Педагогическая психология

Автор: Наталья Сухина, 13 Ноября 2010 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

психологические особенности организации самовоспитания.

Работа содержит 1 файл

Контрольная педагогическая психология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

     Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.

     В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: человек выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

     Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

     направленность, т.е. мотивы работы над собой.

     содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

     устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

     эффективность в формировании личности (выполняет  функции главные и вспомогательные). 
 

     Заключение 

            Итак, самовоспитание – педагогически  управляемый процесс. Психологическая  и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

     Во–первых это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания..

     Во-вторых, овладение навыками самостоятельной  работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

     В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над  собой. Здесь требуется помощь, чтобы  оценить, насколько объективно судишь о себе, верные ли цели я ставлю и нужные ли приемы выбираю.

     В-четвертых, организация самовоспитания в избранной  деятельности. Это наиболее ответственный  этап при переходе от воспитания к  самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

     В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный  процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и  умеешь работать над собой, когда  оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

     Таким образом, если убедить себя в необходимости  самовоспитания, то процесс формирования личности будет протекать более  эффективно. 
 

     2. Полезно ли механическое  заучивание? Можно  ли считать, что  заучивание наизусть  всегда является механическим?

                        

     Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным.

     При непреднамеренном запоминании мы не ставим себе специальной цели запомнить  и не производим для этого никаких  усилий. Запоминание происходит независимо от нашего намерения, как бы «само собой». Так запоминается главным образом то, что нас живо интересует или вызывает в нас сильное и глубокое чувство. «Я никогда этого не забуду», — говорим мы по поводу какого-нибудь события, произведшего на нас исключительно большое впечатление или имеющего для нас большое значение.

     Значительная  часть ярких жизненных воспоминаний, имеющихся у каждого человека, является результатом непреднамеренного  запоминания. Такие воспоминания могут  быть очень прочными; некоторые непреднамеренно запечатлевшиеся воспоминания детства сохраняются в течение всей жизни.

     Но  как бы ни были ярки и прочны такие  воспоминания, они всё же имеют  эпизодический и случайный характер. Они не могут образовать систематических  знаний в какой бы то ни было области. Всякая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Необходимо преднамеренное, сознательное запоминание.

     Большое практическое значение имеет различение механического и смыслового запоминания.

     Механическое  запоминание основывается главным  образом на закреплении отдельных  связей, ассоциаций.

     Смысловое запоминание характеризуется тем, что при нём главное значение имеют процессы мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен прежде всего понять его, осмыслить его, т. е. найти возможно более глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у человека знаниями. Физиологическую основу смысловой памяти составляет включение вновь образуемых связей в систему уже имеющихся у человека связей.

     Основное  условие механического запоминания  — повторение; основное условие  смыслового запоминания — понимание.

     И механическое, и смысловое запоминание имеют огромное значение в психической жизни человека. При запоминании доказательства геометрической теоремы или анализа исторических событий на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях, например при запоминании номера телефона, номера дома, квартиры и т. п., основная роль принадлежит механическому запоминанию. Но в большинстве тех случаев, когда перед нашей памятью стоят ответственные и более или менее трудные задачи, она должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это сказывается в учебной работе.

     Возьмём в качестве примера заучивание наизусть стихотворения. Совершенно очевидно, что  одним пониманием обойтись при этом нельзя. Чисто смысловое запоминание  дало бы возможность воспроизвести  содержание стихотворения, его основные мысли и образы, но не обеспечило бы знания его наизусть. Последнее требует прочных ассоциаций между словами стихотворения, требует того, чтобы каждое слово стихотворения немедленно вызывало в сознании следующее слово и чтобы это происходило «само собой», без всяких размышлений, соображений и обдумывания.

     Но, с другой стороны, было бы очень неразумно  пытаться заучить стихотворение  с помощью одного лишь механического  запоминания. Специальные опыты  показали, что стихотворение заучивается  гораздо скорее и запоминается гораздо прочнее, чем одинаково длинный ряд бессмысленных слогов: если для заучивания стихотворения, состоящего из 80 слов, требуется 8 повторений, то для заучивания 80 бессмысленных слогов — около 80 повторений, т. е. в 10 раз больше. Причина этого различия заключается в том, что заучивание бессмысленных слогов осуществляется с помощью одного лишь механического запоминания, тогда как при заучивании стихотворения большую роль играет также и смысловое запоминание. И чем больше участие этого последнего, тем легче выучивается стихотворение и тем прочнее оно удерживается в памяти.

     Запоминание собственных имён и всякого рода числовых данных является прежде всего  делом механического запоминания. Но и здесь следует стараться  всякий раз, когда это возможно, привлекать на помощь смысловое запоминание. Рассмотрим с этой точки зрения запоминание хронологических дат. Для многих оно связано с большими трудностями. Происходит это главным образом от неуменья использовать в решении этой задачи смысловое запоминание. Чтобы облегчить себе запоминание хронологии, нужно как можно разнообразнее связывать между собой отдельные даты, используя при этом в качестве исходных точек, или «вех», даты особенно крупных исторических событий, а также «круглые числа»: начало столетия, середину его и т. п.

     Вот несколько примеров такого рода связывания исторических дат. Пушкин родился в 1799 году, т. е. на год раньше начала столетия. Поэтому его возраст всегда на 1 год больше последних двух цифр соответствующей даты: во время Отечественной войны 1812 года ему было 13 лет; «Бориса Годунова» он написал в 1825 году, т. е. двадцати шести лет, и т. д. Гоголь был на 10 лет моложе Пушкина, следовательно, он родился в 1809 году. Лермонтов был на 5 лет моложе Гоголя, следовательно, он родился в 1814 году. Кроме тою, Гоголь родился за 3 года до Отечественной войны 1812 года, а Лермонтов через 2 года после неё.

     Иногда  полезно бывает прибегать и к  более искусственным приёмам  осмысливания чисел, которые надо запомнить: Лермонтов родился в 1814 году, а умер в 1841 году — в обеих датах последние две цифры те же, но порядок их обратный; Тургенев родился в 1818 году — два раза восемнадцать.

     Приёмы  последнего типа называются мнемоническими приёмами, т. е. искусственными приёмами, помогающими запоминанию.

     Всё сказанное до сих пор показывает трудность запоминания на основе одного лишь механического запоминания  и вытекающую отсюда необходимость  возможно шире прибегать к помощи смыслового запоминания.

     Но  не следует забывать и обратного: для прочного запоминания любого материала недостаточно одного лишь смыслового запоминания. Правда, чтобы запомнить на короткий срок какой-нибудь осмысленный текст, иногда бывает достаточно как следует понять его. Но чтобы сделать содержание этого текста прочным достоянием памяти, одного лишь понимания недостаточно; необходимо и повторение.

     Если  запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с  применением определённых приёмов  для наилучшего усвоения знаний, оно  называется заучиванием.

     Сейчас  мы познакомимся с теми условиями, от которых зависит успешность заучивания, с теми приемами, которыми мы пользуемся, чтобы добиться возможно лучшего запоминания.

     Первое  условие успешности заучивания —  установка на запоминание: надо ставить  перед собой задачу запомнить и этой задаче подчинять всю организацию работы. Доказано разнообразными опытами, что, если человек не ставит себе цели запомнить, он может много раз прочесть какой-нибудь текст, не удержав почти ничего в памяти. Но как только он узнает, что «надо запомнить», он более или менее быстро выучивает этот текст.

     Доказано  также, что прочность запоминания  зависит от того, ставит ли себе человек  задачу запомнить надолго или  запомнить на короткий срок. В одном  исследовании учащимся предложили заучить  два одинаковых по трудности отрывка и при этом сказали, что первый отрывок надо будет ответить на следующий день, а второй — через неделю. На самом деле проверку знания обоих отрывков произвели через две недели. Оказалось, что второй отрывок учащиеся воспроизвели значительно лучше; сознание, что его надо запомнить на более долгий срок, обеспечило более прочное запоминание.

     Если  человек ставит себе цель запомнить  что-нибудь «до завтра», прочность  запоминания будет совсем другой, чем в том случае, когда он стремится запомнить «навсегда».

     Другое  важнейшее условие успешности запоминания  — активное отношение к процессу заучивания, которое невозможно без  напряжённого внимания. Для запоминания  полезнее два раза прочесть текст  с полным сосредоточением внимания, чем десять раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-нибудь в состоянии сильного утомления, когда не удаётся как следует сосредоточить внимание, являются напрасной тратой времени.

     Самый плохой и неэкономный способ заучиваний - механически перечитывать текст, который надо заучить, в ожидании, пока он сам запомнится. В противоположность этому разумное и экономное заучивание является активной работой над текстом, при которой используется целый ряд приёмов, ведущих к лучшему запоминанию.

     Первым  этапом этой работы является изучение текста с целью возможно лучше понять его и найти в нём возможно больше опор для смысловой памяти. Для этого надо подвергнуть текст специальной обработке: мысленно разбить его на «смысловые куски» и в каждом таком куске найти «смысловые опорные точки», или «вехи», т. е. отдельные слова, предложения, образы, которые выражают «суть» данного куска, являются как бы его заголовками. Далее нужно установить связи между этими кусками, осознать, почему они располагаются именно в таком, а не в каком-нибудь другом порядке. Результат этой мысленной обработки текста полезно бывает оформить письменно, в виде плана или конспекта. Очень важно, чтобы план этот и с внешней стороны был максимально чётким, ясным и упорядоченным и даже при беглом взгляде на него давал отчётливую схему содержания. Хаотический и беспорядочный вид плана может внести хаос и беспорядок и в запоминаемый материал, а это самое вредное для работы памяти.

Информация о работе Педагогическая психология