Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:09, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Память и ее значение……………………………………………………………4
2.Ассоциации……………………………………………………………………...5
3.Структура памяти…………………………………………………………….....7
4.Роль некоторых факторов………………………………………………………9
5.Основные процессы и механизмы памяти…………………………………...11
6.Запоминание………………………………….………………………………...12
7.Сохранение……………………………………………………………………..15
8.Воспроизведение и узнавание………………………………………………...16
9.Забывание и борьба с ним……………………………………………………..18
10.Память и личность……………………………………………………………21
11.Расстройства памяти………………………………………………………....24
Вывод……………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………...28
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением
и полным забыванием существуют различные
степени воспроизведения и
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3) облегчающая память.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации
2) повторение информации
Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее.
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
Можно предположить очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.
Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления, где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, «забывается» то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное забывание»).
Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.
Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление, называемое ретроградной амнезией. Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.
Забывание также
наступает быстрее при
10.Память и личность
В ходе жизни и деятельности, в зависимости от особенности нервной системы, у человека складываются индивидуальные и типологические особенности памяти.
Индивидуальные особенности памяти
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания,
2) прочностью сохранения,
3) точностью воспроизведения
4) так называемой готовностью памяти.
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1.
Наилучшим является сочетание
быстрого запоминания с
2.
Медленное запоминание
3.
Быстрое запоминание
4.
Наиболее низкой
Типологические особенности памяти
С особенностями
личности, с особенностями деятельности
человека связано преимущественное
формирование одного из видов памяти.
Так, у артистов хорошо развита эмоциональная
память, у композиторов — слуховая,
у художников — зрительная память,
у философов — словесно-
Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным).
Необходимо обратить
внимание на то, что типы памяти следует
отличать от видов памяти. Виды памяти
определяются тем, что мы запоминаем.
А так как любой человек
запоминает все: и движения, и образы,
и чувства, и мысли, — то разные
виды памяти присущи всем людям и
не составляют их индивидуальной особенности.
В то же время тип памяти характеризует
то, как мы запоминаем: зрительно, на
слух или двигательно. Поэтому тип
памяти представляет собой индивидуальную
особенность данного человека. У
всех людей есть все виды памяти,
но каждому человеку присущ какой-либо
определенный тип памяти.Принадлежность
к тому или иному типу в значительной
мере определяется практикой заучивания,
т. е. тем, что именно приходится запоминать
данному человеку и как он приучается
запоминать. Поэтому память определенного
типа может быть развита с помощью
соответствующих упражнений.
11.Расстройства памяти
Память —
одна из самых уязвимых способностей
человека, ее многообразные нарушения
весьма распространены. Индивидуальные
параметры человеческой памяти отличаются
очень большим диапазоном, поэтому
понятие «нормальная память»
достаточно расплывчато. Например, ваши
воспоминания вдруг становятся живее
и резче, детальнее обычного, в
них воспроизводятся самые
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.
Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.
При амнезии
вначале утрачиваются способности
запоминать новую информацию, а затем
последовательно сокращаются
Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.
Выделяют также
нарушения опосредованной памяти, когда
опосредованные способы запоминания,
например рисунки, символы, связанные
с некоей информацией, не помогают,
а затрудняют работу памяти, т. е. подсказка
не помогают в этом случае, а мешают.Если
при полноценном
Интересны факты
обманов памяти, имеющих обычно форму
крайне односторонней избирательности
воспоминаний, ложных воспоминаний и
искажений памяти. Обусловлены они
обычно сильными желаниями, неудовлетворенными
потребностями и влечениями. Искажения
памяти часто связаны с ослаблением
способности различать свое и
чужое, то, что человек переживал
и действительности, и то, о чем
он слышал или читал. При многократном
повторении таких воспоминаний происходит
их полная персонификация, т. е. человек
совершенно естественно и органично
считает своими чужие мысли, идеи,
которые он иногда сам и отвергал,
вспоминает о деталях событий, в
которых никогда не участвовал. Это
показывает, насколько память тесно
связана с воображением, фантазией
и с тем, что иногда называют психологической
реальностью.