Отношения подростков с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение детско-родительских отношений в подростковых семьях.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать детско-родительские отношения.
3.Экспериментально исследовать отношения младших подростков с родителями.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    Введение

    Актуальность  межличностных отношений в семье подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

    Основное  влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно  и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

    Сделана попытка определить механизм связи  между правильными позициями  родителей и нормальным развитием, поведением ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой.

    Если  у детей плохие отношения с  одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.

    Вызывающее  общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

    Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.

    Аспект  семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это  характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет, или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

    Каждый  ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.

    Объектом  исследования являются детско-родительские отношения.

    Предмет исследования работы заключается в изучении отношений младших подростков с родителями.

    Цель  работы: изучение детско-родительских отношений в подростковых семьях.

    Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
  2. Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать детско-родительские отношения.
  3. Экспериментально исследовать отношения младших подростков с родителями.

    Методы  исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследование, направленное на изучение отношений младших подростков с родителями.

    Опытно  экспериментальной базой исследования выступило Муниципальное общеобразовательное  учреждение: « Николаевская средняя  общеобразовательная школа». В эксперименте приняло участие 60 человек: 30 учащихся 5 А класса и 30 родителей. 

 

1 ПОНЯТИЕ О ВЗАИМООТНОШЕНИИ  ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

    1. Семья – особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности
 

      Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.

    Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все  времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и  нет единого определения понятия  «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

      Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.[17]

      В социологии семья рассматривается  как:

-первичная  социальная группа, в которой  начинается и протекает социальная жизнь человека;

-основной  фактор в социализации;

-социальный  институт, регулирующий различные  стороны жизни на основе принципов  и правил, принятых в обществе;

-социальная  система, все члены которой  имеют определённые статус и  роли;

-общность, для которой характерна особая  система межличностных отношений.

    По     мнению     исследователей,      занимающихся      проблемами      семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может  выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.[13]

      Положительное воздействие на  личность ребёнка состоит в  том, что никто, кроме самых  близких для него в семье  людей, не относится к ребёнку  лучше, не любит его так и  не заботится столько о нём.  И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семейное  воспитание – сложная система. Оно  должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:

-гуманность  и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение  детей в жизнедеятельность семьи  как её равноправных участников;

-открытость  и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность  взаимоотношений в семье;

-последовательность  в своих требованиях (не требовать  невозможного);

-оказание  посильной помощи своему ребёнку,  готовность отвечать на вопросы.

    Реализация  этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

    Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.

      Авторитарный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.

    Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.

    Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.[12]

    Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

    По  мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.[21]

    Проблемой влияния родительского отношения  к ребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

    С. Соловейчик считает, что отношения  родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.

    П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.[21]

    В своих исследованиях А.Я. Варга  и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1.«Принятие – отвержение».

     Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой  он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

     Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка  плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.[16]

    Анализ  литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих  родительские отношения, практически  во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

    Таким образом, у нас есть все основания  сделать вывод о том, что взаимоотношения  в семье могут носить разноплановый  характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.    Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Информация о работе Отношения подростков с родителями