Память. Особенности музыкальной памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 02:47, реферат

Описание работы

Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее развитие содействует совершенствованию нашего умения пользоваться синестезией, — важнейшим инструментом мнемоники, состоящим в комбинировании основных пяти чувств ради совершенствования каждого в отдельности и одновременного получения кумулятивного эффекта от их совместной работы на благо совершенствования ментальных способностей, в особенности творческого потенциала и памяти.
Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной энергии и энтузиазма; что двое его детей умерли в раннем возрасте; что его до конца жизни мучила тяжелая болезнь, в течение которой мозг композитора неуклонно разрушался, а он, несмотря на это, продолжал сочинять и изложил в мельчайших деталях природу своего физического упадка и воздействие, которое он произвел, в частности, на его память. Узнав все это, вы более глубоко будете воспринимать его музыку сопереживать композитору, а также узнаете больше об исторической эпохе, в которую он жил и творил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел1. Память.…………………………………………………..…………......5
Виды памяти и их особенности.…………………………………..…..…...5
Особенности памяти …………………………………………..……….......7
Основные процессы и механизмы памяти.…………………. …………...8
Раздел 2. Понятие «Музыкальной памяти»……………………..…………..…9
Виды музыкальной памяти.…..…………… …….………………………..9
Приемы заучивания наизусть……………………………......……….…..10
Основные методы развития музыкальной памяти
по В.И. Муцмахеру……………………………………………………...11
Заключение ………………………...…………………………………………..…12
Список используемой литературы……………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

Память.Особенности памяти музыкантов.docx

— 73.28 Кб (Скачать)

Основные  процессы и механизмы  памяти.

Процессы памяти подчиняются особым закономерностям  и имеют свою специфику:

Запоминаниеэто процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала. Произвольное запоминание и воспроизведение требует от человека волевых усилий.

Сохранениепроцесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт. 

 Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Раздел 2. Понятие «Музыкальной памяти».

     Музыкальной памятью называют «память на музыку», — то есть на музыкально-слуховые, музыкально-зрительные и музыкально-двигательные образы. Она проявляется в способности  формирования, запоминания, узнавания, соотнесения, сохранения этих образов, логики их изменения и развития.

Виды  музыкальной памяти.

     Прежде  всего, разберём виды музыкальной памяти, с которыми приходится иметь дело музыканту. Очевидно, можно говорить о двигательной, эмоциональной, зрительной, слуховой и логической памяти, когда  мы запоминаем музыкальное произведение. В зависимости от индивидуальных способностей, каждый музыкант опирается  на более удобный для него вид  памяти.

Как считает  А.Д. Алексеев «Музыкальная память —  понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти». По его мнению необходимо, «чтобы у пианиста были развиты по крайней мере три вида памяти — слуховая, служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, логическая — связанная с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора и двигательная — крайне важная для исполнителя-инструменталиста».

Этой точки  зрения придерживался и С.И. Савшинский, который считал, что «память пианиста комплексная — она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая».

     Английская  исследовательница проблем музыкальной  памяти Л. Маккиннон также считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек — это память уха, глаза, прикосновения и движения». По мнению исследовательницы, «в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать по крайней мере три типа памяти: слуховая, тактильная и моторная. Зрительная память, обычно связанная с ними, лишь дополняет в той или иной степени этот своеобразный квартет».

К настоящему времени  в теории музыкального исполнительства  утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской  памяти является единство слуховых и  моторных компонентов.

Приемы  заучивания наизусть.

     В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения. В соответствии с этими принципами в работе В.И. Муцмахера «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» были разработаны приемы работы по заучиванию музыкального произведения наизусть.

     Смысловая группировка. Сущность приема, как указывает автор, заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Поэтому прием смысловой группировки с полным правом может быть назван приемом смыслового разделения... Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них — такие, как главная, побочная, заключительная партии. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в крупные.

     Выявление смысловых опорных  пунктов. В случае забывания во время исполнения память обращается к опорным пунктам, которые являются как бы включателем очередной серии исполнительских движений. Однако преждевременное «вспоминание» опорных пунктов может отрицательно сказаться на свободе исполнения. Использование приема смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах разучивания вещи. После того, как она уже выучена, следует обращать внимание в первую очередь на передачу целостного художественного образа произведения. Как удачно выразилась Л. Маккиннон, «первая стадия работы состоит в том, чтобы заставить себя делать определенные вещи; последняя — в том, чтобы не мешать вещам делаться самим по себе».

     Смысловое соотнесение. В основе этого приема лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения.

     В случае недостатка музыкально-теоретических  знаний, необходимых для анализа  произведения, рекомендуется обращать внимание на простейшие элементы музыкальной  ткани — интервалы, аккорды, секвенции.

     Оба приема — смысловая группировка  и смысловое соотнесение —  особенно эффективны при запоминании  произведений, написанных в трехчастной  форме и форме сонатного allegro, в которых третья часть подобна первой, а реприза повторяет экспозицию. При этом, как правильно отмечает В.И. Муцмахер, «важно осмыслить и определить, что в идентичном материале совершенно тождественно, а что нет... Пристального внимания требуют к себе имитации, варьированные повторения, модулирующие секвенции и т.п. элементы музыкальной ткани. Ссылаясь на Г.М. Когана, автор подчеркивает, что «когда музыкальная пьеса выучена и «идет» без запинки, возврат к анализу только вредит делу».

Основные  методы развития музыкальной  памяти по В.И. Муцмахеру.

     Одна  из актуальных проблем в процессе обучения — быстрота запоминания  музыкального материала. Она важна  для всех видов деятельности учащихся. Умение быстро заучивать пьесу наизусть становится серьезнейшей проблемой  на уроке, время которого ограничено. Запоминание пьесы осуществляется обычно двумя способами: либо от частного к целому, либо от целого к частному. В первом случае произведение или  фрагмент из него заучивается с начала до конца отдельными отрывками, постепенно каждый следующий отрывок присоединяется к предыдущему, выученному ранее. Но можно учить и иначе: вначале  анализируется весь материал, вычленяются  определенные фразы, предложения, устанавливается  их сходство и различие, составляется схема их распределения в мелодии. Фразы заучиваются отдельно. Объем  этих фраз чаще всего бывает небольшой, поэтому они запоминаются быстрее, чем предложения.  Быстрое заучивание пьесы наизусть позволяет не только рациональнее использовать время урока, но и сохранить пьесу в памяти в дальнейшем. Определяющее значение, как указывает выдающийся психолог А.А. Смирнов, имеет не сам по себе результат запоминания, а мыслительная деятельность во время процесса запоминания.

     Специфика восприятия музыкального материала  состоит в том, что люди с натренированным  ухом одновременно слышат несколько  линий: ритм, звуковысотность, тембр и т. д. Эмоциональное впечатление во время слушания музыкального произведения как бы складывается воедино из множества музыкальных компонентов. В процессе обучения приходится анализировать поочередно сначала одну линию, затем другую и т. д. Такой прием и используется для вычленения и группирования определенных ритмических, звуковысотных и т.п. структур.

«Ах ты, заяц косой» Литовская народная песня

 

                         а                                             а

В мелодии два  одинаковых мотива, учащимся не трудно это установить. Схема распределения  их следующая: а + а. Так как мотивы одинаковые, достаточно запомнить один и повторить его при воспроизведении два раза, после чего мелодия будет выучена наизусть. И ритм, и звуковысотность совпадают, поэтому в данном примере нетрудно установить сходство мотивов. Но в практике чаще встречаются пьесы, в которых имеются изменения в мотивах, либо в ритме, либо в звуковысотности, либо и ритмическом и мелодическом рисунке одновременно.

Схема распределения  ритмических структур в мелодии следующая: а+б+а+б, а звуковысотных — а+б+а+с. Общая схема распределения мотивов будет совпадать со схемой звуковысотности: а+б+а+с. Анализ материала показывает, что запоминать надо не четыре, а три мотива: а, б, с, так как мотив а повторяется. Таким образом облегчается разучивание мелодии наизусть: воспроизводятся три мотива соответственно вычленной схеме, и уже затем пьеса разучивается полностью, что не составляет труда.

Как показали экспериментальные  исследования, анализ музыкального материала  от целого к частям и использование  метода группировки как приема запоминания  успешно влияют на эффективность  процесса обучения.

На прочность  памяти положительно влияют те действия, которые мы совершаем с изучаемым  материалом. Известно, что при разучивании  наизусть трудного музыкального текста сложные в техническом отношении  фрагменты запоминаются лучше, чем  более простые эпизоды. Такие  места приходится по многу раз  повторять, продумывать аппликатуру, в результате чего трудный текст  составляет в памяти более глубокие следы.

     Из  экспериментов, проведенных А.А. Смирновым, следует, что чем больше разнообразных  действий мы сможем предпринять с  выучиваемым материалом, тем больше у нас шансов его быстрее запомнить.

Основными способами  запоминания в современной психологии считаются те, которые связаны  с пониманием заучиваемой информации, нахождением в ней определенной последовательности и логики, выделением смысловых единиц, несущих основную смысловую нагрузку, установлением  межгрупповых связей.

     Большими  возможностями в запоминании  располагает составление плана  заучиваемого. Это проясняет структуру  текста и позволяет охватывать его  сразу и целиком. План разделяет  материал на куски и фрагменты, к  каждому из которых рекомендуется  придумывать свое название, отражающее его содержание. Далее через название частей рекомендуется связывать  весь материал в единую цепь ассоциаций. Рекомендуется объединять отдельные  мысли и предложения в более  крупные смысловые единицы. Процесс запоминания по укрупненным единицам протекает легче, чем по дробным и единичным.

Для активизации  запоминания психологи рекомендуют  активизировать и образную память, связанную с памятью на различные  ощущения. Люди, которые хорошо запоминают текст, включают в процесс запоминания  деятельность не только основного анализатора, но и других.

Большие возможности  для запоминания дают методы заучивания, связанные с предварительным  аутогенным погружением. Это состояние, которое И.П. Павлов называл «фазовым», т. е. находящимся в промежуточной  фазе между сном и бодрствованием. В этом состоянии сильные раздражители вызывают слабую реакцию, а слабые, например, слово — сильную. Поэтому текст, воспринимаемый в момент нахождения в парадоксальной фазе, запоминается много лучше и в большем объеме, чем в обычном состоянии бодрствования. Эксперименты в этой области, проведенные болгарским ученым А. Лозановым, дали новое направление в обучении, получившее название суггестивной педагогики.

Но более  прочное заучивание может быть достигнуто и при обратном варианте условий  — при помехах, которые заставляют учащегося более сильно концентрировать  свое вынимание. В результате этого  в мозге создается более сильный  очаг возбуждения и образующиеся условные связи становятся более прочными.

 

 

Заключение.

     Память  связывает прошлое человека с  его будущим и настоящим и  является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения человека. Без  памяти человек не мог бы развиваться  как полноценная личность. Непроизвольное запоминание – продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания – взаимодействие субъекта с предметами.

Информация о работе Память. Особенности музыкальной памяти