Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:09, реферат
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Память и ее значение……………………………………………………………4
2.Ассоциации……………………………………………………………………...5
3.Структура памяти…………………………………………………………….....7
4.Роль некоторых факторов………………………………………………………9
5.Основные процессы и механизмы памяти…………………………………...11
6.Запоминание………………………………….………………………………...12
7.Сохранение……………………………………………………………………..15
8.Воспроизведение и узнавание………………………………………………...16
9.Забывание и борьба с ним……………………………………………………..18
10.Память и личность……………………………………………………………21
11.Расстройства памяти………………………………………………………....24
Вывод……………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………...28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Память и
ее значение…………………………………………………
2.Ассоциации………………………………………………
3.Структура памяти………………………………
4.Роль некоторых факторов………………………………………………………9
5.Основные процессы
и механизмы памяти………………………………
6.Запоминание………………………………….………
7.Сохранение………………………………………………
8.Воспроизведение
и узнавание……………………………………………….
9.Забывание и
борьба с ним………………………………………………
10.Память и
личность…………………………………………………………
11.Расстройства
памяти………………………………………………………...
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Память —
форма психического отражения, заключающаяся
в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта, делающая
возможным его повторное
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов
или процессов реальной действительности,
которые мы воспринимали ранее, а
сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
1.Память и ее значение
Образы предметов
и явлений, которые возникают
в мозгу в результате воздействия
их на анализаторы, не исчезают бесследно
после прекращения этого
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует
уже в акте восприятия, так как
без узнавания восприятие невозможно.
Но память выступает и в качестве
самостоятельного психического процесса,
не связанного с восприятием, когда
предмет воспроизводится в
2.Ассоциации
С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля):
1.
Ассоциация по смежности.
2.
Ассоциация по сходству. Образы
восприятия или определенные
представления вызывают в
3.
Ассоциация по контрасту.
Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.
Существование
ассоциаций связано с тем, что
предметы и явления действительно
запечатлеваются и
Для образования
ассоциации требуются повторения. Иногда
связь возникает с одного раза,
если в коре больших полушарий
мозга возник сильный очаг возбуждения,
облегчающий образование
Для работы мозга
необходимы не только поступление информации,
переработка, но и хранение определенного
запаса ее. В нервной системе хранится
два вида информации: информация, накопленная
в процессе эволюции вида и закрепленная
в безусловных рефлексах, или
инстинктах, и информация, приобретаемая
в индивидуальной жизни организма
в виде условных рефлексов. Соответственно
существует и два рода памяти: память
видовая и память индивидуальная.
3.Структура памяти
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.
Сенсорная память
Как следует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Спеллинг показав, что следы; в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.
Кратковременная память
В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
Кратковременная
память характеризуется не только определенной
длительностью удержания
В случае если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.Емкость. С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок, двадцать семь, десять).Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма.Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножишь 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.
Долговременная память
Именно из тех
нескольких элементов, которые ненадолго
задерживаются в
4.Роль некоторых факторов.
Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в; школе и на радость всей семье пели или читали много раз, когда приходили гости, запоминаются нам навсегда, как и другие события подобного рода.
Точно так же
можно объяснить и удивительную
точность некоторых воспоминаний пожилых
людей. Мы всегда поражаемся долговременной
памяти наших дедов. На самом же деле
то, что они рассказывают - это, как
правило, какие-то достопримечательные
события, часто с очень глубоким
эмоциональным подтекстом. Такие
события столько раз
Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.
Мотивация.
Всегда лучше запоминается то, что хочется
выучить, чем такие вещи, которые для нас
не представляют никакого интереса. Студент,
увлекающийся спортом, зачастую может
назвать имена всех футболистов в некоторых
командах, но порой не способен запомнить
имена трех знаменитых психологов. Точно
так же иные любители музыки знают наизусть
все произведения многих композиторов,
но не могут воспроизвести мотив последней
модной песенки и даже вспомнить, кто ее
поет. По этой же причине в ходе дискуссий
или дебатов легче запоминаются аргументы,
подтверждающие наши собственные идеи,
чем доводы, идущие им вразрез.Мотивация
играет в запоминании и другую роль. Как
показала Зейгарник, мы дольше помним
незавершенное нами дело, чем работу, выполненную
до конца.
Углубление в изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл примеров - как в лекциях, так и в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда студент самостоятельно работает над предметом, устанавливает связи между различными его аспектами или пытается проиллюстрировать какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.