Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение человеческой памяти, описать её физиологический механизм.
2. Описать методики совершенствования и оценки памяти.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов………………….......5
1.1 Определение памяти и её физиологический механизм…………………….5
1.2 Влияние различных видов деятельности на запоминание………………..10
Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека……………………..13
2.1 Основные принципы запоминания новой информации…………………..13
2.2 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы ……………………………………………22
Содержание
память физиологический запоминание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов………………….......5
1.1 Определение памяти и её физиологический механизм…………………….5
1.2 Влияние различных видов деятельности на запоминание………………..10
Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека……………………..13
2.1 Основные принципы запоминания новой информации…………………..13
2.2 Приемы
и упражнения для развития памяти, облегчения
процессов
запоминания…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………22
Введение
Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.
Память это основа личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств.
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.
Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой.
Все
впечатления, которые человек получает
об окружающем мире, оставляют определённый
след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека. Такими мнемическими способностями и возможностями, какими обладает человек, не обладает ни одно живое существо в мире.
Более точно и строго память человека можно определить, как психофизиологические и культурные процессы, выполняющим свою функцию запоминания, сохранения и воспроизведения информации, являющиеся для неё основными. Эти функции различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненную информацию. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые напротив, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что когда - то запомнили. У них более сильно развита кратковременная и оперативная виды памяти.
Актуальность
памяти, её развития и совершенствования
не проходит со временем, а лишь возрастает.
Всё большее количество информации
наваливается на современного человека,
из-за больших объёмов всё труднее
становится процесс её усваивания.
Поэтому в психологии память рассматривается
как компонент общих и
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений». Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем.
Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение человеческой памяти, описать её физиологический механизм.
2.
Описать методики
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов
Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.
Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память?
Память
- это психическое свойство человека,
способность, к накоплению, (запоминанию)
хранению, и воспроизведению опыта
и информации. Другое определение, говорит
что память - это способность вспоминать
отдельные переживания из прошлого,
осознавая не только само переживание,
а его место в истории нашей
жизни, его размещение во времени
и пространстве. Память трудно свести
к одному понятию, но подчеркнем, что
это совокупность процессов и
функций, которые расширяют
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта, интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, который состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.
Наиболее
важные черты, неотъемлемые характеристики
памяти, это: длительность, быстрота
(запоминания и
Вопрос о механизмах памяти сложен и его изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология.
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизводный процесс.
Теперь подробнее о каждом процессе:
1.
Запоминание - когда человек воспринимает
предметы и явления, это
2.
Сохранение - когда следы памяти
не исчезают, а фиксируются
в нервных сплетениях, даже после
того как исчезают возбудители,
3.
Воспроизведение - этап вспоминания
или воспроизведения лежит в
основе познавательных
4.
Узнавание - при повторном
восприятии объекта, мозг
5.
Припоминание - наиболее активная
форма воспроизведения. В
Репродукция
или реминисценция - самый сложный
этап, когда в памяти уже конкретно
восстанавливает необходимый
Забывание
- процесс противоположный
Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.
Теория ретроактивного и проактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях. (ретроактивное) Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала.(проактивное забывание)
Информация о работе Память, её особенности и классификация видов