Память. Особенности музыкальной памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 02:47, реферат

Описание работы

Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов чувств, играет важную роль как компонент запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее развитие содействует совершенствованию нашего умения пользоваться синестезией, — важнейшим инструментом мнемоники, состоящим в комбинировании основных пяти чувств ради совершенствования каждого в отдельности и одновременного получения кумулятивного эффекта от их совместной работы на благо совершенствования ментальных способностей, в особенности творческого потенциала и памяти.
Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был известен как человек безудержной энергии и энтузиазма; что двое его детей умерли в раннем возрасте; что его до конца жизни мучила тяжелая болезнь, в течение которой мозг композитора неуклонно разрушался, а он, несмотря на это, продолжал сочинять и изложил в мельчайших деталях природу своего физического упадка и воздействие, которое он произвел, в частности, на его память. Узнав все это, вы более глубоко будете воспринимать его музыку сопереживать композитору, а также узнаете больше об исторической эпохе, в которую он жил и творил.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел1. Память.…………………………………………………..…………......5
Виды памяти и их особенности.…………………………………..…..…...5
Особенности памяти …………………………………………..……….......7
Основные процессы и механизмы памяти.…………………. …………...8
Раздел 2. Понятие «Музыкальной памяти»……………………..…………..…9
Виды музыкальной памяти.…..…………… …….………………………..9
Приемы заучивания наизусть……………………………......……….…..10
Основные методы развития музыкальной памяти
по В.И. Муцмахеру……………………………………………………...11
Заключение ………………………...…………………………………………..…12
Список используемой литературы……………………………………………....14

Работа содержит 1 файл

Память.Особенности памяти музыкантов.docx

— 73.28 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный архитектурно-строительный

университет (СИБСТРИН) 

Кафедра социологии,

педагогики  и психологии 
 

Реферат

по дисциплине «Психология»

«Память. Особенности музыкальной памяти. » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2011

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел1. Память.…………………………………………………..…………......5

     Виды  памяти и их особенности.…………………………………..…..…...5

     Особенности памяти …………………………………………..……….......7

     Основные  процессы и механизмы памяти.…………………. …………...8

Раздел 2. Понятие «Музыкальной памяти»……………………..…………..…9

     Виды  музыкальной памяти.…..…………… …….………………………..9

     Приемы  заучивания наизусть……………………………......……….…..10

     Основные  методы развития музыкальной памяти

       по В.И. Муцмахеру……………………………………………………...11

Заключение ………………………...…………………………………………..…12

Список используемой литературы……………………………………………....14

                      
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение.

     Как живописцы запечатлевали «визуальную» историю человеческого рода, так  великие композиторы делали то же самое в отношении его музыкальной  истории. Звук, являющийся объектом восприятия для одного из наших главных органов  чувств, играет важную роль как компонент  запечатлеваемого в памяти образа. Слуховое восприятие же вообще является важной ментальной способностью, и ее развитие содействует совершенствованию нашего умения пользоваться синестезией, — важнейшим инструментом мнемоники, состоящим в комбинировании основных пяти чувств ради совершенствования каждого в отдельности и одновременного получения кумулятивного эффекта от их совместной работы на благо совершенствования ментальных способностей, в особенности творческого потенциала и памяти.

Так, если вы услышали по радио, что А. Сметана в начале своей музыкальной карьеры был  известен как человек безудержной  энергии и энтузиазма; что двое его детей умерли в раннем возрасте; что его до конца жизни мучила тяжелая болезнь, в течение которой  мозг композитора неуклонно разрушался, а он, несмотря на это, продолжал  сочинять и изложил в мельчайших деталях природу своего физического  упадка и воздействие, которое он произвел, в частности, на его память. Узнав все это, вы более глубоко  будете воспринимать его музыку сопереживать композитору, а также узнаете  больше об исторической эпохе, в которую  он жил и творил.

Великие творцы, внесшие большой вклад в развитие человечества, оставившие свой след в  истории, часто имели обширную память, отчасти данную от рождения, но чаще — развитую в процессе постоянных упражнений. Историки утверждают, что  многие выдающие полководцы — Юлий Цезарь, Александр Македонский, Александр  Суворов — могли помнить в  лицо и по именам почти всех солдат своих многотысячных армий. Знаменитый античный философ Сенека был способен, по сведениям его современников, п       овторить две тысячи не связанных между собой слов.

     Феноменальная память — почти всегда признак  выдающихся способностей. Такой памятью  среди музыкантов обладали В.А. Моцарт, С.В. Рахманинов,Ф. Лист, которые, прослушав один раз сложнейшее музыкальное произведение, могли сыграть его наизусть.

     Хорошая музыкальная память — это быстрое  запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально  точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания. Гигантской музыкальной памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, А.Т. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, А. Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что большие музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности. «Музыкальная память, как и память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы» (Н.А. Римский – Корсаков).

Этой фаталистичной  точке зрения противостоит другая, согласно которой музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.

     Игра  на память, как известно, расширяет  исполнительские возможности музыканта. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так  свободно, как сыгранный на память», — считал Р.Шуман. 

Раздел 1. Память

     Память  человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Виды памяти и их особенности.

     Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени  сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти. Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная  — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Особенности памяти.

     Во-первых, особенности памяти связаны с  особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью  не все забывают. Это объясняется  тем, что память носит избирательный  характер. То, что соответствует  интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать  память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:

-быстротой запоминания;

-прочностью  сохранения;

-точностью воспроизведения;

-так называемой  готовностью памяти.

Но память может  быть хорошей в одном отношении  и плохой — в другом. Отдельные  качества памяти могут сочетаться по-разному.

-наилучшим является  сочетание быстрого запоминания  с медленным забыванием;

-медленное запоминание  сочетается с медленным забыванием;

-быстрое запоминание  сочетается с быстрым забыванием;

-наиболее низкой  продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием  и быстрым забыванием.

С особенностями  личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная  память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая.

Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, — зрительно, на слух или пользуясь  движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в  зрительном восприятии того, что они  запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы.

Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует  отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.

Информация о работе Память. Особенности музыкальной памяти