания (например, при работе по учебнику истории, литературы), всё равно надо как можно раньше начинать попытки воспроизводить текст. Непроизводительный способ заучивания — ограничиваться только чтением до тех пор, пока не возникнет уверенность в том, что текст выучен.

     Польза  таких попыток воспроизведения  заключается, во-первых, в том, что  они с необходимостью требуют внутренней активности и в сильнейшей степени мобилизуют внимание. Простое перечитывание того же текста легко может превратиться в действие механическое, тогда как нельзя механически и невнимательно воспроизводить то, что ещё не вполне знаешь.

     Во-вторых, слова стихотворения, которые мне удалось с известным напряжением припомнить, или собственные формулировки, сделанные при попытках воспроизвести содержание текста, запоминаются гораздо прочнее, чем то, что я просто прочёл.

     После каждой попытки воспроизведения нужно сейчас же обращаться к тексту и снова перечитывать его, устанавливая, какие были допущены ошибки, что было пропущено вовсе и что удалось воспроизвести правильно. Такое перечитывание, преследующее цели активного самоконтроля, сильно отличается от простого повторного чтения, не связанного с попытками воспроизведения.

     После того как материал выучен, т. е. когда  удаётся правильно и полно  воспроизвести его, начинается третий этап — закрепление путём повторений.

     Исследования  памяти показывают, что запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за другом непосредственно, а разделяются более или менее значительными промежутками времени. В одном из исследований оказалось, например, что для выучивания стихотворения потребовалось 16 повторений, если все эти повторения следовали непосредственно одно за другим в один приём, и всего лишь 8 повторений, когда делалось по два повторения в день.

     Эту закономерность можно сформулировать так: распределение повторений во времени  повышает эффективность запоминания.

     Отсюда  следует, что с точки зрения лёгкости и прочности заучивания очень  невыгодна спешная подготовка к  экзаменам или выучивание уроков «в последнюю минуту», так как  в этих случаях никакое распределение  повторений невозможно. 

     3.Выбери свой собственный недостаток и составь программу самовоспитания по устранению этого недостатка. 

     Неорганизованный  человек.

Оценивая  человека организованного, можно сказать, что такому человеку присуще:

  • Пунктуальность
  • Ответственность
  • Развитое внимание и воля
  • Знание норм и правил поведения
  • Соблюдение строгого режима (планирование)
  • Последовательность в действиях и постоянство
  • Трудолюбие
  • Настойчивость
  • Владение собой
  • Оценка своих поступков

       Поэтому, глядя на характеристику человека организованного, могу сказать, что по многим пунктам у меня «пробелы», можно сказать, что я человек неорганизованный.

     Для составления программы самовоспитания мы должны определить, цель, которая мотивировала бы процесс самовоспитания. Без цели не может быть начато ни одно дело, в т.ч. и самовоспитание.

     В нашем случае целью будит являться получение профессии психолога, что в свою очередь обязывает  проводить работу над собой по многим направлениям, а значит заниматься самовоспитанием.

     Теперь, когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, составим программу работы над собой. Я должна провести работу над развитием:

  • Силы воли
  • Усидчивости
  • Юмора
  • Трудолюбия
  • Стойкости
  • Внимательности и воли
  • Сдержанности
  • Планомерных и последовательных действий
  • Самоанализа и самооценки
  • Владения собой
  • Настойчивости
 

      Таким образом, если убедить себя в необходимости  самовоспитания, то процесс формирования личности будет протекать более  эффективно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы: 

    1.  «Искусство быть другим» Леви В.  С-Петербург. изд. Питер 1993
    2. «Организация самовоспитания школьников» Кочетов А.И.
    3. «Психология» Учпедгис, Москва, 1953г. Теплов Б.М.
    4. «Педагогическая психология: учебно-методический комплекс», Новосибирск, НГПУ 2008, Зыбина Л.Н.
    5. «Как заниматься самовоспитанием», Мн., Выш. шк., 1986, Кочетов А.И. 
    6. «Воспитай себя», Мн., Нар. асвета, 1982, Кочетов А.И.

Информация о работе Педагогическая психология