Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:00, курсовая работа
Цель работы: изучение детско-родительских отношений в подростковых семьях.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать детско-родительские отношения.
3.Экспериментально исследовать отношения младших подростков с родителями.
Для
нормального развития человека любого
возраста необходимы постоянные, строящиеся
на положительной эмоциональной
основе, открытые и доверительные
взаимоотношения с окружающими
людьми. Для детей это –
Способы разрешения подросткового возрастного межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.
Вызывающее общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.
Однако
кризис может затянуться, и если
с отрицательными симптомами в поведении
не бороться, то, в конечном счете, это
может привести к закреплению в личности
и поведении подростка весьма неприятных
характерологических проявлений, их превращению
в стойкие жизненные привычки.[20]
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
2.1
Изучение особенностей
развития детско-родительских
отношений в семье
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали : рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман).
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами было использовано: тестирование : «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения: « Николаевская средняя общеобразовательная школа». В эксперименте приняло участие 60 человек: 30 учащихся 5 А класса и 30 родителей.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка).
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.
Формативными
особенностями считается
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2. Эмоциональное напряжение и дистанция.
3. Дискомфорт.
4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %).
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов:
1). Кто нарисован на рисунке?
2).Где они находятся?
3).Что они делают?
4).Им весело или скучно? Почему?
5). Где работают или учатся члены семьи?
6).Как в семье распределяются домашние обязанности?
7).Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
8).Кто из них самый несчастный? Почему?
Ответы на эти вопросы позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:
-физическое наказание;
-отсутствие общения с родителями;
-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
-общение
с ребёнком на повышенных
По результатам этого теста
мы можем судить, что далеко
не во всех семьях царит
атмосфера положительных
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены( Приложение 1).
Для
выявления родительского
Цель:
изучить выявление
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ( Приложение 2).
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация». Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.[5]
Проанализировав
ответы родителей, мы получили следующую
картину родительского
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 6 семьях (20 %).
По
результатам этой методики мы видим,
что большинство семей
По результатам проведенных методик (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» и тест «Родительское отношение к детям»), мы выделили 3 уровня детско-родительских отношений в семье.
1).Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
2).Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
3).Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Заключение
В результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Результаты проведенного нами
исследования показали, что средний
и низкий уровни в развитии
детско-родительских отношений