Память и ее значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:09, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Память и ее значение……………………………………………………………4

2.Ассоциации……………………………………………………………………...5

3.Структура памяти…………………………………………………………….....7

4.Роль некоторых факторов………………………………………………………9

5.Основные процессы и механизмы памяти…………………………………...11

6.Запоминание………………………………….………………………………...12

7.Сохранение……………………………………………………………………..15

8.Воспроизведение и узнавание………………………………………………...16

9.Забывание и борьба с ним……………………………………………………..18

10.Память и личность……………………………………………………………21

11.Расстройства памяти………………………………………………………....24

Вывод……………………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

память1.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Память и  ее значение……………………………………………………………4

2.Ассоциации……………………………………………………………………...5

3.Структура памяти…………………………………………………………….....7

4.Роль некоторых  факторов………………………………………………………9

5.Основные процессы  и механизмы памяти…………………………………...11

6.Запоминание………………………………….………………………………...12

7.Сохранение……………………………………………………………………..15

8.Воспроизведение  и узнавание………………………………………………...16

9.Забывание и  борьба с ним……………………………………………………..18

10.Память и  личность……………………………………………………………21

11.Расстройства  памяти………………………………………………………....24

Вывод……………………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Память —  форма психического отражения, заключающаяся  в закреплении, сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память —  основа психической деятельности. Без  нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания  человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов  или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а  сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Память и ее значение

Образы предметов  и явлений, которые возникают  в мозгу в результате воздействия  их на анализаторы, не исчезают бесследно  после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в  виде так называемых представлении  памяти. Представления памяти —  это образы тех предметов или  явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и  осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы  и не так богаты деталями, но они  составляют важный элемент нашего закрепленного  прошлого опыта.

Память —  это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и  воспроизведения.На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение  человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает  глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность  памяти во многом зависит и от волевых  качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями  личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет  ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности.

Память участвует  уже в акте восприятия, так как  без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда  предмет воспроизводится в отсутствие его. 
 
 
 
 
 
 
 

2.Ассоциации

С физиологической  точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые  и сложные. К простым относят  три вида ассоциаций (понятие о  них сложилось еще со времен Аристотеля):

1.     Ассоциация по смежности. Образы  восприятия или какие-либо представления  вызывают те представления, которые  в прошлом переживались одновременно  с ними или непосредственно  вслед за ними.

2.     Ассоциация по сходству. Образы  восприятия или определенные  представления вызывают в нашем  сознании представления, сходные  с ними по каким-либо признакам.

3.     Ассоциация по контрасту. Образы  восприятия или определенные  представления вызывают в нашем  сознании представления в каком-нибудь  отноше­нии противоположные им, контрастирующие с ними.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации —  смысловые. В них связываются  два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой  наших знаний.

Существование ассоциаций связано с тем, что  предметы и явления действительно  запечатлеваются и воспроизводятся  не изолированно друг от друга, а в  связи друг с другом. Воспроизведение  одних влечет за собой воспроизведение  других, что обусловливается реальными  объективными связями предметов  и явлений. Под их воздействием возникают  временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой  запоминания и воспроизведения.

Для образования  ассоциации требуются повторения. Иногда связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий  мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций. Более важным условием для образования  ассоциации является подкрепление на практике, т. е. применение того, что  требуется запомнить в самом  процессе усвоения. Память — это  сохранение информации о сигнале  после того, как действие сигнала  уже прекратилось.В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней  среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. 

Для работы мозга  необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного  запаса ее. В нервной системе хранится два вида информации: информация, накопленная  в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или  инстинктах, и информация, приобретаемая  в индивидуальной жизни организма  в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: память видовая и память индивидуальная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Структура памяти

Большинство психологов признают существование трех уровней  памяти, различающихся по тому, как  долго на каждом из них может сохраняться  информация. В соответствии с этим различают непосредственную или  сенсорную, память, кратковременную  память и долговременную память.

Сенсорная память

Как следует  из ее названия, сенсорная память-это  примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Спеллинг  показав, что следы; в ней сохраняются  лишь очень короткое время - порядка  ¼ секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга  к поступившим сигналам. Если этого  не происходит, то менее чем за секунду  следы стираются и сенсорная  память заполняется сигналами.Частный  случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают  при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

Кратковременная память

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может  в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это  время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов  информации.Длительность. Было установлено, что кратковременная память действует  в течение примерно 20 секунд, за это  время сохраняется очень немного  информации - например, какое-то число  или несколько слогов из трех-четырех  букв.

В случае если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого  промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.Емкость. С 1885 года Эббингауз  ставил сам над собой опыты  с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить  без каких-либо специальных мнемонических  приемов. Оказалось, что емкость  памяти ограничена семью цифрами, семью  буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот сорок, двадцать семь, десять).Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма.Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножишь 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

Долговременная  память

Именно из тех  нескольких элементов, которые ненадолго  задерживаются в кратковременной  памяти, мозг отбирает то, что будет  храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных  нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной  памяти, подразделяются на множества  рубрик, а затем хранятся более  или менее длительное время.Емкость  и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят  от важности для субъекта запоминаемой информации, а  также от способа  ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения. 
 

4.Роль некоторых факторов.

Привычность материала. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения и вообще все то, что было более или менее добровольно выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки или стишки, которые мы выучили в; школе и на радость всей семье пели или читали много раз, когда приходили гости, запоминаются нам навсегда, как и другие события подобного рода.

Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых  людей. Мы всегда поражаемся долговременной памяти наших дедов. На самом же деле то, что они рассказывают - это, как  правило, какие-то достопримечательные  события, часто с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие  события столько раз пересказываются  самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память. Фактически же они представляют собой  лишь очень небольшую часть тех  многих тысяч ситуаций, которыми была полна долголетняя жизнь человека, и которые в большинстве своем  были забыты.

Контекст. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Один и тот же материал, будь то математика или психология легче усваивается при обучении у одного преподавателя, чем у другого.

Мотивация. Всегда лучше запоминается то, что хочется выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Студент, увлекающийся спортом, зачастую может назвать имена всех футболистов в некоторых командах, но порой не способен запомнить имена трех знаменитых психологов. Точно так же иные любители музыки знают наизусть все произведения многих композиторов, но не могут воспроизвести мотив последней модной песенки и даже вспомнить, кто ее поет. По этой же причине в ходе дискуссий или дебатов легче запоминаются аргументы, подтверждающие наши собственные идеи, чем доводы, идущие им вразрез.Мотивация играет в запоминании и другую роль. Как показала Зейгарник, мы дольше помним незавершенное нами дело, чем работу, выполненную до конца. 

Углубление в  изучаемый предмет. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с  какими-то другими фактами в различных  контекстах и под разными углами зрения. В этом и состоит смысл  примеров - как в лекциях, так и  в учебниках. Однако такого рода углубление не может сравниться с тем, когда  студент самостоятельно работает над  предметом, устанавливает связи  между различными его аспектами  или пытается проиллюстрировать  какие-то закономерности и принципы с помощью фактов из повседневной жизни.

Информация о работе Память и ее значение