Отношения подростков с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение детско-родительских отношений в подростковых семьях.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать детско-родительские отношения.
3.Экспериментально исследовать отношения младших подростков с родителями.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

       На наш взгляд, причинами, повлекшими  за собой возрастание тревожности  у детей, является то, что:

  • у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
  • ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
  • дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
  • в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Академический Проект, 2001.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 2000.
  3. Гозман, Л. Я. Психологические проблемы семьи / Л. Я. Гозман, Е. И. Шлягина. // Вопросы психологии - 1985. - №2.
  4. Земская, М. Семья и личность : Пер. с польск. Васильева Л. В. / М. Земская. : Из-во «Прогресс», 1986.
  5. Марковская, И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2.
  6. Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М. : Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Нартова-Бочавер, С. : «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. Нартова-Бочавер. // Психол. Журнал. - 1997. - №5.
  8. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : Учебн. для студ. Педвузов / Р. С. Немов. – М. : Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  9. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учебн. Заведений : В 3 кн. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1 : Общие основы психологии.
  10. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учебн. Заведений : В 3 кн. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2 : Психология образования.
  11. Немов, Р. С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учебн. Заведений : В 3 кн. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 3 : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
  12. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л. Ф. Обухова. - М., 1995.
  13. Основы психологии : Практикум / под ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2001.
  14. Психология личности : Словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. – К. : Рута, 2001.
  15. Популярная психология для родителей / под ред. А. С. Спиваковской. - СПб. : СОЮЗ, 1997.
  16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : Учебное пособие / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996.
  17. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. – Мн. : Харвест, 2001.
  18. Филиппова, Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филиппова. // Психологический журнал.1999.Т.20, №5
  19. Фридман, Л. Ф. Психологический справочник учителя / Л.Ф. Фридман, И. Ю. Кулагина.– М. : Изд-во «Совершенство», 1998.
  20. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста, индивидуальные особенности подростков и стили родительских отношений с помощью личностных опросников : пер. с англ. \ Г. Шихи. – СПб. : Ювента, 1999.
  21. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи. / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис - СПб. : Питер, 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                                

                                                                                                             

Диаграмма 1

Условные  обозначения:

            - высокий уровень детско-родительских  отношений (9 детей)

            - средний уровень детско-родительских  отношений (15 детей)

            - низкий уровень  детско-родительских  отношений ( 6 детей) 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

    (А.Я.  ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

    1.Я всегда  сочувствую своему ребёнку.

    2.Я считаю  своим долгом знать всё, что  думает мой ребёнок.

    3.Я уважаю  своего ребёнка.

    4.Мне кажется,  что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

    5.Нужно подольше  держать ребёнка в стороне  от реальных жизненных проблем,  если они его травмируют.

    6.Я испытываю   к ребёнку чувство расположения.

    7.Хорошие родители  ограждают ребёнка от трудностей  жизни.

    8.Мой ребёнок часто неприятен мне.

    9.Я всегда  стараюсь помочь моему ребёнку.

    10.Бывают случаи, когда издевательское отношение  к ребёнку приносит ему большую  пользу.

    11.Я испытываю  досаду по отношению к своему  ребёнку.

    12.Мой ребёнок  ничего не добьётся в жизни.

    13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

    14.Мой ребёнок  часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего  не стоят.

    15.Для своего  возраста мой ребёнок немножко  незрелый.

    16.Мой ребёнок  ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

    17.Мой ребёнок  впитывает в себя всё дурное, как «губка».

    18.Моего ребёнка  трудно научить хорошим манерам  при всём старании.

    19.Ребёнка  следует держать в строгих  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

    20.Я люблю,  когда друзья моего ребёнка  приходят к нам в дом.

    21.Я принимаю  участие в своём ребёнке.

    22.К моему  ребёнку «липнет» всё дурное.

    23.Мой ребёнок  не добьётся ничего в жизни.

    24.Когда в  компании знакомых говорят о  детях, мне немножко стыдно, что  мой ребёнок не такой умный  и способный, как бы мне хотелось.

    25.Я жалею  своего ребёнка.

    26.Когда я  сравниваю своего ребёнка со  сверстниками, они кажутся мне  взрослее и по поведению, и  по суждениям.

    27.Я с удовольствием  провожу с ребёнком всё свободное  время.

    28.Я часто  жалею о том, что мой ребёнок  растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

    29.Я часто  ловлю себя на враждебном отношении  к ребёнку.

    30.Я мечтаю  о том, чтобы мой ребёнок  достиг всего того, что мне  не удалось в жизни.

    31.Родители  должны приспосабливаться к ребёнку,  а не только требовать этого от него.

    32.Я стараюсь  выполнять все просьбы моего  ребёнка.

    33.При принятии  семейных решений следует учитывать  мнение ребёнка.

    34.Я очень  интересуюсь жизнью моего ребёнка.

    35.В конфликте  с ребёнком я часто могу  признать, что он по-своему прав.

    36.Дети рано  узнают, что родители могут ошибаться.

    37.Я всегда  считаюсь с ребёнком.

    38.Я испытываю  к ребёнку дружеские чувства.

    39.Основная  причина капризов моего ребёнка  – эгоизм, упрямство и лень.

    40.Невозможно  нормально отдохнуть, если проводить  отпуск с ребёнком.

    41.Самое главное,  чтобы у ребёнка было спокойное  и беззаботное детство.

    42.Иногда мне  кажется, что мой ребёнок не  способен ни на что хорошее.

    43.Я разделяю  увлечения своего ребёнка.

    44.Мой ребёнок  может вывести из себя кого  угодно.

    45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.

    46.Мой ребёнок  часто раздражает меня.

    47.Воспитание  ребёнка – сплошная нервотрёпка.

    48.Строгая  дисциплина в детстве развивает  сильный характер.

    49.Я не доверяю  своему ребёнку.

    50.За строгое  воспитание дети благодарят потом.

    51.иногда мне  кажется, что ненавижу своего  ребёнка.

    52.В моём  ребёнке больше недостатков, чем  достоинств.

    53.Я разделяю  интересы своего ребёнка.

    54.Мой ребёнок  не в состоянии что-либо сделать  самостоятельно, а если и сделает,  то обязательно не так.

    55.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

    56.Мой ребёнок  нравится мне таким, какой он  есть.

    57.Я тщательно  слежу за состоянием здоровья  моего ребёнка.

    58.Нередко  я восхищаюсь своим ребёнком.

    59.Ребёнок  не должен иметь секретов от  родителей.

    60.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

    61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми  детьми, которые нравятся его  родителям.

Информация о работе Отношения подростков с родителями