Отношения подростков с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение детско-родительских отношений в подростковых семьях.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2.Подобрать комплекс методик, позволяющих исследовать детско-родительские отношения.
3.Экспериментально исследовать отношения младших подростков с родителями.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать)
align="justify">    Снятию  межличностного конфликта подростка  и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного  уважения. Созданию таких отношений  помогает обращение к подростку, с какими – то либо серьезными проблемами в разных делах. В это время отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение со сверстниками начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить с товарищами.[6]

    Для нормального развития человека любого возраста необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной  основе, открытые и доверительные  взаимоотношения с окружающими  людьми. Для детей это – взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. [4]

    Способы разрешения подросткового возрастного  межличностного конфликта с родителями могут быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители или учителя. Они же в уже возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести себя в отношении подростков более гибко и осмысленно.

    Вызывающее  общественное поведение подростка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего  являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда подросток становится взрослым и у него меняется сознание.

    Однако  кризис может затянуться, и если с отрицательными симптомами в поведении не бороться, то, в конечном счете, это может привести к закреплению в личности и поведении подростка весьма неприятных характерологических проявлений, их превращению в стойкие жизненные привычки.[20] 

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ  РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ОТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

2.1 Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье 

         Методику  исследования составили  две группы методов. Первая  группа методов направлена на  изучение положения ребёнка в  семье.

    При работе с детьми мы использовали : рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман).

    Вторая  группа методов направлена на выявление  знаний родителей о 

ребёнке и изучение родительских отношений  с детьми.

        При работе с родителями нами было использовано: тестирование : «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

        Исследование проводилось на  базе  Муниципального общеобразовательного учреждения: « Николаевская средняя общеобразовательная школа». В эксперименте приняло участие 60 человек: 30 учащихся 5 А класса и 30 родителей.

      Свою работу мы начали с  обследования детей. Для этого  использовали тест Р. Бернса  и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

    Цель:   исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка).

      Методика проведения:

    Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены  были чем-либо заняты.

    Формативными  особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

    Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению  друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

    Анализ  результатов рисунков осуществлялся  по следующим показателям:

  1. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

  2. Эмоциональное напряжение и дистанция.

  3. Дискомфорт.

  4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.

      На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных  отношений  на ребёнка.

    К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;  изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

    Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению  к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

    Низкий  уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с  предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

    Наличие враждебности по отношению к родителям  прослеживается через прорисовку таких  деталей, как разведённые руки, растопыренные  пальцы, оскаленный рот и т.д.

    Анализ  рисунков показал, что из 30 семей  к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %). К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %). К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей     (20 %).

     После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов:

     1). Кто нарисован на рисунке?

     2).Где  они находятся?

     3).Что  они делают?

     4).Им  весело или скучно? Почему?

     5). Где работают или учатся члены семьи?

     6).Как в семье распределяются домашние обязанности?

     7).Кто  из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

     8).Кто  из них самый несчастный? Почему?

    Ответы  на эти вопросы позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое  наказание;

-отсутствие  общения с родителями;

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-общение  с ребёнком на повышенных тонах.

        По результатам этого теста  мы можем судить, что далеко  не во всех семьях царит  атмосфера положительных детско-родительских  отношений. В основном они носят переменный характер.

    Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены  своим положением в семье. 15 детей  часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены( Приложение 1).

    Для выявления родительского отношения  к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.[16]

    Цель: изучить выявление родительского  отношения к детям.

    Методика  проведения:

    Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался  либо положительный, либо отрицательный ответ( Приложение 2).

    Основанием  для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень  родительских отношений.

    На  наш взгляд, наиболее оптимальным  является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

    К нейтральному уровню можно отнести  отношения по типу «симбиоз». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

    К отрицательному уровню родительских отношений  мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализация».  Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.[5]

    Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую  картину родительского отношения  к детям:

    Оптимальные родительские отношения к ребёнку  наблюдаются в 10 семьях (33 %).

    К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).

    Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 6 семьях (20 %).

    По  результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности  у детей.

    По результатам проведенных методик (рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» и тест «Родительское отношение к детям»), мы выделили 3 уровня детско-родительских отношений в семье.

    1).Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

    2).Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

    3).Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

     

Заключение 

    В результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:

  • детские отношения к родителям;
  • знания родителей о воспитании ребенка;
  • родительские отношения к детям.

    Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

    Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

    Низкий  уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

        Результаты проведенного нами  исследования показали, что средний  и низкий уровни в развитии  детско-родительских отношений   вызывают особое внимание, так  как в отношениях родителей  с детьми прослеживаются некие  нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

Информация о работе Отношения подростков с родителями