Память, её особенности и классификация видов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение человеческой памяти, описать её физиологический механизм.

2. Описать методики совершенствования и оценки памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Память, её особенности и классификация видов………………….......5

1.1 Определение памяти и её физиологический механизм…………………….5

1.2 Влияние различных видов деятельности на запоминание………………..10

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека……………………..13

2.1 Основные принципы запоминания новой информации…………………..13

2.2 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы ……………………………………………22

Работа содержит 1 файл

реферат психологии.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

     7. Метод тренировки зрительной  памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или  пейзаж, или на человека в течение  3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте  мысленно этот предмет в деталях,  задавайте себе вопросы по  подробностям этого образа, потом  откройте глаза ни 1 секунду, дополните  образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

     8. Запоминание слов связыванием  их в рассказ.

     Исходные  положения:

  • образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;
  • они должны быть в движении;
  • связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".

     Пример  запоминания логически не связанных  слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух).

     Мы  видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону  доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь  в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в  КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете  у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать  волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает  и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам  очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ  и стягиваете ею волосы. Hо она  не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается  по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и  из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень  жарко, и с Вас льется пот. Очень  хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И  он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых  льется вода. Вам становится холодно  от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку  часов и вырываете ее. Опустившись  на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете  у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

     9. Связка слов через сокращение  образов (метод запоминания).

     Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок  слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.

     10. Оживление (метод запоминания).

     Попробуйте  представить какого-либо зверя, животное. теперь представьте, что он ожил и  начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в  Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к  оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала  с закрытыми глазами, а затем  и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете  предметами.

     11. Взаимодействие с образами (метод  запоминания).

     Возьмите  художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя  себя на месте главного героя или  участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово  в абзаце, представьте его. Подойдите  мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте составлять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

     12. "Перетекание"

     Представьте два предмета (лучше, если потренироваться  на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинаковый цвет, форма, место  расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания  пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться  по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять  слова во время их запоминания  нельзя. Нужно держать в воображении  предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую  часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и  сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть  кожуры (похожесть).

 

      Заключение

 

     В данной работе мы рассмотрели приёмы и средства улучшения памяти,  определили, что такое человеческая память, описали её физиологический механизм, тем самым достигли поставленную цель.

     Память  во многом облегчает обучение, поэтому  нужно заметить, что хорошая память сама по себе является интеллектуальной способностью человека, то память и  интеллект идут параллельно т.к. например словарный запас человека является хорошим показателем высокого интеллекта, поэтому память всё же неотрывна от психических процессов  и в том числе от мышления. Поэтому  можно чётко выявить индивидуальные особенности памяти каждого испытуемого, у одного она лучше другого, но это преимущество во многом определяется тем, по каким видам деятельности занимается данный человек. Один хорошо играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё  же в значительной степени память можно развивать путём систематических  тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации,  которые  помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться  логическая память и скоро достигает  такого уровня, что человек переходит  к преимущественному использования  этого вида памяти, а так же к  произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших  школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.

     С возрастом отношения между памятью  и мышлением меняются. Мышление в  этом возрасте тесно связано с  памятью, мыслить, значит  вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

     Воспитанию  положительных свойств памяти в  значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

     Поэтому будет правильно, если сказать, что  не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно  улучшить с помощью специальных  упражнений, улучшить память можно  благодаря постоянному  заучиванию стихотворений.

     Активное  развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда  не будет необходимости носить с  собой записные книжки.

 

      Список используемой литературы

 
  1. Психология  и педагогика : учебное пособие для вузов / под ред. С.А.Хмелевской.- М. : ПЕР СЭ:Логос, 2002. - 175 c.
  2. Мэйсон , Д. Д. Доктор памяти : забавные и простые методики для улучшения памяти / Д.Д. Мэйсон, С. К. Смит. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 185 с.
  3. Черемошкина, Л. В. Психология памяти : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Л.В. Черемошкина. - М. : Academia, 2002. - 368 c.
  4. Портал психологии. Web: http://www.psychology.ru/
  5. Библиотека по психологии. Web: http://www.koob.ru/

Информация о работе Память, её особенности и классификация видов