Память, её особенности и классификация видов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является описание приёмов и средств улучшения памяти. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение человеческой памяти, описать её физиологический механизм.

2. Описать методики совершенствования и оценки памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Память, её особенности и классификация видов………………….......5

1.1 Определение памяти и её физиологический механизм…………………….5

1.2 Влияние различных видов деятельности на запоминание………………..10

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека……………………..13

2.1 Основные принципы запоминания новой информации…………………..13

2.2 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы ……………………………………………22

Работа содержит 1 файл

реферат психологии.docx

— 44.19 Кб (Скачать)

     Теория  мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание. (например человек  намеренно забывает о болезненной  информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного  забывания. По мнению Фрейда, когда  человек непроизвольно теряет или  закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных  переживаний.

 

1.2 Влияние  различных видов деятельности  на запоминание 

     Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов  в то время как медленно заучивающие  помнят только 3. Если добавить к характеристике названных групп ещё и то, что  быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что для  оценки качества памяти в целом, применять  какой либо один показатель нельзя. Поэтому необходимо отметить, что  память людей различается по нескольким параметрам: скорости, прочности, длительности, точности, объему заполнения. Все эти  количественные характеристики памяти по существу и качественным различиям.

     Т.е. говоря о людях с хорошей или  плохой памятью, имея в виду общую  недифференцированную характеристику  памяти можно выделить также уровень  развития у каждого человека по ее видам.

     Так, например, словесно – логическая память на знание в речевой форме, логические схемы, математическую символику человека с хорошо развитым этого вида памяти легко запоминает слова идеи, логические конструкции. Запоминаемый материал часто  не вызывает зрительных ассоциаций, такой  человек легко запоминает фамилии, имена и отчества. Но образная идентификация  модели осуществляется с большими усилиями. Словесно-логический вид памяти связан со складом ума человека, склонного  к философским обобщениям и теоретическим  рассуждениям.

     Говоря  об образной памяти на представление  необходимо также подчеркнуть что  её уровень развития неодинаков также  для различных модальностей, т. е  доминирование отдельных видов  памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других не одинаково, также как и их функционирование.

     По  этой причине в положении о  совпадении свойств быстрого заучения и быстрого забывания, а медленного заучивания и медленного забывания  следует внести оговорку. Т.к среди  прочих есть и также, которые медленно заучивают и быстро забывают, и  одаренные с очень хорошей  памятью, быстро заучивают и медленно забывают.

     Иногда  одному человеку, для того чтобы  лучше запомнить материал необходимо его прочесть, т. к. при запоминании  и воспроизведении ему легче  опираться на зрительную память то другому легче опираться на слуховую память и акустические образы.

     Третьему  легче запоминать и воспроизводить движение и ему можно рекомендовать  записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями.

     Чистые  виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных  крайне редки. Чаще всего можно столкнутся c различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной памяти. Типичными их смешениями является: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, слуховая - двигательная. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.

     Наибольшее  развитие у человека обычно достигают  те виды памяти, которые чаще всего  используются. Большой отпечаток  на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например: у учёных отмечается очень хорошая смысловая и  логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актёров и  врачей хорошо развита память на лица.

     Процессы  памяти тесно связаны с особенностями  личности человека,  его эмоциональном  настроем, интересами, потребностями. Они определяют то, что и как  человек запоминает, хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности к запоминаемому  материалу. Отношение определяет избирательный  характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что нам интересно и эмоционально значимо. Существенную роль в запоминании  может играть общее состояние личности в момент запечатления, а также её физическое состояние в целом, доказательством этому служит болезненное нарушение памяти. В таких случаях происходит характерное расстройство памяти, которое в своих особенностях отражает расстройства личности больного.

     Далее говоря о памяти, возникает вопрос, является ли память признаком большого интеллекта. В действительности же есть огромное количество людей, которые  отличаются феноменальной памятью, но не отличаются глубоким интеллектом, т.к. феноменальная память не всегда служит истинным критерием ума.

     Справедливо и другое утверждение совсем не обязательно  быть человеком средних или ниже средних способностей, чтобы обладать феноменальной памятью.

     И все же нужно сказать, что память и интеллект тесно взаимосвязаны, т.к. чем одарённей человек умственно, тем лучше у него память. Так, например, запас слов человека является довольно хорошим показателем, как памяти, так и ума. Известно, что люди с  бедным опытом тяготеют к механическому  запоминанию.

     Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, т.к. обогащает  новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно, классифицируя  запоминать факты и явления. Таким  образом, память нельзя оторвать от других психических процессов, в том  числе и от мышления, с которым  она тесно связана, т. к. в большинстве  случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память.

 

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека

2.1 Основные  принципы запоминания новой информации 

     Информация, поступающая в мозг человека, лучше  запомнится, если установлена связь  между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые  связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой  может быть смысловая связь между  этими явлениями, событиями или  действиями, способствует более прочному запоминанию.

     Метод ассоциации

     Методом ассоциации умело пользовался римский  политический деятель Марк Туллий Цицерон  при подготовке своих блестящих  речей, которые произносил, не пользуясь  никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов  он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с  определенной ситуацией в комнате  и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей  речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки.

     Существует  простейший способ создания собственных  упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует  написать 20 чисел и произвольно  связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной  здесь тренировке запоминания логически  не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением  должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические  способности мозга. Этим методом  можно выработать феноменальную память.

     Запоминание лиц

     Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед  старыми знакомыми, что мы не можем  вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

     Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно  его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у  других людей и пр.

     Запоминание имен

     Первое  условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить  раз - другой, чтобы зафиксировать  в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом  лица, которому оно принадлежит, с  эго характерными приметами и  т.д.

     Общие условия успешного  запоминания

     1. Когда материал интересен для  запоминающего.

     2. Когда у запоминающего есть  уже большой объем знаний в  той области, к которой относится  заучиваемый материал.

     3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания.

     4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации.

     5. Когда при заучивании материала  до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги  обычных размеров), он внимательно  прочитан один - два раза с разбивкой  его на смысловые фрагменты  и затем воспроизводится путем  активных и с подглядыванием  повторений.

     6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество  их, которое требуется для первого  безошибочного воспроизведения. (Со  средней памятью человек может  безошибочно воспроизвести 7-9 слов  сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

     7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

     8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут.

     2.2 Приемы и упражнения для развития  памяти, облегчения процессов запоминания 

     Рассмотрим  некоторые приемы и упражнения для  развития памяти, облегчения запоминания.

     1. Образование смысловых фраз из  начальных букв запоминаемой  информации («Каждый охотник желает  знать, где сидит фазан» —  о последовательности цветов  в спектре: красный, оранжевый  и т. д.).

     2. Ритмизация — перевод информации  в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом  или рифмой.

     3. Запоминание длинных терминов  с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут  похожие по звучанию русские  слова — чтобы запомнить медицинские  термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную  фразу «суп несла и пролила» ).

     4. Нужно находить яркие, необычные  образы, картинки, которые по «методу  связки» соединяют с информацией,  которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук  — запомнить это будет легко,  если вы вообразите их «персонажами»  яркого, фантастического мультфильма,  где стройный франт — «карандаш»  в «очках» подходит к полной  даме «люстре», на которую шаловливо  влезает «стул», на обивке которого  сверкают «звезды». Такой придуманный  мультик забыть или перепутать  трудно. Чтобы повысить эффективность  запоминания по «методу связок»,  полезно сильно искажать пропорции  (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш»  подходит); увеличивать количество  предметов (сотни «звезд»); менять  местами функции предметов («стул»  на даме «люстре»).

     5. Метод Цицерона. Представьте, что  обходите свою комнату, где  вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить,  расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

     6. При запоминании цифр, чисел можно  использовать приемы: а) выявить  арифметическую зависимость между  группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость  89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа  — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 —  первые цифры числа «пи» и  т. д.; в) «метод зацепок» —  замена цифр образами. Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6 — жук, 7 — неделя, 8— паук  и т. д. Можно заменять цифры,  буквами и словами. Например, замена  цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными  буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными  в их названии: 4 — 4,5  Π-6 —  Щ, 7— С, 9-Д.

     Замена  словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 —  В (Вой). 3 —Ρ (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 — Π (Πα), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы). 8 —M (яМа), 9 —  Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19—  АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 ВиВа, 23 — ВаР, ....ЗА — РеПа, ..., 44 — ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа, .... 67 — иШиаС, .... 78 —  СоМ, .„, 84 — МяЧ, .... 93 — ДаР. ..., 99 —  ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.

     Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму» — этот номер Вы. уже не перепутаете.

Информация о работе Память, её особенности и классификация видов